Читая дневники святителя Николая Японского, непрестанно поражаюсь тому, сколь схожи методы давления на Японскую Православную Церковь в годы русско-японского противостояния, и сегодняшние обвинения Украинской Православной Церкви.
1. В Церкви хранится оружие
Март 1904 года, Япония: «Из окрестности Хиросима пишет один язычник. [...] Если я скоро не уберусь из Японии, то мне угрожается бедствием. В приписке требуется в наивозможно скором времени дать объяснение, "почему я вооружил собор пушками". [...] Вот типичный-то самодур! В продолжении 15 лет не дал себе труда убедиться, есть ли в самом деле столь возмущающие его пушки в Соборе».
Февраль 2014 года, Украина: «В последнее время в СМИ появляется информация, [...] что якобы в Почаевский лавре скрываются "титушки", на территорию монастыря пропускают исключительно по паспортам, вывозят святыни и хранят оружие. Ничего подобного в лавре не происходит. Мы в любое время готовы принять сформированную комиссию, которая сможет осмотреть лаврские помещения и убедиться в том, что на братию Почаевской лавры возводят напраслину».
2. Церковь работает в пользу другого государства
Октябрь 2014 года, Украина: «УПЦ МП - це п'ята колона в Україні, це політична, а не релігійна структура. [...] Як сказав один дуже знайомий нам архієрей: "кожна свічка, запалена в МП - це куля пущена в українського солдата", а ми ще й від себе скажемо, що кожна гривня віддана в МП - це куля в наших хлопців. Нехай це не прямо, може все таки ці гроші, які і так йдуть в Москву не витрачаються прямісінько на зброю, хоча ... хто їх знає» .
Октябрь 1903 года, Япония: «В "Иородзу-чёохоо", [...] напечатано вчера, будто я "употребил 20 тыс. ен на подкуп шпионов из японцев в пользу России". Так! Да я бы выгнал японца, если бы он и без всякого подкупа стал набиваться [...] изменить своему собственному Отечеству!».
3. Церковь не патриотична
2014-2015 года, Украина: «Новоизбранный глава Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Онуфрий не является патриотом Украины», «Бути причетним до Московської патріархії – значить бути духовним співучасником російської агресії», «Московський патріархат – пропагандист сепаратизму на Сумщині?», и т.д.
1903 год, Япония: «В одной из недавних статей была клевета, будто у нас при крещении попирается портрет Японского Императора; сегодня, якобы в удостоверение этого, приводится письмо одного, будто бы искренне желавшего креститься у нас, но возмутившегося, когда его хотели заставить топтать портрет Императора, и умершего, не крестившись».
Аналогии можно продолжать, но стоит ли? И Церковь другая, и 110 лет прошло, а обвинения всё те же, и всё столь же нелепые, ибо Творцом может быть только Бог, а лукавый... Он хитёр, но скудоумен. Правда же состоит в том, что и в 1904, и в 2015 году, "Церковь в каждом государстве верна своему Отечеству", но вот только "сколько ни будь бел, а коли черные очки надели, чтоб смотреть на тебя, то никогда белым не покажешься".