www.espresso-id.ru
Заповедник для «зайцев»
Татьяна Тришкина
Кому читать: всем, для кого автомобиль - средство передвижения
Зачем читать: чтобы понимать, куда двигаться
Год змеи начался с обещаний российской власти троекратно повысить пенсии, ликвидировать очередь в детский сад и сделать общедоступной для бесплодных соотечественниц возможность беременеть экстракорпорально. А между делом с 1 января в Подмосковье выросла цена проезда на общественном транспорте. Мелочь, конечно, по сравнению с масштабными социальными прожектами, а неприятно. Особенно на фоне опыта эстонской столицы, где проезд на трамвае, автобусе, троллейбусе с нового года стал бесплатным. «Двойной стандарт» тарифной политики явился информационным поводом для разговора на страницах «Эспрессо» о рентабельности пассажирских перевозок в целом и об особенностях национального менталитета в частности. Почему Коломне не стать заповедником для «зайцев», разбиралась Татьяна Тришкина.
КАК У НИХ
Миссия таллиннской инициативы (на первый взгляд, экономически совершенно необоснованной) – профилактировать транспортный коллапс и дорожный травматизм. Эстонцы уважают себя и ценят собственное здоровье и время достаточно, чтобы вместо поддержки онлайн-сервисов, отслеживающих пробки по десятибалльной шкале, эти самые пробки предотвращать. Системно. Начали с того, что повсеместно выделили полосы для общественного транспорта. Параллельно сформировали в помощь штатным полицейским дружину из ответственных гражданских добровольцев и принялись пачками закрывать в камеры особо злостных нарушителей ПДД — по два десятка человек в день (в Коломне столько задерживают в месяц). Дальше – больше: провели референдум и, заручившись поддержкой 75% жителей, окончательно решили дать общественному транспорту в эстонской столице зеленый свет — отменили плату за проезд на трамваях, автобусах и троллейбусах для «резидентов» города. Предварительно тотально обновив парк, компьютеризировав остановочные павильоны и оснастив автобусы валидаторами. Издержки, разумеется, просчитали заранее. Насчитали 12 млн евро в год — в такую сумму обойдется бюджету полумиллионного Таллина транспортная халява. «Можем себе позволить, — решили отцы города, — здоровье жителей дороже. А потраченное на финансирование бесплатного проезда доберем налогами, мотивировав зарегистрироваться в Таллине тех, кто фактически живет в столице, а налоги платит другому бюджету».
Судя по первым результатам, почти все у них идет по плану. Таллинцы с воодушевлением экономят порядка 50 евро в месяц (проезд в столице Эстонии стоил от 1 до 1,6 евро за поездку в зависимости от места приобретения билета). В год непотраченными рассчитывают иметь в среднем 600 евро на пассажира (плюсом к экономии издержек содержания и амортизации личного авто), что эквивалентно стоимости приличного отпуска на балтийском взморье. Люди довольные. Улицы свободные. Аварийность минимальная. Воздух чистый. Транспортный рай. Проявились, конечно, и первые осложнения. Самое существенное — претензии эстонской прокуратуры, обвиняющей мэрию Таллина в превышении полномочий в части незаконного сбора персональных данных жителей. Дело в том, что право бесплатного проезда предоставляется при условии регистрации личных данных пассажира в специальном регистраторе (валидаторе). То есть, по мнению противников инициативы, мэрия ведет целенаправленный сбор личной информации о пассажирах и отслеживает их передвижение по Таллину.
Вторая претензия — со стороны политической оппозиции, которая считает введение бесплатного проезда предвыборным заигрыванием муниципальной власти с электоратом, что не есть чистоплотно. Третейским судьей выступил мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Он назвал нововведение в Таллине воплощением своей мечты, отметив при этом, что осуществить ее в больших городах вряд ли будет возможно.
А в маленьких? В Коломне, например. Учитывая, что сегодня федеральный и региональный бюджеты полностью компенсируют перевозчикам плату за проезд коломенских льготников (51% от общего числа пассажиров автобуса и 56% трамвая), с нельготников транспортники собирают меньше половины. Намного меньше (разницу частично дотирует муниципалитет). В 90-х годах, например, Автоколонна 1417 получала с пассажиров ровно столько, сколько тратила на содержание штата одного только структурного подразделения – кондукторов и ревизоров.
Казалось бы, почему не применить эстонский опыт на нашей территории, пробки-то растут. Вот поэтому, например.
Сергей Плещеев,
начальник отдела ГИБДД МУ МВД России «Коломенское», подполковник полиции:
— Нет, для русских это вообще не аргумент. По моей оценке, максимум 5% автовладельцев пересядут на общественный транспорт, даже если он вдруг станет бесплатным. Потому что тот, кто привык ездить на машине, ни за что не сядет в трамвай или автобус, будь он суперкомфортным и с wi-fi на борту. Ведь ни тот ни другой не подъедет, простите за тавтологию, к подъезду. Или к дверям магазина. А именно ради такого удобства многие и заводят автомобиль.
Кроме того, никто не отменял то обстоятельство, что общественный транспорт приходится ждать. В пробке оно, конечно, ждать привычнее, чем на остановке. :)
И наконец (наверное, этот аргумент возможен только в нашей стране): если признаться знакомым, что ты решил пересесть в общественный транспорт ради экономии, – запозорят. У русских в отличие от прибалтов и прочих европейцев слишком широкая душа, чтобы мелочиться.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
1380 рублей в месяц сэкономил бы коломенский пассажир,
пользующийся для оплаты проезда единым проездным билетом
(100 поездок по 13,8 рубля каждая). 13 800 рублей в год.
Снобизм, мешающий российскому автовладельцу стать пассажиром общественного транспорта, не единственная причина тупиковости для нашей страны эстонского сценария борьбы с апокалипсисом на дорогах.
Директор Автоколонны 1417 Николай Сиделев в интервью «Эспрессо» железно обосновал несбыточность «таллиннской мечты»… как, впрочем, и не предложил ничего более эффективного.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
— Николай Николаевич, дайте оценку таллинскому нововведению с экономической точки зрения. Какова вообще рентабельность общественного транспорта?
— Из 14 маршрутов у нас только один – № 14 – рентабельный (107%). Остальные в стабильном минусе (самый убыточный маршрут № 19 – 39,9% рентабельности). Непокрытых убытков в 2012 году мы получили 15% (с учетом финансирования и поддержки из бюджетов всех уровней). В новом году планируем сократить отрицательный баланс до 7%. Это 20 млн рублей, которые нам предстоит компенсировать за счет прибыльности договорных перевозок и непрофильных видов деятельности. В том числе, увы, оптимизировав свои издержки – уменьшив количество рейсов.
На средства, полученные от платных пассажиров общественного транспорта, мы покрываем сегодня всего 27% себестоимости транспортной услуги.
То есть, если принять во внимание так называемый мультипликативный экономический эффект, то при наличии ряда обязательных условий у таллинского сценария вполне может быть «счастливый конец».
— А мультипликативный эффект из чего складывается?
— Из налоговых поступлений (НДФЛ) от «новых» резидентов города. Из экономии на ремонте дорог — за счет уменьшения трафика личных авто. Из экологического аспекта (за выхлоп легковых машин бюджет в конечном счете расплачивается тратами на лечение заболеваний дыхательной системы жителей). За счет оптимизации времени: сейчас, вместо того чтобы работать или тратить деньги (и в том и в другом случае принося доход государству в целом и муниципалитету в частности), горожане стоят в пробках. Собственно говоря, те же валидаторы легко окупаются за счет ликвидации должностей кондукторов и контролеров (хотя не без издержек для качества перевозок, конечно).
– А условия какие необходимы?
— Прежде всего, общественный транспорт должен стать конкурентоспособным в сравнении с личным автомобилем. Для начала сам автобусный/трамвайный парк нужно привести в соответствие с притязаниями жителей. В Коломне же сегодня городской подвижной состав автоколонны, за исключением одной Volvo и одного Mercedes Connecto, самортизирован полностью. Все наши деньги, в том числе кредитные, уходят на транспорт. И света в конце тоннеля не видно. В ближайшее время область поддержит Химки и Балашиху – там совсем край. До Коломны инвестиции в подвижной состав, боюсь, не дойдут…
Чтобы заставить платежеспособного пассажира пересесть в автобус, автобус должен стать современным, комфортным, с позитивным интерьером салона, с интерактивным расписанием и СМС-оповещением о времени рейса. Плюс следовать в отличие от автомобиля без пробок, то есть по выделенной полосе.
Второе условие — финансовые возможности. Я, например, считаю, что не бюджет должен платить за бесплатный проезд на общественном транспорте, а… все тот же владелец личного авто, потому что он и дороги занимает больше, чем безлошадный коломенец, и на кусок муниципальной земли под бесплатную парковку претендует, и экологию ухудшает. То есть транспортный налог частично вполне мог бы покрывать затраты на общественный транспорт.
– Попробуете примерить таллинскую инициативу на Коломну?
— Не могу. Таллин — субъект. Сравнение корректно только с Подмосковьем. А область и так идет по этому пути — больше половины подмосковных пассажиров уже ездят бесплатно. Бесплатный общественный транспорт в Коломне (если мы все-таки говорим о гипотетическом финансировании из муниципальной казны) — лишний повод задуматься и о неком объединении Коломны и района, потому что предоставить льготу одним и не предоставить другим (интеграция жителей района с коломенцами очень велика) — как-то совсем уж неправильно. Я не берусь утверждать, что таллинский эксперимент, несмотря на абсолютно грамотный системный подход, будет удачным. Хотя не исключаю, что лет через несколько ситуация с личным транспортом в российских городах станет настолько критической, что ничего другого нам просто не останется.
«ЭСПРЕССО»-ЦИТАТА
Аас Таави,
вице-мэр Таллина:
— В этом году (2012-й год. — Прим. ред.) каждый день 150 человек прописывает себя в Таллине. Налог от зарплаты поступает теперь в таллиннский бюджет, и это действительно дополнительные деньги.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
3 420 068,8 тыс. рублей — утвержденный объем
бюджета Коломны на 2013 год
133 281 500 рублей предусмотрено в бюджете
на поддержку общественного транспорта
(64 488 500 рублей – автобус, 68 793 000 рублей – трамвай)
450 000 000 рублей необходимо иметь в городской казне,
чтобы полностью покрыть издержки общественного транспорта (автобус, трамвай)
и сделать проезд для пассажиров бесплатным
Глава Коломны Валерий Шувалов, в свою очередь, считает таллиннский эксперимент крайне спорной авантюрой. Есть, говорит, у нашего города более серьезные приоритеты. И если уж тратить бюджетные средства (чисто гипотетические) на тотальное финансирование чего-либо, то точно не транспорта, а, например, здравоохранения. Спорить с этим трудно (см. публикацию «Смертельная зависмость»). Тем более что мультипликативный экономический эффект и конкретный нормированный муниципальный бюджет — «две большие разницы». За таллинским экспериментом тем не менее пристально следим и верим, что у них получится. Дивиденды/убытки (нужное подчеркнем) оценим через год.
[608x567]