www.espresso-id.ru
Всех под одну зарплату.
Инна Савинская.
С 2012 года минимальная заработная плата коломенцев не должна быть ниже 9 тыс. рублей. Средняя зарплата на предприятиях города к концу 2014 года должна достигнуть 38 тыс. рублей.
Эти условия задекларированы трехсторонним соглашением между администрацией Коломны, коломенскими работодателями и городским координационным советом профсоюзов. Документ подписан 27 февраля 2012 года сроком на три года – с 2012-го по 2014-й. Аналогичное соглашение действует на уровне Московской области. Наш корреспондент искала мотивы для работодателей подписаться/не подписываться под соглашением и оценивала последствия для всех заинтересованных/незаинтересованных сторон.
БУКВА ЗАКОНА
Трехсторонние соглашения в Подмосковье подписывают с 1999 года на основании Закона № 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области» (текст закона читать здесь:
http://www.bestpravo.ru/moskovskaya/ea-instrukcii/o5k.htm). Документ является правовой основой регулирования социально-трудовых отношений и отношений социального партнерства в регионе. Он не только устанавливает размер минимальной и средней заработной платы в бюджетном и внебюджетном секторах экономики (исключение – организации, которые финансируются из федеральной казны). Он также оговаривает принципиальные моменты взаимоотношений работодателей с сотрудниками, властями и профсоюзами – определяет размер компенсации за задержку заработной платы, ограничивает уровень регистрируемой безработицы, гарантирует работникам улучшение условий труда, а работодателям поддержку властей.
Важно! Установить минимальную заработную плату не ниже заявленной в соглашении – пункт, обязательный для исполнения. Довести среднюю зарплату до задекларированного уровня – пожелание.
КТО НЕ ОТКАЗАЛСЯ – Я НЕ ВИНОВАТ
Формально коломенское соглашение подписали 14 предприятий – промышленные и торговые «мастодонты» города (полный список и текст соглашения есть на сайте городской администрации:
http://www.kolomnagrad.ru/content/view/2636/60). Фактически присоединившимися считаются все, кто не отказался – аргументированно, в письменной форме, в течение месяца со дня опубликования соглашения. Отказ нужно предоставить в «уполномоченный орган» – в данном случае в городскую администрацию.
«В отказе должны содержаться мнения уполномоченных представителей работников данного работодателя (протокол консультаций работодателя с выборным органом профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя)» (закон МО «О социальном партнерстве», ст. 19, п. 4).
Присоединение «по умолчанию» – норма довольно спорная. Юристы обсуждают ее не первый год, но к единому мнению так и не пришли. Одни считают такие действия вполне законными, другие – противоречащими не только нормам Трудового кодекса РФ, но и принципам социального партнерства, в частности добровольности принятия партнерами обязательств на основе взаимного согласования.
Присоединение «по умолчанию» – норма довольно спорная. Юристы обсуждают ее не первый год, но к единому мнению так и не пришли. Одни считают такие действия вполне законными, другие – противоречащими не только нормам Трудового кодекса РФ, но и принципам социального партнерства, в частности добровольности принятия партнерами обязательств на основе взаимного согласования.
ПОЧЕМУ «НЕТ»
На эту тему охотно говорят представители малого и среднего бизнеса. Чаще всего в кулуарах и анонимно – по понятным причинам. Общее мнение высказал наш респондент: – Представьте себе семью, в которой муж и жена работают, имеют общий бюджет и содержат детей-школьников и родителей-пенсионеров. Вдруг муж начал играть в казино, да еще и запил. Семью кормить не на что. И муж говорит: «А давайте сделаем так, чтобы жена больше работала. Тогда она больше заработает и у нас будет больше денег. И дети пусть работают, и старики». Жена возмущается: «Почему, собственно? Может, это мужу стоит прекратить пить и играть?»
Примерно то же происходит с трехсторонним соглашением. Московская область не сумела грамотно выстроить финансовую и экономическую политику, «проиграла все в казино», а теперь пытается компенсировать за счет бизнеса («дети и старики» в данном случае бюджетники). Все налоги уходят в областной и федеральный бюджет, в городе остается только НДФЛ (в Коломне городской бюджет на 2/3 формируется за счет НДФЛ. – Прим. ред.). Понятно, что деньги на решение бюджетных вопросов, на снятие социальной напряженности можно взять только оттуда. Значит, нужно увеличить сборы по НДФЛ. Для этого нужно, чтобы зарплаты были выше. Чтобы я, предприниматель, работал еще больше. Но я и так работаю 12 часов в сутки, создаю рабочие места, плачу налоги. А те, кто «играет в казино», за счет этих налогов живут.
К тому же заработная плата строго зависит от состояния рынка. Ее искусственный рост – реверанс в сторону роста инфляции. Если зарплата повышается по команде, себестоимость бизнеса резко возрастает, рентабельность предприятия понижается, цены растут. Поэтому российская продукция необоснованно дорогая и неконкурентоспособная по сравнению с импортной.
ПОЧЕМУ «ДА»
Из четарнадцати предприятий, публично подписавшихся под трехсторонним соглашением на 2012–2014 годы, на официальный запрос редакции «Эспрессо» ответили только два. Помимо протокольных фраз о необходимости «создания и юридического закрепления в городе благоприятных условий для укрепления экономического и финансового положения организаций, повышения реального уровня заработной платы у жителей города и создания новых рабочих мест», нам привели следующие аргументы: – для ФГУП КБМ повышение зарплаты – плановое мероприятие. Уже сейчас средняя зарплата на предприятии составляет 33,56 тыс. рублей. Кроме того, КБМ участвует в аналогичном отраслевом соглашении, стандарты которого выше городских и областных (в случае, если для предприятия действуют сразу несколько положений, выбирается то, в котором прописаны лучшие условия для сотрудников);– ОАО «Коломенский завод» подчеркивает, что традиционно на предприятии заключается коллективный договор, который «обеспечивает дополнительные социальные преимущества работников и вполне интегрируется с положениями трехстороннего соглашения». Ожидаемый эффект – скорее социальный, чем экономический. «Затраты на выполнение коллективного договора отнюдь не сводятся к затратам на повышение заработной платы, так как включают расходы на охрану труда, оздоровление, развитие персонала и другие социальные гарантии».
Руководство обоих предприятий подчеркивает, что решения о повышении заработной платы всегда напрямую соотносятся с ростом производственных показателей.
НИ КОНЯ, НИ ШАШКИ
Итак, дивиденды предприятий-подписантов скорее социальные, чем экономические – лояльность властей и сотрудников, стабильность в коллективе.
А что если не «шмогла» – что будет тем, кто не выполнит соглашение? Формально – ничего. Хотя, если рассматривать величину минимальной заработной платы, обозначенную в соглашении, как ставку МРОТ (регионы могут устанавливать ее выше федеральной), то нарушителю грозит административная ответственность, установленная ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По факту за невыполнение условий соглашения тоже ничего не будет. Как в известном анекдоте про Чапаева – ни коня не будет, ни шашки. Ни лояльности городских властей. Для предприятия/предпринимателя просто «включат» режим максимального неблагоприятствования на территории города и области. Подмосковное Министерство экономики и налоговая инспекция предоставляют черные списки городским властям. Например, в списке от 26 марта 51 организация, где официальная зарплата меньше 9 тыс. рублей. В том числе одна коломенская.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Евгений Козлов, заместитель главы администрации городского округа Коломна: – Городское трехстороннее соглашение мы обсуждали с работодателями больше двух месяцев. С предприятиями, которые его подписали, работали индивидуально. Интересы остальных представляли Торгово-промышленная палата и Союз предпринимателей. Против уровня минимальной зарплаты в 9000 рублей никто не возражал. Эта цифра не только экономически обоснованная, но даже заниженная. Особенно если учесть, что средняя зарплата по городу в 2011 году составила более 26 тыс. рублей, и вспомнить о том, что далеко не все предприятия (особенно малого и среднего бизнеса) ведут белую бухгалтерию. Пункт об уровне средней зарплаты в реальном секторе экономики оказался самым спорным. Некоторые коломенские предприятия уже перешагнули этот порог. Некоторым до него пока далеко. В любом случае Коломна – не Одинцово, не Мытищи и не Люберцы. Наша средняя зарплата существенно ниже, чем в Москве. Средняя зарплата в 38 тыс. рублей к концу 2012 года для нас утопия. Поэтому в городском соглашении мы оставили ту же сумму, но изменили срок – конец 2014 года. Так реалистичнее. За три года естественный уровень инфляции даже при минимальных ее темпах составит не менее 20%. Для тех, у кого сейчас зарплата 30 тысяч, – почти эквивалентно запланированному росту. Потенциал есть. Думаю, около 70% подписантов уложатся в рамки соглашения.
Соглашение подписали всего 14 предприятий, и среди них нет представителей малого и среднего бизнеса. С одной стороны, это плохо. С другой, эти 14 предприятий – своего рода локомотив. На них сосредоточено большинство работающих коломенцев. Они обеспечивают основные налоговые поступления в бюджет города.
КОМУ НА 38 ТЫСЯЧ ЖИТЬ ХОРОШО?
Властям – да. Увеличиваются поступления в бюджет. Горожанам – да. Растут их доходы. Крупным предприятиям со стабильной экономикой и высокой заработной платой – да. Они получают дополнительный стимул для развития, которое обычно и так ориентируется на сходные, экономически обоснованные показатели. Бюджетным предприятиям и организациям – да. Их зарплаты автоматически подтягивают за счет бюджетных средств. Малому и среднему бизнесу – в зависимости от его стабильности и легальности. Чаще всего – нет, потому что зарплатные деньги приходится вынимать из средств на развитие или «зашивать» в себестоимость продукции. Однозначно невыгодно тем, кто работает по серым схемам и платит зарплату в конвертах. Выгодно/невыгодно с точки зрения ближайшей перспективы. Если посмотреть вдаль, то в случае экономически необоснованного роста зарплат проиграют все – и предприятия, и горожане, и власти. Первые получат рост себестоимости продукции, вторые рост цен на товары и услуги, третьи рост социальной напряженности. В этом случае альтернатива повышению зарплат «сверху» одна – сделать так, чтобы работодателям было действительно выгодно повышать зарплаты. Найти научно и экономически обоснованный механизм изменений (в налоговой сфере, в государственной политике в отношении бизнеса), который приведет к оживлению на потребительском рынке и – в итоге – к росту доходов бизнеса. А значит, к появлению реальных возможностей для роста зарплат. Такой механизм, кстати, готово запустить Агентство стратегических инициатив в проекте «Национальная предпринимательская инициатива». Корреспондент «Эспрессо» побывал на презентации проекта. Насколько он реален/утопичен – будем разбираться в следующих публикациях. Не закрываем тему.
[608x405]