Игумения Таисия: Как сохранить в душе мир с Богом, восстановленный в ней чрез таинства, или чрез тайное покаяние, или милосердием Божиим?
Отец Иоанн Кронштадтский: Ничем так не сохранишь мир, состоящий в общении с Богом, как вниманием к себе. Вообще человек, проходящий жизнь духовную и ревнующий о спасении, должен неослабно внимать себе, т.е. замечать все движения своего сердца и ума. За ними сильно назирает враг и ищет уловить их; и когда найдет скважинку, т.е. минуту, не занятую вниманием самого домохозяина, тотчас же вторгается и сам начинает хозяйничать в его душе, и много может навредить ей.
Игумения Таисия: Мне думается, батюшка, что рассеянность, хотя сама по себе и не есть особый вид греха, но едва ли не более других грехов мешает присутствию благодати Божией и заглушает ее.
Отец Иоанн Кронштадтский А разве ты не считаешь рассеянность за грех?! Она есть потеря внимания, о ней и Спаситель упоминал, когда говорил о семени, падшем при пути, и когда сказал апостолу Петру "Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу" (Лк. 22, 31) - "сеял", т.е. "рассеивал".
Игумения Таисия: А разве это о рассеянности, батюшка?
Отец Иоанн Кронштадтский: Как же, о рассеянности.
Игумения Таисия: А как тяжело чувствует себя душа, когда, очистившись и восстановив свое общение с Богом, опять нарушит его!
Отец Иоанн Кронштадтский: На чистом и белом виднее пятнышко и самомалейшее; так и на душе чистой, а в черном и грязном они и незаметны за общей чернотой и грязью. Опять так и выходит, что надобно внимать себе и иметь непрестанное памятование о Боге и внутреннюю молитву.
Игумения Таисия: Когда человек внимает себе и следит за собою, то и малейшее уклонение от Бога, волею или неволею допущенное, тяготит душу и нарушает ее мирное состояние (говорю, впрочем, из собственного опыта). С потерею мира рождается тревога, смущение, теснота. О, как тяжело бывает душе и как трудно ей снова восстановиться!
Отец Иоанн Кронштадтский: Господь знает наши немощи. Он готов простить нам все, если мы каемся и просим прощения. Не надобно коснеть, т.е. останавливаться на мысли о совершенном грехе, а тотчас же каяться, памятуя милосердие Божие, тогда породится не тревога и рассеяность, а сокрушение и смирение сердца, которое Бог не уничижит (Пс. 50, 19), т.е. не презрит.
Игумения Таисия (Солопова),
«Беседы c праведным Иоанном Кронштадтским»