Что нам понадобится для успешной и радостной работы с матрешкой?
1. Самое главное и обязательное условие- отличное настроение и уверенность в своих талантах! Ведь каждый из нас по- своему гениален и каждый содержит в себе огромный потенциал еще не раскрытых способностей.
Никогда не приступайте к работе над матрешкой с плохим настроением, иначе вместо симпатичной, милой девочки у Вас может получиться недовольная капризуля, или того хуже.
2. Вдохновение, вдохновение, в д о х н о в е н и е... Без него любимого нам ну совсем никак. Поэтому вдохновляйтесь кто как может ( в лучшем смысле этого слова).
3. Для начала отправимся на разведку в ближайшие художественные магазины за всеми необходимыми материалами для нашего будущего творчества.
Почему на разведку? Потому что, к сожалению, очень редко удается приобрести все необходимые материалы за один раз. Особенно трудно подобрать подходящие по форме и размеру заготовки или, как их называют художники, " белье" ( или болванки ) матрешек.
4. Итак, с удовольствием начинаем выбирать нужные нам художественные материалы.
заготовки матрешек, краски, кисти, лаки
Итак, все таки с удовольствием начинаем выбирать нужные нам художественные материалы.
1) И самое главное- заготовки для матрешек хорошей классической формы и размера. Матрешечки хорошей классической формы ( фигуристые ), даже с не очень затейливым узором смотрятся гораздо привлекательней и элегантней, чем пузатые и приземистые
матрешки без плавных изгибов. Впрочем, также как и люди.
Примеры матрешечек хорошей формы:
[267x200]
[267x200]
[показать]
Примеры матрешек не очень удачной формы:
[337x200]
Заготовки для матрешек перед приобретением надо выбирать и проверять очень тщательно. От хорошей качественной заготовки зависит почти 50% успеха. Поэтому я буду долго, долго, д о л г о и очень подробно описывать, как выбрать правильную заготовку для Вашего будущего шедевра.Так как, если вдруг обнаружатся явные или скрытые дефекты, придется приложить очень много усилий и неблагодарного труда для их устранения, и не всегда это получается удачно. А неудачи на первом этапе работы очень негативно сказываются на нашем настроении и тем более вдохновении, а могут и вовсе надолго отбить охоту к нашему благородному творчеству.
Я очень надеюсь, что с Вами этого не случится, т. к. мы будем очень тщательно и даже очень придирчиво, но очень корректно и вежливо выбирать нашу будущую красавицу.
Какие бывают дефекты заготовок матрешек?
1. Большие сколы и выбоины. С мелкими мы легко справимся с помощью наждачной бумаги и грунтовки.
2. Трещины. Самый опасный и недопустимый дефект в нашей радостной, творческой работе.
3. Очень рыхлое и неустойчивое донышко. Для проверки надо обязательно расставить все матрешечки на ровную поверхность и протестировать их на устойчивость ( чтобы не качались ).
Если донышки у матрешек толстые и прочные, то еще можно допустить небольшую неустойчивость, которую можно легко устранить с помощью напильника или наждачной бумаги, а если тонкие,то нет.
4. Очень туго открываются и закрываются половинки матрешек.
5. Или, наоборот верхняя часть слишком легко снимается и матрешка буквально рассыпается в руках на две части.
6. Обе половинки матрешки ( в собранном виде ) должны очень хорошо прилегать друг к другу в местах соединения без зазоров и нависания одной части над другой. Края соединения должны быть идеально ровными.
7. Матрешки в собранном виде не должны очень плотно прилегать друг к другу, т. к. после росписи и нескольких слоев лака, они заметно увеличиваются в объеме и могут не поместиться одна в другую.
8. Очень тонкие стенки заготовки.
Каждую матрешку надо обязательно просмотреть на свет изнутри, т. к., если стенки настолько тонкие, что даже просвечиваются, то при росписи, сборке и др. обработке их можно случайно расколоть или раздавить своими собственными руками и напрочь испортить свое драгоценное настроение.
В идеале заготовки должны быть гладенькими и хорошо отшлифованными, но если все- таки имеются шероховатости, то это не очень страшно, т. к. мы сможем сами довести их до вполне приличного состояния шлифовкой мелкозернистой наждачной бумагой ( крупнозернистая оставляет недопустимые глубокие царапины ).
Пусть Вас не удивляет такое подробное описание дефектов, т. к. на самом деле очень трудно выбрать заготовку матрешки, идеально соответствующую нашим совсем не придирчивым, а совершенно нормальным требованиям по качеству.
Поэтому, если Вам повезет, то рекомендую приобрести сразу 2- 3 набора, т. к. у них имеется тенденция периодически исчезать из продажи. А "простой" на пике вдохновения очень угнетает и расхолаживает. И потом будет очень тяжело вернуться к налаженному процессу творчества.
Ну и последнее о заготовках.
Лично я больше всего люблю расписывать 5- местные наборы матрешек, т. к. 3- местные или одиночки ни то, ни се ( фольклор ), а 7, 10- местные или даже 12- местные ( и более- местные ) очень утомляют в процессе росписи и несмотря на то, что сюжеты на фасадах у всех разные, но основной узор на платках и шалях, кокошники, прически и сережки должны быть выдержаны строго в одном стиле и цветовой
гамме.
А многократное, монотонное повторение одного и того- же узора немного угнетает и уж слишком испытывает наше терпение.
А пятерочки всегда радуют, т. к. не успеваешь почувствовать монотонность.
Итак, заготовки для матрешек мы удачно выбрали и насладились неповторимым ароматом древесины ( скорее всего липы или березы ), исходящим от них, а нам пора продолжить выбор остальных необходимых материалов для нашего успешного творчества.
2) Выбираем кисточки для росписи матрешек
[250x40]
[250x69]
Большое счастье, что сейчас нет проблем с выбором кисточек.
Кисточки легко можно подобрать на любой самый притязательный вкус: колонок, белка, козлик, пони, щетина, синтетика и т. д. Отечественные и импортные, всех размеров и номеров.
Вы можете подобрать кисточки на свой индивидуальный вкус, но я рекомендую только колонок, т. к. другие кисточки я и рекомендовать то не имею право, потому как другими не пользуюсь. И это, опять же мое сугубо личное мнение и пристрастие.
Ну, люблю я кисточки из колонка за все их прекрасные качества.
А словами почему - то не объяснить ( прекрасные качества ).
Вот они красавицы:
Зачем столько кисточек?
А для удобства и про запас.
А, если серьезно, то кисточки даже из прочного и надежного колонка быстро "истираются".
Когда- то я расписывала 5- местную матрешку от начала и до конца одной единственной кисточкой №2, так после завершении работы мне пришлось ее с большим сожалением выбросить, т. к. она стала уже на себя не похожа и больше ни на что не годилась.
А, когда для разных операций (узоров, вырисовывания лица, грунтовки, лакировки, золочения и т. д.) используются разные кисточки, то они и послужат дольше, их хватит для росписи еще не одной семейки матрешек.
3) Выбираем краски и лаки для росписи матрешек
Сейчас очень богатый выбор красок для росписи по дереву и др. материалам.
Но, опять же я буду настоятельно рекомендовать темперные и акриловые краски. Никогда
и ни за что не рисую гуашью.
Когда- то я пробовала расписывать матрешки гуашью, т. к. темперу не всегда можно было запросто купить даже в специализированных магазинах.
Гуашь, также как и акварель даже после полного высыхания легко размывается водой и при выполнении многослойных узоров и, особенно лиц матрешек, иногда получается недостойное безобразие. Или это я такая привереда? Ведь расписывают же матрешки гуашью даже профессиональные мастера с большим успехом. Не знаю, я больше такого удовольствия ни себе ни Вам не желаю. И опять таки, это мое сугубо личное мнение. А вдруг Вам понравиться расписывать матрешки гуашью или даже акварелью? Ну что ж, поэксперементируйте, для опыта это полезно.
А вот темперой "Мастер- класс" и "Ладога" нашего петербургского завода художественных красок "Невская Палитра" я готова бесконечно восхищаться и радоваться каждому новому тюбику, ее тонкому, приятному, специфическому аромату, ее тонко- дисперсионной консистенции, ярким натуральным цветам и оттенкам, и отличной укрывистой способностью,
и т. д., и т. д.
Темперные краски- это моя любовь с первого взгляда, т. е. с первой линии и первого мазка.
Кстати, свою первую матрешку 18 лет назад я расписывала масляными красками, впрочем также как и вторую. Потом не совсем удачно пробовала расписывать гуашью. Но с тех пор, как я обнаружила художественный магазинчик, где купила свои первые
темперные краски, отдаю предпочтение только им.
Акриловые краски я тоже использую для основного фона или крупных узоров, но для более тонких линий и узоров все- таки предпочитаю темперу и, именно завода художественных красок "Невская Палитра", хоть использовала краски и других производителей и импортные.
Впрочем, может быть это мое субъективное пристрастие.
И все- таки темпера.
Желательно приобрести все основные цвета и несколько дополнительных
1)
Белила титановые
2)
Кадмий жёлтый средний или
Кадмий жёлтый светлый
3)
Сиена натуральная или
Сиена жжёна
4)
Кадмий красный тёмный 5)
Умбра жжёная
6)
Окись хрома или травяная зеленая
7)
Ультрамарин или
Кобальт синий
или
Голубая "ФЦ"
8)
Сажа газовая, а еще лучше
Глубоко-чёрная
Ну а дополнительные цвета можно подобрать на свой индивидуальный вкус.
Для фона шалей можно приобрести пару баночек акриловых красок.
Да, для основного фона шалей даже лучше использовать акриловые краски в баночках по 50- 100 мл. На шали идет очень большой расход расход краски, а темперы придется израсходовать почти 1/3 тюбика, что не совсем выгодно, да и акриловые краски в баночках
уже почти готовы к работе, может только немного разбавить водой, если они загустели.
4) Краски акриловые металлик.
Для кокошников и некоторых деталей узоров нам понадобиться баночка или тюбик акриловой
краски металлик "золото"
Золото сусальное, металлик или Золото ройял,
Золото олимпик и др., главное чтобы было похоже на золото.
Рекомендую, именно акриловое золото, т. к. с ним легко работать и кисточки легко промываются водой, а не сильнопахнущими растворителями с которыми нам еще придется столкнуться при завершающей лакировке матрешки.
Акриловое золото лучше всего при загустении разбавлять специальным разбавителем для акриловых красок, но можно и водой, только не в самой банке, а предварительно отлив небольшое количество краски в маленькую емкость. Можно использовать для этого даже пластиковые пробочки от минеральной воды или баночки из под косметического крема.
5) Лак акриловый.
[182x233]
Акриловый лак бывает глянцевый и матовый. Нам понадобиться глянцевый лак.
Его я использую как промежуточный закрепитель рисунка.
Например: после того как лицо или шали полностью прорисованы, я тонким слоем лака покрываю рисунок. Минут через 10- 15 лак высыхает и можно спокойно работать над другими деталями матрешки, не опасаясь как- нибудь испортить уже закрепленный лаком рисунок.
Ведь в процессе работы матрешечку приходиться держать в руках и есть опасность случайно засалить или испачкать краской уже готовый рисунок. А слегка пролакированный рисунок, даже если на него вдруг попадет капля краски или что- либо другое, можно легко и без опасения протереть чуть влажной салфеткой и убрать грязь, прикасаясь к рисунку легко- легко, совершенно без усилия и нажима.
Акриловый глянцевый лак можно использовать как основной и единственный лак для лакирования матрешек, особенно если это Ваш первый опыт.
Он не токсичен, быстро сохнет и имеет довольно- таки приличный блеск и глянец.
Вспомогательные материалы для росписи матрешек.
1) Глиттеры с блестками.
[267x200]
Обыкновенные гелевые глиттеры с блестками могут нам понадобиться для подсвечивания некоторых элементов декора: сережек, кокошников, отдельных фрагментов узоров.
Лучше всего приобрести набор глиттеров, в котором имеются все основные цвета, включая золотой и серебряный.
2) Карандаши

2- 3 карандаша средней твердости, т. к. слишком мягкие карандаши сильно пачкают рисунок, если его случайно задеть руками.
3) Ластики, резинки

ч) Точилка для карандашей

5) Мелкозернистая наждачная бумага

6) Палитра для разведения красок

Палитры пластиковые, керамические или деревянные. Но можно ограничиться и обыкновенным блюдечком, пластиковой крышкой или
небольшой разделочной доской.
7) Альбом для рисования или планшет

[253x182]
Для зарисовки узоров и набросков Вашей будущей матрешки.
8) Лак паркетный (нитро или акрил-полиуретановый) глянцевый
Для завершающей отделки я использую лак паркетный самого высокого качества "люкс" или "премиум" глянцевый.
Но рекомендую ограничиться акриловым или акрил-полиуретановым водорастворимым лаком, т. к. они не токсичны и почти без запаха. А с нитролаками надо работать с большой осторожность, в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше на улице. И, вообще, с лаками работать очень не просто, поэтому лучше всего испытать новый лак на разделочных досках. К каждому виду лака нужен свой индивидуальный подход. Поначалу я испортила немало матрешек, именно лакировкой: то видимые потеки, то трещины от использования слишком густого лака или нанесения большого количества слоев. А акриловым лаком в 3- 4 слоя, разведенным "жиденько", матрешку трудно испортить.
Паркетный лак можно купить в супермаркетах "Старт", "Максидом" или других специализированных магазинах. Если будете использовать нитролак, не забудьте приобрести растворитель для "нитро" -№ 646, для разбавления лака до необходимой вязкости и промывания кисточек после лакировки.
[показать]
Ну вот, мы все сполна купили, и я искренне рада, что Вы можете позволить себе начать свою
творческую деятельность с такими хорошими исходными материалами

Серия сообщений "Дошколята":