Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона впервые было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею» и впервые в Германии было издано полное собрание Баха сочинений.
Музыканты всего мира играют Баха, поражаясь красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.
«Не ручей! — Море должно быть ему имя», — сказал о Бахе великий Бетховен.
Откуда рождается и из чего делается великая музыка, философия, поэзия, живопись, архитектура и политика? Из экстаза, который есть наш выход из самих себя, переход к иному, трансгрессия, пере-ступание. «Ремесло Экстаза» - программа Михаила Аркадьева о вечных вопросах и тайнах творчества и мысли.
Хоральная прелюдия фа-минор Иогана Себастьяна Баха в аранжировке Эдуарда Артемьева в фильме Андрея Тарковского "Солярис", снятом по мотивам одноименного романа Станислава Лема...
Прелюдия до мажор открывает Клавир и она же наиболее популярна. Если остальные части Хорошо Темперированного Клавира знакомы далеко не всем (исключая среду музыкантов, конечно), то его Прелюдию до мажор не слышал разве что только глухой или же совсем дремучий человек. ХТК, как и большая часть произведений Баха, несет в себе глубокое философско-религиозное содержание. Его первая часть, включающая прелюдию и фугу до мажор, символизируют евангельский сюжет Благовещения - сообщение архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о предстоящем зачатии от Святого Духа. От этого сюжета оттолкнулся и Гуно, создав свою столь же бессмертную, как и Прелюдия Баха, "Aве Марию". Напрашивается вопрос: а при чем здесь Гуно? Да при том, что его "Аве Мария" - не то, чтобы совсем его. В основе лежит все та же Прелюдия до мажор Баха. Впрочем, Бах вряд ли в обиде: и времени много минуло, и результат уж слишком хорош.
Sviatoslav Richter: Well-Tempered Clavier- Prelude & Fugue in E flat minor
Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его:"В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган".