• Авторизация


МЕДОВЫЙ СПАС 13-08-2011 00:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 *ЗАГОВОРЫ *ГАДАНИЯ *ОБЕРЕГИ *ПРИМЕТЫ *ОБЫЧАИ*ПОВЕРЬЯ*
   [показать]



[450x399]

Медовый Спас
С 15 века на Русской земле сложилась традиция отмечать в августе три праздника, которые следуют друг за другом: 14 августа - Медовый Спас, 19 августа - Яблочный Спас, 29 августа - Ореховый Спас. Именно поэтому в прошлые века этот месяц имел еще и простонародное название - густырь, т.е. щедрый месяц, ведь в августе начинается сбор урожая, идет жатва, собирают яблоки, мед. Все три праздника носят название «Спасов», что является сокращением слова «Спаситель».

[600x392]


14 августа - Спас медовый, Спас на воде. Это - первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса - Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Истоки Спаса идут из Византии. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
[480x360]

В этот день верующие идут в церковь с букетами полевых трав и цветов. Освященные чабрец, мята, мак должны простоять дома круглый год. В этот же день отмечается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленное по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Во время битвы (1 августа по старому стилю 1164 года) произошло чудо: светлые лучи от иконы Спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и воины, воодушевленные таким Божиим благоволением, разгромили вражескую армию и заняли несколько городов противника.
В Русской Церкви этот праздник был установлен Андреем Боголюбским в 1164 г. В этот день Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту. Повсеместно совершались крестные ходы к воде. Согласно древнему преданию, 1 августа ( по старому стилю) святой благоверный князь Киевский Владимир крестился сам и крестил Русь. В этот день в память о Великом событии Крещения Руси совершается освящение воды. В "Сказании действенных чинов святыя соборные и апостольския церкви Успения" (1627 год) говорится: "А на Происхождение в день Честного Креста бывает (крестный) ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям" (Православный церковный календарь на 1993 год. С. 79).

Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь.
Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась «иордань» - возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. По углам "Иордани" изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и другие святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, птицами. На помосте ставились два «места» - государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном.Царское место было покрыто резьбой, утверждалась 'на пяти точеных столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри тафтяной, занавесью'.
[337x450]


В старой Москве государь выезжал накануне первого Спаса в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в самый день праздника после заутрени, сопровождаемый боярами и всеми сановными людьми, выходил на воду, в предшествии духовенства, с крестом, хоругвями и иконами.
под колокольный звон, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес «иордани» и оттуда - в воду.“А мовники у государя (Бориса Годунова, 1602) были: боярин Семен Микитин Годунов, два окольничих (тоже Годуновы) и с ними еще пять чиновников (все князья). И мовники были без мест (т.е. не смели считаться чинами и вообще первенством)”. Перед погружением государь возлагал на себя драгоценные кресты.Их было три: все золотые, унизанные по краям большим жемчугом и украшенные самоцветными камнями: изумрудами и яхонтами (одним червчатым, т.е. ярко-малиновым, и другим лазурным, т.е. светло-синим или темно-голубым, т.е. сапфиром), да лалами (или рубинами). Один из этих драгоценных крестов носил первый из московских митрополитов, свт. Петр, а другим благословила царя Алексея бабка его, инокиня Марфа Ивановна.Вот, например, как выглядел один из крестов: «...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...»

Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго - настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев. Духовенство кропило святой «иорданскою» водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к «иордани», где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.
А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния - чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.
После водосвятия принято было купаться, чтобы защититься от лихорадки и сглаза. Так, в Валдае Новгородской губернии купались прямо в рубашках. Говорили: "На Спаса в Ердани купаться - незамоленные грехи простятся". После первого Спаса в воду не заходят

Согласно народному календарю именно в этот день начинается настоящая осень. Тепло идет на спад, ночи становятся холодными, а вода в водоемах уже не нагревается так, как летом.
Кроме людей купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку, для того чтобы защитить животных от разных болезней. Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купают в последний раз.
После продолжались народные гуляния - чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.
[400x525]

14 августа день памяти семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара ( 116 год до Рождества Христова). Семь братьев, их мать и их учитель были зверски замучены врагами христианства. В народных представлениях произошло соединение созвучного имени семи мучеников и названия растения - "мак", сбор семян которого приходился на это время.
Из мака малороссы пекут “шуляки”, т.е. коржи из пшеничного теста, и обливают их густою медовою сытою с примесью растертого мака.
Обычно в этот день девушки обсыпали парней маком - на деторождение.

Маккавей на дворе – мак собирай. Отсюда и второе название праздника. Считается, что именно в этот день мак полностью вызревает и пора начинать его сбор. Собранный в этот день мак, делает сдобное тесто особенно ароматным. Это был главный секрет хозяек, которые славились отличными пирогами с маком.
Мак для выпечки нужно собирать именно 14 августа, тогда он будет иметь не только ценные кулинарные качества, но и лечебные свойства.
Дикий мак употребляется как средство от ведьм. По народному верованию, стоит только этим маком обсыпать дом — и все козни ведьм окажутся недействительными.


ЗАГАДКИ ПРО МАК

Пал порошок, стал городок краше Казани, краше Астрахани.

Кину порохом, станет городом, Красной Москвой, Белой Литвой.

Стрелочка-самоделочка, сама строится, сама делается,на стрелочке городок — семьсот воевод, тысяча бухар, полтораста татар.

Под одним колпаком семьсот казаков.

Мертвым в землю упал, живым из земли встал, красну шапку уронил и людей усыпил.

Росло-повыросло, из земли повылезло, алой лентой облупилося, красным девушкам полюбилося.

В первый Спас любой бабий грех простится

Женщины всегда верили в эту примету. Поэтому в этот день они обращались с молитвой к своему Ангелу-хранителю с просьбой помочь отмолить свои грехи. Но считалось, что если женщина сама себя не простит, то и Ангел ей помочь не сможет. Сначала нужно простить себя, а потом обращаться за прощением к Высшим силам.

Медовый Спас новые колодцы освящает

В старину старались выкопать колодец и довести его до ума именно к этому празднику. Мало того, до того, как колодец освятят на Медовый Спас, из него воду не брали. Считалось, что освященный в этот праздник колодец будет всегда радовать своих хозяев чистой и целебной водой. Даже навредить и отравить воду в таком колодце никто не сможет.

На спасов день всё уже придет, все выжнем, как хорошо лето: и рожь, и жито — всё к спасову дни должно прийти. Хорошо лето, так хлеб в одну семь приходит (за семь недель). Две семи хлеб на полях не стоит: либо убьет его, либо дойдет, и его надо убирать (Пинежье).

В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи. Когда начинали сеять озимые, стаскивали ветхого старика, с печи — старинного пахаря... Поддержали ему руку одни, потрясли ее другие: «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!»

Когда хлеб сеешь в погоду, больше родится приплоду. В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи; как обмочило оглобли, так и поезжай домой.

Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше.

Паши под озимь, сей озимы, готовь гумна и овины.

На первый Спас защипывай горох.

Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины — старейшего лекарственного растения. В народе использовали не только сухие плоды (заваривали в виде чая при простуде), но и цветки малины, настой из которых применялся как противоядие против укусов змей и скорпионов; отваром цветков промывали воспаленные глаза, а водным настоем листьев полоскали горло при ангине.

Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи — прекрасное средство, обладающее вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами, употребляемое при желудочно-кишечных заболеваниях.

ЗАГАДКИ ПРО ЧЕРЕМУХУ

Не ломай меня, а влезь на меня, так начумкаешься.

Стоит кузенка вся в пуговках.

Платье потерялось — пуговки остались.

Черный маленький барашек, костяно брюшко.

Известная дразнилка о рыжем и красном бытует и как загадка о черемухе и рябине:
Черный красного спросил: «Чем ты бороду красил?» — «Я не краской, не замазкой, я на солнышке стоял, кверху бороду держал. А ты, черный, чем?» — «И я тоже на солнышке».
На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.

На Маккавей даже нищий должен отведать освященного меда. Маккавей – это второе название Медового Спаса. В этот день в церкви освящают первый, собранный в этом году, мед. Этот мед обладает потрясающей силой. Во-первых, он дает здоровье, способен избавить от тяжелых болезней. А во-вторых, можно загадать любое желание в тот момент, когда едите первую ложку меда, и ваше желание обязательно исполнится. Отсюда и примета. Возможно, если нищий человек загадает желание о том, чтобы поправить свое положение, и съест ложку освященного меда, то очень скоро его жизнь повернется в лучшую сторону.
К тому же, освященный мед способен исполнить любое желание, только загадывать свое желание нужно именно на первую ложку.
Название «Медовый спас» пошло от того, что в середине августа все пасечники начинают собирать мед из сот.
Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них детей (этой традиции более нескольких тысяч лет). Дети перед купанием пускали по воде свои рубашки, а после него одевали новые, белые, ещё не стиранные рубахи. Крестьяне считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед ("пчела перестает носить медовую взятку"), поэтому необходимо было "заломать соты" [350x344]
("На Первый Спас заламывай соты"), иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. Для "выламывания" первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей - после чего "подрезывал" соты ("На Первый Спас макай в мед ножи" - смоленск.) и, положив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, относил в церковь. После обедни священник освящал мед нового урожая и только теперь его разрешалось есть. Часть освященного меда ("попова доля") оставалась в церкви, затем угощался причт, нищие ("На Первый Спас и нищий медку попробует!") А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою 'ребячью долю', зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: 'Первый Спас — лакомка'. Пробуя первый мед, ребята приговаривали:

Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
Дай долго жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на угощение!
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многие лета!
(Коринфский А.А. 1995. С. 324).

Люди идут в церковь святить воду, мак и мед.Выбрав лучший липовый сот, они несли его в церковь «на помин родителей»
Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили "медяные" квасы и угощали всех пришедших в гости, а в Древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая.
После церкви - обязательно праздничное застолье. Начинать его надо с маковых пирогов или блинов. Еще одна традиция: в этот день надо съесть ложку меда со свежим... огурцом, в знак начинающегося в этот день поста. Называется он Успенским в честь Успения Богородицы и продлится до 28 августа.

Вот рецепт постной медовой коврижки от участницы семейной этностудии «Матица» Тверского объединенного музея Светланы Ивановой:

1 стакан воды, 1 стакан сахара, 2 ст. ложки меда.Растворить все на огне, влить 1/2 стакана растительного масла и пол чайной ложки соды. После чего добавить муку на глаз, чтобы получилась консистенция сметаны. По вкусу в тесто можно добавить орехи и изюм. Выпекать на среднем огне.
Рецепт изготовления хмельного меда заключался в следующем: мед разводили в воде в важной пропорции, затем туда прибавляли определенное количество дрожжей и хмеля и ставили в теплое место для брожения. В период брожения, в такой «полуфабрикат» прибавляли всевозможные ингредиенты, чем хмельному меду придавался свой, эксклюзивный вкус, различающийся от этих добавок. Нашим предкам было ведомо множество рецептов приготовления хмельного меда, из числа которых, мед повышенной прочностью назывался, КНЯЖИМ МЕДОМ.
[300x300]

Впрочем хмельной мед был не единственным напитком, коий предпочитали употреблять в Медовый Спас. На втором месте стоит напиток под названием сбитень, коий древние славяне называли еще переваром. Медовый сбитень приготовлялся следующим образом: смешивали в одинаковых долях вино, уксус, пиво, немножко перца и патоки, добавляли маленькое количество вина, привезенного с иностранных стран, и все это начинали готовить с добавлением меда. При данном надо было следить, дабы напиток хорошо проварился и заварилась, после чего, через марлю, это самое сливалось в чистую посуду. Сбитень слишком нравился не только исконным русичам, хотя и их заморским гостям, для коих, в напиток добавляли травы. А сами постояльцы называли сбитень чаем или же кофе.
Вы не знаете, как готовится сбитень? Тогда «Сельский час» поможет Вам приготовить настоящий русский сбитень. Рецепт от руководителя департамента АПК Костромской области Тамары Гришиной.

[213x160]



Рецепт:

мед 150 г
гвоздика 15 г
корица 15 г
имбирь 15 г
кардамон 15 г
лавровый лист 15 г
вода 1 л


Для того чтобы приготовить сбитень, надо взять любой мед и кипяток. Главное, соблюсти пропорции: на литр воды не меньше 100 граммов меда или 2-3 столовые ложки на стакан кипятка. Добавить щепотку имбиря, корицы, кардамона, гвоздики и лаврового листа. Тщательно перемешать. Напиток процедить через марлю.


Сбитень раньше брали с собой в поле, потому что он очень хорош для здоровья: утолял жажду сам непосредственно напиток, а специи добавляли хорошее настроение.

Что же дотрагивается празднования Медового Спаса в наши дни, то в качестве рационом в этот день можно предложить испечь медовое печенье, медовые пряники, устроить всевозможные салаты из овощей с прибавленьем в них меда и постараться накормить постояльцев ягодными супами. Но, основное условие всех угощений состоит в том, несомненно это их в обязательном порядке надлежит есть только с медом!

Ко дню Первого Спаса устраивали "сиротские и вдовьи помочи", т.е. приходили помогать по хозяйству сиротам и вдовам, всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. что происходило обычно после службы в церкви, до праздничного обеда.
Многого за работу не спрашивали, трудились 'за угощение', а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:

Ты — за себя, мы — за тебя,
а Христов Спас — за всех за нас!

В Медовый Спас во вдовий двор хоть щепку брось. Данная примета говорит о том, что в этот день всегда было принято помогать вдовам и сиротам по хозяйству. Щепка, в данном случае, ассоциируется с дровами. Люди старались помочь вдовам и сиротам и в заготовке дров, и по работе в огороде.
На Макавей вдовам помогай — слабому помощь, а тебе счастье

Эта примета была обязательной для всех людей, живущих в деревнях. Вдовам и так тяжело живется. Вся работа, и мужская, и женская, на ее хрупких плечах. Считалось, что тот, кто в этот день совершенно бескорыстно наколет дров такой женщине, принесет воды или еще каким-либо образом поможет, обязательно будет счастлив в жизни, и никогда не будет голодать.
Считалось, что мед, освященный в день Первого Медового Спаса, может избавить от многих проблем и укрепить здоровье. Храниться мед может довольно долго. Если вы запасетесь им заранее, то у вас будет надежное средство от любых бед. Чтобы избежать неприятностей, каждое утро натощак съедайте по кусочку хлеба, намазанному медом.

ВАЖНО!

Как отличить качественный мед от поддельного
[310x299]

Советы профессионального пасечника Александра Чуркина.

- На вкус мед должен немного жечь или першить.

- Капельку меда завернуть в белую бумагу и поджечь, если горит синим пламенем - хороший, есть дым - присутствуют примеси.

- Засахаренный мед - верный признак качества. Разбавленный засахариться не может.
Медовый спас - это проводы лета, начало двухнедельного Успенского поста, считающегося "осколком от Великого поста", поэтому его и почитали также как и Великий пост.

ЕЩЁ ПРИМЕТЫ И ОБЫЧАИ
Ветер сорвал с головы шляпу – отправишься в дальнюю дорогу. Возможно, это и суеверие. Но в данной примете раскрыто не все ее значение. В старину считалось, что для того, чтобы не накликать неприятности, в этот день шляпу лучше придерживать рукой. Если шляпу сорвет ветром с вашей головы до полудня, то обстоятельства сложатся таким образом, что вам придется отправиться в дальнюю дорогу. И сделать вам это придется совсем не по своей воле. А вот если такой инцидент со шляпой произойдет после полудня, то можно за вас и порадоваться. Скорее всего, в самое ближайшее время вам предложат хорошую должность и повышение зарплаты.

В старину народ справлял конец жатвы мирским складчинным пиром, на который заранее пекли пироги и варили пиво. Конец полевых работ заключался обыкновенно в Малороссии “толокой”, которая у великороссов носит название “помочи”. Толока служит отголоском совершенно исчезнувшего общинного права и обычаев, от него зависящих. Под этим именем разумеется добровольная помощь свободных от своих работ соседей, которые с готовностью и охотой идут на подмогу тем, кто, владея избытком пахотной земли, не в состоянии управиться своими средствами и даже наймом убрать спелый хлеб. Во времена крепостного права — “паньщины” — помещики принуждали своих холопов к таким работам, но в Великороссии крестьяне всегда шли “на помочь” добровольно, безвозмездно, за одно лишь обильное угощенье, и в один день кончали всю тяжелую работу, которая обставлялась из года в год неизменными приемами. Когда дожинами до конца, то оставляли непременно несжатыми несколько стеблей ржи, из которых связывали “Спасову бороду”, обращенную колосьями вниз. Из последних выминали зерна и рассевали их между корнями сжатых колосьев с молитвой и надеждой на будущий урожай. Затем плели венок, надевали его на голову одной из девушек и гурьбой отправлялись к хозяину дома с поздравлениями, выражавшимися в особых, приноровленных к случаю песнях, чествовали хозяина похвалами, хвастались “бородой”, обвитой золотом и серебром, обшитой красным шелком, объявляли, что “жито пожали, серпов не ломали”, и выражали пожелание: “Дай Бог и на другой год жать жито и приносить венки”. Хозяин, принимая венок с головы девушки, дарил ее деньгами, а затем начинал угощать сначала женщин, охотнее идущих “помогать собирать хлеба святого”, а затем и парней. Хор пел: “Отворяй, пан, ворота, давай меду и горилки”.

В Великороссии обжинная борода и венки в XIX в. исчезли, и угощение “помочан” сопровождались другими песнями, не имеющими ничего общего с обжинным, и без всяких обрядовых подробностей. Ко второму Спасу поспевало и яровое и близилось время полного окончания жатвы, дожинок. Жали рожь все: и стар, и млад, и молодицы, и старые бабы, все женщины... Жницы распевали жнивные песни, большей частью характера веселого и шутливого, но в каждой слышалось одно желание: “Пожалей меня, моя мамочка, — я утомилася, болят мои рученьки и ноженьки: вытопи баньку, позови бабку; ой, я приду — утомлюся, на постельку повалюся” и т.д. Последний сжатый сноп получал прозвище “именинника” и пользовался особым почетом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками и с песнями несли на пир честной, называемый “складчинами” или “братчинами”, так как устраивался он на собранные со всего мира деревенские деньги.

Оконченная полевая работа с озимью и яровым радует, но вместе с тем велит веселиться поскорее и покороче, так как необходимо засеять озими в силу неоспоримого верованья, что с Успеньева дня солнышко засыпает: “озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья”.

Начиная с Успеньева дня, называемого в народе “Большою или Первою Пречистою”, в отличие от “Малой Пречистой” (8 сентября — день Рождества Пресвятой Богородицы), все это время в Великороссии называется “Госпожинками”, “Оспожинками”, “Спожинками” — обычное сокращение, как из слова государь — осударь, сударь. Отсюда произошло смешение названия праздников, посвященных Спасу, с “пожинками” — явлением, характеризующим время сельских работ.

— Спасовка — лакомка.

— На первый Спас и нищий медку попробует.

— Первый Спас — проводы лета.

— От первого от Спаса накопит и мужик запаса.

— Первый Спас- первый сев (озимых).

— Отцветают розы, падают холодные росы.

— С первого Спаса — холодные росы.

— Ласточка весну начинает , осень накликает.

— Ласточки отлетают в три Спаса

— На первый Спас защипывай горох, готовь гумна и овины.

— Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (то есть кто вовремя или раньше других уберется в поле).

— У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье.

Проводы лета. Может быть первый осенний ранний ночной заморозок. Начало холодных рос. Начало раннего посева озимой ржи. Сбор лекарственных ягод черемухи.

Поспевает малина. Лесная малина - старейшее лекарственное растение. Используют траву, цветки малины. Настой из цветков применяют как противоядие против укусов змей и скорпионов, отваром цветков промывают воспаленные глаза; водным настоем цветков полощут горло при ангине, траву, цветки заваривают при простуде.


Грачи, скворцы собираются в стаи. Ласточки и стрижи отлетают в три раза, в три Спаса. Первый пролет журавлей. Отцветают розы.

Когда хлеб сеешь в погоду, больше родится приплоду. В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи; как обмочило оглобли, так и поезжай домой. Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше.

Паши под озимь, сей озимь, готовь гумна и овины. На первый Спас защипывают горох.

Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи - прекрасное средство, обладающее вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами, употребляемой при желудочно-кишечных заболеваниях.

На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.

«Во что Макавеи, в то и разговенье» (28 августа). Дождь на Макавея - мало пожаров бывает.

[392x300]


Именинники 14 августа: Антонин, Александр, Гурий, Елизар, Кириак, Леонтий и Маркел.

Гороскоп друидов

Родившимся 14 - 23 августа покровительствует дерево-талисман КЕДР.

Люди-Кедры производят на окружающих сильное впечатление. Сила души и тела. Высокие требования к себе и другим. Запросы, превышающие средний уровень. Повышенное чувство ритма и гармонии. Отважны, щедры, трудолюбивы, плодотворны. На них ориентируются окружающие. Обладают хорошим здоровьем, болезни случайны и незначительны. Любят блистать. Прихотливы и разборчивы. В любви требовательны. Долго ищут себе пару. Иногда всю жизнь. Дружба с кедровыми людьми дает много сил, радости. Покоряя окружающих, сам кедр страдает, теряя себя. Они уверены в себе. Внушают уважение к себе. Музыкальны и обладают творческими способностями. Русский дом. Универсальный свод календарей (1994-2000 гг). - Нижний Новгород, 1994, с. 221, 223.
[360x275]

С праздником!
http://missia.od.ua/articles/in-form/686-medovyjj-spas.html
http://tver.kp.ru/daily/25734.4/2723994/
http://modnaya.name/medovyy-spas-prazdnovanie-medovogo-spasa-med-2318.html
http://12mesyatcev.ru/14-avgusta-spas-pervyj-medovyj-mokryj-makkavej.html
http://sueveriya.ru/archives/839[/more]



[показать]

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Violett_Lia 14-08-2011-00:50 удалить
Какой содержательный пост! Почему бы тебе не опубликовать его в каком-нибудь соответствующем сообществе? Ведь многим интересно будет. Не удивляйся, но у нас в Армении 15 августа тоже религиозный праздник- праздник Богородицы, в этот день освящают виноград. До этого дня не продавать , не покупать виноград не принято. Символическим освещением виниграда освещается весь урожай хлеба, овощей и фруктов. Так что у православных христиан- Медовый и яблочный спас, а у нас - аппостольских христиан Освещение Винограда. С праздником нас всех. Тем более тебя и меня у нас двойные праздники!
oksana1808 14-08-2011-02:50 удалить
А у нас все фрукты начинают вкушать только после яблочного спаса А орехи только с 29 числа А сейчас только мёд можно и овощи А Успение Пресвятой Богородицы у христиан - 14 августа а у западных-15 И тебя с праздником Всё начинается пост УСПЕНСКИЙ И надеюсь тебе понравится моё поздравление Медового тебе настроения!!!
Да и вот тебе пост подарю у тебе на страничке


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МЕДОВЫЙ СПАС | oksana1808 - Дневник oksanahome | Лента друзей oksana1808 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»