• Авторизация


Сякухати.Выразительность исполнения – реформа понимания 19-06-2011 15:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Статья в ежемесячном журнале Хогаку (Японская классическая музыка), там рубрика, которую ведет Мицука Юкихико, называется "Пелена с глаз, или совершенство игры на сякухати".

Выразительность исполнения – реформа понимания Связь громкости и силы звучания Фортепиано и пианино, как вы знаете, имеют регулятор силы звука. Фортепиано играет громче, а пианино – тише, что вы тоже, наверно, слышали. Однако все-таки громкость не имеет отношения к силе звучания. Возьмите запись колыбельных песен, которые поются очень нежно (слабо), и попробуйте прибавить громкости – песни будут звучать по-прежнему нежно. И наоборот, если взять музыку, исполняемую сильно (мощно), и сделать ее тихо, она не станет звучать нежно, как бы тихо вы не сделали. Кроме того, про хорошее исполнение часто говорят «громко», но «громкое» звучание не обязательно значит «сильное». Вспомним, что начинающие исполнители играют «сильно», но не «громко». Таким образом, речь идет о громком и тихом исполнении и об экспрессии слабой и сильной. Впрочем, как правило, сильная экспрессия сопровождается громкостью, а слабая – тихим звучанием, поэтому это часто путают. Это на самом деле разные вещи. Схематично это должно выглядеть примерно следующим образом (см. ниже). Говоря в общем, делая звучание слабее (линия b) (налево), мы тем самым и уменьшаем звук, а делая сильнее (направо), одновременно прибавляем в громкости. Кривая А показывает, как меняется звучание песни или мелодии при большой громкости. В случае ансамбля, то есть при невозможности подать громкое звучание, остается лишь соблюдать экспрессию, что показывает линия С. Скажите «нет» своей манере игры А что за линия И? Ее задача – обозначать область сильно экспрессивного и громкого звучания. Любители сякухати считают, что хорошо, когда громко и экспрессивно. Любят они такое. И наверно, не будет слишком большой смелостью с моей стороны сказать, что они ставят это единственной целью. Пытаясь сохранить достигнутый с трудом тембр, идут к слабой экспрессии, но оттого, что пытаются сохранить тембр, на самом деле получают в итоге тихое звучание и больше ничего. Изменение области РО (показанной серым цветом и стрелкой вниз) – это варьирование громкости при сохранении сильной экспрессии, здесь, как бы тихо не шло исполнение, оно не покажется нежным, слабо-экспрессивным. Бывает и такой звук, как будто душат курицу, - это происходит при приближении к РО. Это можно заметить и у тех исполнителей, которые называют себя профессионалами. Унисон исполнения на щипковых струнных инструментах в мелодиях санкёку – своеобразный вариант, рожденный, скорее всего, из духа противоречия первому пронзительному звучанию струны. И когда профессиональные исполнители, воспитанные на новых мелодиях, созданных под этот выразительный метод (а может быть, они всё так исполняют?), играют попсу, слушатели чувствуют явное противоречие, причину которого читатель уже понял. Они, конечно, может, и радуются, что владеют таким интересным выразительным методом («в стиле сякухати»), но такое исполнение нельзя назвать нормой. Скорее уж, плохой манерой! Выражение оставляют прежним, меняя только громкость, что лишает исполнение духа выразительности. Это же просто комично! Конечно, кто-то скажет, что это и есть сякухати, однако, слушая исполнителей классической японской музыки, которые поняли тот факт, что «выразительность соответствует схеме», и вышли за пределы зоны, отмеченной серым, мы понимаем, что выразительность – нечто совсем другое. Когда нам нужна высокая нота, мы «покрепче сжимаем губы», благодаря этому звук становится тверже, а из-за того, что звук твердеет, для нас меняется площадь поверхности утагути, а значит, меняется также высота и выражение в целом становится более твердым. Я меняю только интервал, так значит, мне совсем не хочется, чтобы изменилось еще и выражение. И здесь дело вовсе не в том, как надо извлекать высокие ноты, а, опять же, в неправильном способе звукоизвлечения. Очень многие любители сякухати мечтали научиться правильно извлекать И и РО. Если вы начнете отрабатывать ХА и НИ, то сможете овладеть всей областью возможностей сякухати. ХА – это слабый (нежный) и громкий звук. НИ – это слабый, нежный и тихий звук; звук на уровне исчезновения. Это очень важные области. Перевод Юлии Григорович.

[209x188]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сякухати.Выразительность исполнения – реформа понимания | звучание_тишины - Дневник TAMUKE | Лента друзей звучание_тишины / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»