Который день наблюдаю, что приходиться заставлять себя вставать на утреннее молитвенное правило. Даже и заставлять себя начинает надоедать. Все одно и то же… каждый день…. Да, знаю, что во время и после молитвы совершенно другая жизнь: осмысленная, наполненная. Да, знаю, что потом буду жалеть, если не помолюсь, и буду радоваться, если преодолею эту зеленую хандру. Да, знаю, что всего-то и нужно сделать первый шаг – встать на молитву и начать молиться, и все препятствия сразу рассеются, как туман. Начни, и сила придет во время молитвы! «Молитва дается молящемуся» (свт. Феофан Затворник). Да, знаю, что это - просто искушение. Все это и многое другое про молитву знаю, но все равно внутри такая тяжесть и нежелание, что все уже надоело. Так можно потерпеть пару дней или неделю, но больше уже всё – невозможно. Не знал, что почти с 20-ти летнем молитвенным стажем придется бороть себя за молитву, как новоначальный...
Даже знаю, почему приходит такое состояние, чтобы человек убедился, что молитва – это не его, а Божие дело в нем. «Не думай, что будешь ревновать о молитве всю жизнь» (Древний патерик). Чтобы подвижник не приписывал себе свои молитвенные подвиги, чтобы понимал, что и ему надо потрудиться, а не только благодати, если хочет до конца устоять в вере. Такие состояния Бог попускает еще и потому, что хочет дать тебе какой-нибудь дар, а для этого предлагает немного потрудиться. Бывает, что состояния апатии к молитве – следствие упущений в образе жизни, через которых уходит Благодать, не смотря на то, что человек вроде и молится. Нежелание молиться может быть дитём от своей матери – несовершенной воли, которая требует для своего укрепления в добре, дополнительных усилий. Все это известно, но… открывать глаза по утрам не хочется, вылезать из теплой берлоги (постели) не хочется.
По-моему, все внешнее мешает молитве. Оно как бы говорит, что есть дела по-интереснее, по-важнее. «А может ты просто приболел? Пожалей себя», – говорит внутренний помысел. Короче всё! Последний раз встану на молитву против своего желания.
«Благословен Бог наш…» И вот во время богослужения ясно приходит на память эпизод 20-летней давности: ночью в полусне, толстая гладкая змея начала изнутри раскрывать мои челюсти и быстро сквозь тесноту открытого, как в зевке рта, вылезать наружу. Вышла вся, без остатка, и я проснулся. Проснулся в слезах от радости и от легкости. Что это было? Не знаю, но после этого каждый раз, когда слышу эпизод из Евангелия от Марка про жившего во гробах бесноватого, прилагаю его к себе. Тогда Христос выгнал легион бесов из него и послал их в свиней, а тот бывший бесноватый хотел сесть в лодку вместе со Спасителем, но Иисус сказал ему: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (Мк, 5:19).
И это я все помнил до времени, но время видно постаралось притупить этот случай в памяти. А тут он ясно всплыл! И я понял для чего - чтобы я получил снова сильный внутренний мотив на молитву. Мне есть, за что благодарить Бога – Он исцелил меня от змия, Он (Бог) спас меня от смерти, Он воскресил меня. Тем более, мне был ясно сказано от Него – иди и свидетельствуй о милости Божией к тебе. Когда этот эпизод был освежен в памяти, то как бы открылось второе дыхание для молитвы. Его всплытие - это тоже помощь от Бога. Какой- же Он милосердный: дает и молитву и мотив к молитве. Что остается мне? Только уподобиться тому одному из 10 прокаженных, которых исцелил Иисус, и который только один вернулся поблагодарить Его. Благодарить – «эвхаристо» по-гречески. Ежедневная Евхаристия – достойное благодарение нашего Бога за Его милости к нам, грешникам.
Аминь.
P.S. Таким образом, нужен сильный внутренний мотив для молитвы, как фундамент для здания. И если он основан на истине, то это строительство закончится с Богом в раю. Думаю, что если у человека нет фактического повода благодарить Бога, как в данном случае у меня, то его нужно для себя непременно придумать.
ВНИМАНИЕ! Отец Константин Кочегаров является клириком Истинно-православной церкви Греции (так называемый "Синод Хризостома"), не относящейся ко Вселенскому Православию. В своём блоге я цитирую "как есть" те из его записей, которые нахожу близкими духу православия, и интересными лично мне.