www.espresso-id.ru
Мучиться на кошках.
Наталья Воронцова.
Судьба убиенной кошки, на чьем совсем еще не хладном трупе постигали азы профессии студенты коломенского аграрного колледжа, заставила бурно негодовать любителей животных и недоумевать – «а что здесь такого?» – поборников качественной подготовки будущих ветеринаров. Основания для того и другого искала наш корреспондент.
КАК БЫЛО
Об инциденте в аграрном колледже «Эспрессо» рассказала читательница газеты.
Татьяна, читательница «Эспрессо»: – Преподаватель по фармакологии попросила студентов – «кому не жалко» – принести на занятие «какое не жалко» домашнее животное для опытов. Один мальчик принес свою домашнюю кошку, которую как раз собирались усыпить. Учительница усыпила животное, разрезала вдоль, продемонстрировала студентам внутренности. Кто-то, у кого нервы были покрепче, потренировался делать уколы. Я далека от медицины, но, по-моему, ни при каких обстоятельствах студенты не должны вскрывать трупы в аудиториях для занятий. Для этого есть лаборатории, ветлечебницы. И совершенно недопустимо проводить исследования на домашних или бродячих животных. Психика у студентов неустоявшаяся – они еще подростки, многие из них идут в колледж далеко не по призванию и ветеринарами никогда не станут.
Молодежь и так сейчас жестокая... Мой муж отреагировал еще резче. Говорит: гнать такого учителя надо в шею, а техникум закрыть.
«Эспрессо» удалось пообщаться с преподавателем аграрного колледжа Инной Порежевой, которая вела тот самый урок фармакологии.
Сама она не видит ничего предосудительного в своих действиях. Ее задача – подготовить квалифицированных ветеринаров, невзирая на все не благоприятствующие учебному процессу обстоятельства.
Инна Порежева, преподаватель аграрного колледжа: – По фармакологии мы проходили действие лекарственных веществ и пути их введения в организм животных. Как можно дать студентам живую кошку, чтобы они тыкали ее иголкой? На апельсинах они тоже не научатся. В колледже нет подопытных мышек и хомячков, и средств на это не выделяют. Кошка была усыплена с согласия хозяев, у меня, как у действующего ветврача, есть на это лицензия. Предварительно я сделала животному наркоз, так что оно ничего не почувствовало. Если студентов не учить на практике, они будут совершенно не подготовлены к будущей профессии. Не смогут поставить капельницу, сделать укол. Второкурсники ходят на практику, где учатся кастрировать поросят. Это гораздо более серьезный барьер для них, потому что поросенок визжит и вырывается. Случается, что студенты и в обморок падают. А здесь кошку усыпляла и вскрывала я сама, и для меня шок, что у кого-то это вызвало такую негативную реакцию. Разумеется, теперь я не буду при студентах проводить подобные эксперименты.
В ИДЕАЛЕ
Образцово-показательная система подготовки ветеринарных специалистов, правда, высшего звена, выстроена в ведущем вузе страны – в Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина.
Большинство кафедр стараются отойти от использования животных в экспериментах. Для этого есть альтернативы: интерактивные модели обучения и мультимедийные презентации.
Практические занятия на животных проходят в специально созданном при академии ветеринарном центре. Студенты принимают участие в клиническом приеме и в операциях.
Когда возникает необходимость в вивисекции (опытах на животных), – отказаться от нее совсем пока не удается – используются специально выращенные для этих целей в виварии животные.
Что касается занятий по фармакологии, то преподаватели не ставят задачу вводить лекарственный препарат живым животным. В дальнейшем, при изучении терапии, хирургии, при прохождении учебной практики, у студентов еще будет возможность увидеть эффект действия препаратов своими глазами. На занятиях по фармакологии в основном дается теоретическая часть и используются мультимедийные презентации. И под запретом (!) на кафедре испытание на живых объектах действия препаратов, которые приводят к эвтаназии. Даже у специализированной кафедры ветеринарной академии нет лицензии на хранение и использование подобных препаратов.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ
В Министерстве образования Московской области «Эспрессо» пояснили, что с января средние специальные учреждения сельскохозяйственной направленности находятся в подвешенном состоянии. Со дня на день должно появиться постановление за подписью губернатора Московской области, которое передаст их в ведение Министерства сельского хозяйства. И новое ведомство будет решать вопрос по их материально-технической оснащенности.
Какие перемены в связи с этим произойдут в Коломенском аграрном колледже, узнать не удалось – директор учебного заведения Галина Татаринова не сочла нужным встретиться с корреспондентом «Эспрессо».
Пока же на сайте учебного заведения размещена информация о том, что «колледж имеет все необходимое для квалифицированной подготовки высококлассных специалистов», а «современно оборудованная лабораторная база, ветклиника, учебное хозяйство позволяют студентам быстро и качественно усваивать учебный материал».
Цивилизованных вариантов дальнейшего развития средних специальных учебных заведений такого плана может быть несколько.
Первый. Создание вивария, в котором выращиваются животные, предназначенные для проведения исследований и экспериментов.
Второй. Возрождение учебного хозяйства, организация ветеринарной клиники при образовательном учреждении (клиника при колледже имеется).
Третий. Построение договорных отношений с сельхозпредприятиями и ветеринарными клиниками, где студенты могли бы проходить практику (после закрытия учхоза именно так и происходит).
Четвертый. Использование интерактивных моделей и мультимедийных презентаций вместо опытов на живых животных.
Каждый из этих вариантов требует финансовых затрат. Возможно, именно смена учредителя, которым станет Министерство сельского хозяйства Московской области, поспособствует разрешению проблемы.
На это надеется и выпускник аграрного колледжа Владимир Чуклов, десять лет возглавлявший Управление сельского хозяйства Коломенского района: – С сожалением я вынужден признать, что уровень образования и подготовки специалистов в аграрном колледже идет на спад. В годы моей учебы там было свое хозяйство: держали крупный рогатый скот, развивали свиноводство, овцеводство, птицеводство. Сейчас учхоза нет, и виноват в этом экономический фактор: без дотаций государства выжить практически невозможно. К нашему стыду, в Московской области средних специальных учебных заведений, которые готовили бы ветеринаров, практически не осталось. Я практик, и я за то, чтобы студентов учили на практике. Сейчас студенты практикуются в хозяйствах Коломенского района, но это не полноценный вариант: не все хозяйства позволяют студентам тренироваться на животных. Думаю, выход как раз в том, чтобы передать колледж под крыло Министерства сельского хозяйства. Через министерство можно будет принимать участие в различных целевых программах и получать средства на развитие базы.
В то время как в России будущих ветеринаров продолжают тренировать на кошках и собаках и считают это нормальным, за рубежом на «биологическом материале» стараются не тестировать даже косметику и бытовую химию. Такая продукция маркируется специальным знаком Not tested on animals или Animal friendly и составляет особую гордость производителей.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Елена Смирнова, главный ветеринар ООО СПК «Машкино»: – Я оканчивала Волоколамский ветеринарный техникум. У нас была своя лаборатория, виварий, в котором содержались мыши и кролики, свое подсобное хозяйство, где мы учились брать кровь, делать уколы, вакцинировать. Выезжали в соседние хозяйства на практику. Но когда изучали болезни домашних животных, то отлавливали на улице бродячих собак и кошек. Да, плакали, жалко было, но учиться-то на чем-то надо. Возможно, негуманно, но это обычная практика. В конце концов, бродячие животные – тоже негуманно.
Владимир Гуров, заместитель начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Коломне:– Для исследований можно использовать только лабораторных животных. В этом случае есть гарантия, что они здоровы. Приносить кошек и собак со стороны недопустимо, это ставит под угрозу здоровье учащихся колледжа. И это грубое нарушение со стороны преподавателя. Если руководство учебного заведения видит острую необходимость в препарации животных на глазах у студентов, то хотя бы должно заключить договор с ветеринарной службой, которая будет передерживать животных и гарантировать, что они здоровы.
Татьяна Ключникова, главный ветеринарный врач Коломны и Коломенского района:– Наша профессия предполагает использование лабораторных животных. Мы до сих пор выращиваем мышей, морских свинок, кроликов, которых вынуждены заражать, потом усыплять, проводить исследования. Но я не уверена, что была острая необходимость на занятии по фармакологии демонстрировать студентам аграрного колледжа действие препарата для эвтаназии. И так понятно, что он останавливает сердечную мышцу и блокирует дыхательный центр. При каждом подобном учебном заведении должна быть база, чтобы на одном трупе животного обучение могли пройти сотни студентов. И создать такую базу – обязанность руководства колледжа. И уж никоим образом нельзя использовать в качестве подопытных образцов бродячих собак и кошек.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Ежегодно в мире в опытах используют от 50 до 100 млн позвоночных животных.
[608x456]