Если прп. Сергий Радонежский избавился от страстей через бдение (молитва) и пост, как об этом свидетельствует канон ему на утрени, то как себя распял евангелист Иоанн? Ответ на этот вопрос я также искал во время всенощной. И признаться честно, это оказалось не просто, т.к. оба канона святому были полностью наполнены хвалой его удивительным и редким богословскими дарам от Бога и молитвой ему. Меня же, напомню, интересовало то, благодаря ЧЕМУ он получил эти дары, чем угодил Богу, чем распял себя?
- Ум божествен и девственно тело стяжав, храм был еси живый же и одушевленный, славне;
- Величия твоя, девственниче, кто повесть?...
- девство сохранил еси и благочестно пожив...
Таким образом, спасительное Иоанново средство - это сохранение девства и благочестие. [...] Польза девства очевидна, а вот что такое благочестие? Это реализация в своей собственной жизни внутренних знаний, убеждений, по сути веры. "Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины…" (1Ин. 2:4) Думаю, что самое явное проявление в жизни ап. Иоанна его внутренних убеждений было следование за арестованным Спасителем, начиная от Гефсимании, в дом первосвященника и вплоть до Креста. Интересно, был ли он у дома Пилата (гражданская власть)? Мое мнение, что был, но "Распни Его!" не кричал. Впрочем, это мое, грешника, мнение и нужно просто поискать свидетельств у отцов. Так вот, это шествие было очень тяжелым, т.к. было совершено в одиночестве (все остальные апостолы разбежались. Последним и ранним утром убежал ап. Петр после петушиных воплей) и при этом во враждебном окружении - он был соучастником "преступлений" Учителя, ведомого на суд и на казнь. Т.е. по идее один из крестов должен бы быть его, иоанновым, местом.
Здесь хотелось бы отвлечься на актуальность этой темы - проявление в жизни каждого веры.
Однажды один верующий купил авто. Оно оказалось неисправно - "жрало масло". "Надо срочно продавать!", - пронеслось у него в голове, т.к. ремонт, понятное дело, выльется в копеечку. И тут совесть отреагировала: "Куклу продавать нельзя!". И начался мысленный пинг-понг:
- Так делают все: чуть что - продают.
- Ты не должен поступать как все, а должен поступать по вере.
- У меня есть семья, которую нужно кормить, ремонт машины заберет все деньги, голодная семья – это тоже будет мой грех, из 2-х грехов надо выбирать меньший.
- Исполни заповедь, а об остальном позаботится Бог
- В обществе такой закон: покупатель сам должен смотреть, что покупает.
- Ты не должен следовать греховным законам общества, а если и продавать, то предварительно отремонтировав машину, чтобы покупатель был для тебя не деревом, а близким.
Не знаю, был ли подобный пинг-понг в голове ап. Иоанна Богослова, во время пути Христа на Страсти? Но то, что любимый ученик был до конца рядом с Тем, в Кого верил, это точно. Исполнение заповедей в жизни показывает степень укрепления воли человека в добре, т.е. любви. Иоанн Богослов – апостол любви. По-моему, целомудренные православные в современном мире не достигают совершенства из-за прихрамывания именно на этапе практики.
Недавно один человек искал работу и, придя по объявлению, обнаружил крайне антисанитарные условия производства йогуртов. Ужаснувшись, он решил никогда не покупать продукцию этой фирмы, распространенную в местных супермаркетах, и сначала подумал, что молчать об этом нельзя и поделился вопиющим беззаконием с друзьями. Друзья предложили ему написать заявление в он-лайн приемную губернатора. Но он испугался, боясь преследования его и его семьи от этих, вероятно, бандитов: «Встретят у подъезда и убьют». А один друг приводит ему свой аргумент: «Убьют за правду, и попадешь в Царство Небесное. И вообще, почему сразу убьют? Не так страшен ч., как его малюют. А другие люди будут продолжать травиться этими йогуртами».
- Нет, как-нибудь в другой раз, - ответила вторая ракетка в пинг-понге.
Это есть пример степени укрепления воли человека в добре. А потом он же и спрашивает: почему я не чувствую благодати? Почему духовная жизнь такая скучная? Надо Рождество Христово разбавить сценками из Мэри Поппинс, сократить службы, признать, что и инославные в Церкви Христовой, что и пассивных экуменистов можно поминать на проскомидии.
Ап. Иоанн распял себя и угодил Богу сначала целомудрием, а потом реальным следованием за Христом.
Помолись о нас, грешниках, Апостол любви.
ВНИМАНИЕ! Отец Константин Кочегаров является клириком Истинно-православной церкви Греции (так называемый "Синод Хризостома"), не относящейся ко Вселенскому Православию. В своём блоге я цитирую "как есть" те из его записей, которые нахожу близкими духу православия, и интересными лично мне.