• Авторизация


Что мешает школам растить всесторонне развитых детей 21-08-2012 13:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


www.espresso-id.ru

Вписать в стандарт.

Наталья Воронцова.

По новому государственному образовательному стандарту каждый российский школьник должен быть гармонично и всесторонне развитой личностью. 1 сентября новая – вторая по счету – партия первоклассников начнет движение к идеалу. Потери и приобретения в пути увидела наш корреспондент.

ЧТО ЭТО
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. В 2011 году начал действовать для начальной школы. В 2015/16 учебном году станет актуален для пятых классов, с 1 сентября 2020-го – для десятых.

КОГО КАСАЕТСЯ
Всех, кто 1 сентября поступает в первые-вторые классы общеобразовательной школы. В 2011 году новые стандарты введены в 24 общеобразовательных учреждениях Коломны: 20 общеобразовательных школах, одной основной школе, двух начальных школах-детсадах, одном негосударственном образовательном учреждении – средней школе «Православная гимназия». В 2012/13 учебном году школы продолжат работать по новому стандарту, по которому теперь будут учиться две параллели – первоклассники и второклассники.

ЧЕГО ЖДАТЬ
Кроме привычных уроков, школьники начального звена должны еженедельно десять часов заниматься внеурочной деятельностью. Это могут быть как дополнительные занятия в самой школе (экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования и т. п.), так и за ее пределами – в спортивных и музыкальных школах, дворцах культуры и других учреждениях дополнительного образования (в подтверждение этого в школу нужно будет предоставить справку).

Параллельно с новыми образовательными стандартами с 1 сентября прошлого года начали действовать и новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые подробно регламентируют весь образовательный процесс и содержат отдельный посыл для организации учебы первоклассников.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
– для первоклассников: не более 4 уроков ежедневно и один день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры при пятидневной рабочей неделе;

– для учащихся 2-х классов: не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при шестидневной учебной неделе.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели школьники должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Дополнительные требования для 1-х классов:
– учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

– используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре–октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре–декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе–мае – по 4 урока по 45 минут каждый);

– в середине учебного дня рекомендуется организация динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

– для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее одного часа), трехразового питания и прогулок;

– обучение проводится без балльного оценивания знаний школьников и домашних заданий;

– дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

ЧТО В ПЛЮС
Всесторонне развитый ребенок. Шанс стать таковым появился даже у тех детей, чьи родители не могут или не хотят гармонично развивать своих детей. Ребенок, вне зависимости от «семейных обстоятельств», по новым стандартам должен научиться не только писать/читать/считать, но и петь/рисовать/танцевать/вышивать крестиком – в зависимости от того, чему предложит научиться школа, что предпочитает семья и к чему сам ребенок проявит склонность.

Примерно ¾ коломенских школ в прошлом учебном году использовали собственные ресурсы для реализации программ дополнительного образования, оставшаяся четверть заключала договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования и спортивными учреждениями города.

Возможности для развития школьной инфраструктуры. В прошлом учебном году Коломна получила 15 цифровых кабинетов начальной школы с современным учебно-лабораторным оборудованием и автоматизированным рабочим местом учителя. Поставки шли за счет федерального бюджета в рамках программы «Модернизация общего образования».


Ирина Бельских, начальник отдела контроля качества образования Управления образования г. Коломны:
– Использование нового оборудования – а это цифровые микроскопы, нетбуки, автоматизированное рабочее место учителя, помимо персонального компьютера включающее в себя интерактивную доску и документ-камеру, – существенно повысило мотивацию детей на успешную учебу. Ребята охотно работали с техникой, принимали участие в исследовательских проектах, экспериментах. К сожалению, не все классы начальной школы в прошлом году смогли оборудовать подобным образом, в новом учебном году ждем новых поставок. Но уже сейчас процентов на 80–90 кабинеты начальной школы укомплектованы современной техникой. Безусловно, это расширяет возможности внеурочной деятельности.

ЧТО В МИНУС
Нехватка помещений для организации внеурочной деятельности.
Проблема, особенно актуальная для школ, работающих в две смены. Если в прошлом учебном году администрация школы должна была внеурочно вписать во вторую смену одну параллель классов – «первачков», то в этом уже две. Через два года будет четыре параллели. При этом проектная вместимость школ не изменится.

Кстати, именно отсутствие «лишних» помещений помешало большинству школ выполнить и требование СанПиНа по организации сна для первоклассников, посещающих группу продленного дня.

Нехватка кадров для организации внеурочной деятельности.
В идеале в школах должны появиться универсальные педагоги дополнительного образования, которые одновременно могут вести драмкружок, кружок по фото, хор (для тех, кому и петь охота). Но пока администрации школ используют таланты своих штатных педагогов, подкрепленные соответствующими дипломами, либо приглашают педагогов со стороны на неполную ставку.

НА ТЕРРИТОРИИ
Как новые стандарты отразились на жизни отдельно взятой школы, «Эспрессо» анализирует вместе с администрацией гимназии № 2 «Квантор». Это одно из крупнейших общеобразовательных учебных заведений Коломны работает в две смены, соответственно, ощутило все противоречия «гармоничной перестройки».

Татьяна Левина, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, куратор начальной школы гимназии № 2 «Квантор»:
– Первое, что мы сделали после введения новых стандартов, – сократили набор детей в гимназию. Вместо пяти выпущенных четвертых классов набрали только три первых. Мера вынужденная: таким образом мы «экономим» помещения, нужные нам теперь для организации внеурочной деятельности. В здании филиала № 2, где занимается начальная школа, оборудовали игровую комнату и в новом учебном году откроем спортивный зал. Цель та же – условия для занятия «внеурочкой». Если оценивать отношение родителей к новым стандартам, то анкетирование показало, что порядка 90% семей позитивно восприняли их введение, жалоб на перегруженность детей в течение года не поступало. Не было высказано ни одного недовольства и на сайте гимназии в разделе «Задай вопрос директору», хотя эта площадка одна из самых демократичных и вопросы директору там задают самые неудобные.

Александр Аликов, директор гимназии № 2 «Квантор»:
– Любая проблема проходит три стадии: «зачем нам это надо», «в этом что-то есть», «кто же этого не знает». Не буду скрывать, вначале мы не слишком обрадовались введению новых стандартов. Школа сильна своей стабильностью, любые изменения воспринимаются с тревогой и учителями, и родителями, и детьми. Сейчас мы уже находимся на стадии «в этом что-то есть». Но чем дальше мы углубляемся в работу по новым стандартам, тем больше проблем и вопросов появляется: главный минус, безусловно, в вынужденной необходимости сократить набор. Но есть и плюсы. Введение стандартов с их новыми требованиями – единственный шанс сдвинуть наконец с мертвой точки решение инфраструктурных вопросов. Мы ожидаем, что новое отношение к образованию и новый порядок финансирования позволят нам реализовать проект реконструкции гимназии, подразумевающий появление нового пристроя.

В ИТОГЕ
Глобальных итогов пока нет. Нет даже промежуточных результатов. В первом классе, согласно новым СанПиНам, не предполагается выставление балльных оценок за успеваемость, поэтому официальной информации по городу о том, насколько успешно первоклассники «нового созыва» усвоили гармонизированную школьную программу, нет.

Нет данных и по потерям/сохранению здоровья. Результаты углубленных медицинских осмотров прошлогодних первоклашек будут известны только в феврале 2013 года. Об этом редакции «Эспрессо» сообщили в Министерстве здравоохранения Московской области. Тогда же на сайте Госстатистики появятся данные о нарушениях зрения, слуха, осанки, которые были выявлены у школьников. Только после этого можно будет анализировать, повлияло ли введение новых стандартов на самочувствие «первачков».

Пока в Управлении образования г. Коломны есть единственный официальный показатель – отсутствие жалоб и обращений родителей в связи с введением новых образовательных стандартов.

Пока реализация новых образовательных стандартов находится на стадии конфликта благой идеи и крайне ограниченных возможностей ее реализации. С каждым годом конфликт будет обостряться при условии, если школы не будут расширяться или в них не будет сокращаться количество учеников. Второй сценарий малопривлекателен. Первый возможен при глобальном участии государства с целевыми финансовыми вливаниями. Есть и третий сценарий: пересмотр стандартов. После их обсуждения на разных уровнях уже готовятся первые корректировки.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

2800 коломенских школьников в 2012/13 учебном году будут учиться по новым образовательным стандартам.
[608x408]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Что мешает школам растить всесторонне развитых детей | Газета_Эспрессо - Дневник Газета Эспрессо | Лента друзей Газета_Эспрессо / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»