Первое предохранительное средство – память о грехах
Не забывать, но всегда помнить содеянные тобою грехи. Так повелевает тебе Бог через Исаию: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни, и да судимся». Делай же это, то есть помни грехи твои не для того, чтобы мучить свой помысл, – говорит тебе божественный Златоуст, – но чтобы учить свою душу не буйствовать в страстях и не впадать вновь в то же самое.
Избавившийся от великой опасности, вспоминая о ней, боится и трепещет, и этот страх помогает ему не впасть в ту же опасность. Так Давид, и после прощения его грехов, всегда помнил о них и имел их перед глазами своими, поэтому и говорил: «И грех мой предо мною есть выну»
Второе предохранительное средство – удаление от причин греха
«Если согрешивший один раз вновь совершит тот же грех, это доказывает, что он не очистился прежде от причины оного греха, от которой, как от некоего корня, снова должно произрастать то же самое». Итак, избегай, брат, худых воззрений, худых бесед и общения с людьми распущенными и особенно избегай бесед и дружбы с лицами, с которыми совершил плотские грехи, потому что ты долен делать одно из двух: или удалиться от них, или удалить их от себя и изгнать, если они находятся в твоём доме, будь то рабыня, или раб, или вообще твой родственник и друг. [...] И никогда не верь самому себе, говоря: я могу общаться с людьми, причиняющими вред, и не получать вреда. Это помысл ошибочный, потому что написано: «Не ими веры врагу твоему во веки». [...] Поэтому и божественный Златоуст говорит: «Не убегающий далеко от грехов, но ходящий рядом с ними будет жить в страхе и часто в них впадать»
Третье предохранительное средство – постоянная исповедь
Пользуйся предохранительным средством исповедоваться постоянно, таким образом, чтобы не только когда совершишь какой-то смертный и великий грех сразу бежать к духовнику, но и когда совершишь какой-то малый и простительный, если это возможно. Потому что, как раны, когда их показывают врачу, не увеличиваются, так и грехи, когда их исповедают, не возрастают, согласно Лествичнику «Язвы обличаемые не преуспеют на худшее, но исцелятся»15. Аисты имеют обыкновение не возвращаться больше туда, где разорили их гнездо, так и бесы удаляются от часто исповедующегося, потому что частой исповедью он разоряет их гнезда и сети.
прп. Никодим Святогорец,