[266x377]Клод Ашиль Дебюсси ( 1862 -1918 ) учился в Парижской консерватории у А.Ф.Мармонтеля ( фортепиано) и Э.Гиро ( композиция ). Ещё будучи студентом консерватории, Дебюсси сопровождал в качестве домашнего пианиста российскую меценатку Н. фон Мекк в её путешествии по Европе, провёл лето 1881 и 1882 годов в имении фон Мекк - Браилове и в Москве. Дебюсси познакомился с произведениями Мусоргского, Римского - Корсакова, оставившими след в формировании творческих установок композитора. Сделал фортепианное переложение трёх танцев из балета Чайковского "Лебединое озеро". В 1884 году при окончании консерватории Дебюсси получил Римскую премию за кантату "Блудный сын" и уехал на три года в Италию.
По возвращении в Париж Дебюсси примкнул к литературному кружку символистов, возглавяемому поэтом Стефаном Малларме. В 1884 году композитор создаёт симфонический прелюд по эклоге Малларме "Послеполуденный отдых фавна".
Послеполуденный отдых фавна
Леонард Бернстайн - Бостонский симфонический оркестр
1890 - е годы - расцвет творчества Дебюсси. В своих сочинениях композитор находит новые формы выражения, свой характерный музыкальный язык, отличающийся своеобразием, красочностью образов, изысканными гармониями и ритмами, тонкой, оригинальной оркестровкой. Для воплощения характерных живописно - эпических тем Дебюсси был близок жанр сюиты с относительно свободной композицией цикла и отдельных частей, с самостоятельным образным содержанием каждой части ( "Море", "Образы", "Ноктюрны" ).
Ноктюрны
Бернард Хайтинг - Королевский оркестр Концертгебау, Амстердам
Море ( La Mer )
Валерий Гергиев - Ленинградский симфонический оркестр
Цикл из двадцати четырёх прелюдий, созданных Дебюсси в конце творческого пути ( первая тетрадь в 1910 году, вторая - в 1913 году ), завершил, по существу, развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболе значительными явлениями которого до сих пор были прелюдии Баха и Шопена.
Каждая из прелюдий имеет программное название, указанное в конце пьесы ( этим автор как бы подчёркивает нежелание "навязывать" свой замысел исполнителю и слушателю. Прелюдии имеют совершенно законченную и стройную форму. Мы почти не найдём прелюдий типа набросков, эскизов или просто импровизаций. Большая свобода высказывания заключена у Дебюсси в довольно строгие рамки композиции.
Прелюдии. Тетрадь 1
Святослав Рихтер