www.espresso-id.ru
Хочу кусок.
Наталья Воронцова.
Предприниматель не просто продекларировал «Дайте мне кусок дороги, и я покажу, как надо». Он готов реализовать свое намерение. Но. В городе нет условий для участия в конкурсном отборе «малых игроков». Почему дорогу не делят на всех, разбиралась наш корреспондент.
Владимир Овчинников, директор ООО «Зеленстрой», готов взять на себя обслуживание отдельного участка дороги и показать, как за те же деньги, которые тратят дорожники, можно содержать его на порядок качественнее.
ПОЧЕМУ Я МОГУ
– Потому что у меня есть техника, которую можно использовать как для летнего, так и для зимнего содержания дорог: трактора, навесное оборудование для тракторов, техника по уходу за газонами – культиваторы, газонокосилки, подметальная машина. Сейчас компания «Зеленстрой» задействует технику всего на 30%, а могла бы приносить пользу городу на все сто. И таких фирм, как моя, очень много.
НА ЧТО Я ГОТОВ
– Дайте мне себя проявить на каком-нибудь участке дороги или в сквере. В качестве субподрядчика. Я даже не буду пытаться выходить на электронные конкурсы, на которых разыгрывается содержание городских и внутриквартальных дорог, потому что понимаю: со своей техникой весь город не потяну. Но если бы конкурс разбивали на «конкурсики» или та организация, которая выиграла единый конкурс, нанимала субподрядчиков, я бы поучаствовал.
В ЧЕМ ВЫГОДА ДЛЯ ГОРОДА
– В оптимизации расходов дорожных организаций. Как в городе косят газоны? Идет человек с травокосилкой или триммером, за ним идет второй с граблями. А можно иначе: идет машина, которая косит и сразу собирает траву в бункер. Ее производительность – до гектара в час. Производительность человека с травокосилкой – 30 соток в день. Итого: машина заменяет больше 20 человек, не считая тех, кто собирает траву за газонокосильщиком. Каждому косильщику нужно выплатить зарплату плюс сделать за него отчисления в Пенсионный фонд. За машину в Пенсионный фонд отчислять не надо, но главное – такая машина уже есть, ее надо просто нанять.
В городе порядка 50 частных КамАЗов: летом они работают на стройках, зимой стоят на приколе. Их владельцы были бы рады, если бы им дали работу. Что мешает дорожникам вместо того, чтобы покупать КамАЗ, заключить договор с частником? И частник будет знать, что, если он где-то «проколется», ему быстро найдется замена.
МОИ УСЛОВИЯ
1. Оплата услуг из расчета хотя бы 80% от госрасценок. 20% остается в компании, выигравшей городской конкурс за посредничество.2. Долгосрочный договор на использование техники. Минус того подхода, который существует сейчас, – субподрядчикам платят за выполненную работу: сегодня снег идет – получай, завтра не идет – свободен. Я же предлагаю заключить договор на сезон. Допустим, с 1 декабря по 1 марта территория должна быть чистой. А дальше мои проблемы: неважно, каждый день снег идет или не выпал ни разу.
КТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ
– Ответственность моя. Не выполнил условия договора – штрафуйте, лишайте контракта. Как, например, прописана ответственность за обслуживание систем подсветки в Москве? Все элементы подсветки должны гореть, 24 часа дается на устранение неполадок. Если через сутки хотя бы один фонарь не горит, с подрядчика снимают стоимость месячного обслуживания этого фонаря. Большего наказания и не надо. Стимулирует и очередь из других частников, готовых занять твое место.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ
Вместе с экспертами «Эспрессо» разбираемся, какие варианты есть у бизнеса, чтобы претендовать на кусок дорожного пирога.
1. Частная компания участвует в электронных торгах на общих основаниях. Вариант распространенный, но рискованный для муниципалитетов. Наименьшую цену за выполнение работ (а пока, согласно № 94-ФЗ, это определяющий фактор в выборе победителя конкурса) часто предлагают компании, не имеющие за душой ничего – ни финансового, ни технического обеспечения. В итоге, выиграв торги, они исчезают в неизвестном направлении/банкротятся/нанимают подрядчиков, готовых выполнять работы еще дешевле (с качеством, пропорциональным цене).
Александр Уткин, председатель комитета капитального строительства, транспорта и дорожного хозяйства администрации Коломны:– Любая фирма может принять участие в аукционе. Муниципалитет выдает технические требования для обслуживания автомобильных дорог (прописывает цикличность уборки, для зимнего содержания – время уборки снега после окончания снегопада, периодичность вывоза снега и т. д.) и указывает сметную стоимость работ. Компания, которая готова выполнить работу дешевле остальных, выигрывает. По большому счету для нас непринципиально, какая компания будет обслуживать дороги. Принципиально, сможет ли она выполнять условия контракта.
2. Город выставляет на торги обслуживание не всей сети городских дорог, а отдельных участков.Возможный вариант, но закон не обязывает муниципалитет идти на это, а сами чиновники не спешат дробить конкурс. Во-первых, контролировать работу одной компании проще, чем десяти; во-вторых, итог может оказаться не тем, который ожидали. Как иллюстрация – монолог Райкина о плохо сшитом костюме: «К пуговицам претензии есть? К пуговицам претензий нет. Пришиты намертво, не оторвешь». Даже если работа на отдельных участках выполнена на отлично, целостная идиллическая картинка может не сложиться. Более того, в отдельных случаях (не связанных с выставлением на конкурс дорожных работ) дробление муниципального заказа противозаконно.
Лариса Сиротинина, заместитель Коломенского городского прокурора:– Размещение муниципальных заказов регулирует № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заказы можно разместить двумя способами: провести торги (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме) либо без проведения торгов (запрос котировок/размещение заказа уединственного поставщика). Правительство РФ сформировало перечень видов заказов, которые могут быть размещены только путем проведения аукциона (см. «Полезные ссылки». –Прим. ред.). К ним в том числе относятся услуги по содержанию дорог общего пользования. Законодательство не обязывает заказчика разбивать один муниципальный заказ с одноименными работами на несколько мелких в интересах малого бизнеса и проводить несколько аукционов вместо одного.
Кроме того, федеральный закон № 94 (часть 6.1, ст. 10) предусматривает утверждение номенклатуры одноименных товаров. Назначение номенклатуры – исключить необоснованное дробление заказов. Муниципалитеты могут это делать для того, чтобы уйти от процедуры торгов и не пустить на территорию конкурентов аффилированных компаний. Это касается тех видов заказов, которые не входят в перечень правительства. Размещение заказов без проведения торгов возможно, только если цена контракта не превышает 100 тыс. рублей.
3. Частные компании становятся субподрядчиками у выигравшей конкурс организации.Самый приемлемый для бизнеса вариант (при условии, что маржа есть). Но рискованный для дорожников.
Валерий Денисов, директор МУП «Коломенский трест жилищного хозяйства» (выиграл конкурс по содержанию внутриквартальных дорог): – Я прекрасно понимаю предпринимателей: у них есть техника и они хотят ее задействовать на 100%. Но вот чего они не знают: для того чтобы по-честному содержать внутриквартальные дороги целый год, нужно 17 млн рублей, а в городском бюджете в 2012 году на это есть 5,2 млн. У меня только прямые затраты – ГСМ, заработная плата и налоги. У бизнеса плюсом накладные – расходы и главный интерес – прибыль. Ежегодно жилищный трест привлекает для содержания внутриквартальных дорог 4–5 субподрядчиков, но для выполнения разовых заказов. Предприниматели просят выделить им кусок дороги на постоянное обслуживание? Давайте обсудим. Но имейте в виду: я предложу для субподряда район города со всеми его «неудобьями».
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Валерий Шувалов, глава Коломны:– Я считаю участие малого бизнеса в обслуживании городских дорог возможным, но требующим детального рассмотрения. Во-первых, предприниматели не должны заблуждаться, полагая, что на содержании дорог можно заработать большие деньги (а для них прибыль – главный мотив). Дорожные расходы далеко не самая защищенная статья – бюджет Коломны в первую очередь социально ориентирован.Во-вторых, сложно разделить город на части и гарантировать каждому игроку адекватную оплату, ведь кому-то достанется Мемориальный парк, а кому-то – репинский овраг. Как в квартире: легче и приятнее наводить порядок в гостиной, а не в общем тамбуре. А финансирование недостаточное. Налицо – потенциальный конфликт и разное качество содержания.И третье, самое главное: город использует процедуру единого аукциона, потому что страхуется от недобросовестных подрядчиков. В случае деления конкурса количество участников возрастет пропорционально количеству участков. Соответственно, возрастут и риски прихода в город недобросовестных предпринимателей (издержки конкурсной процедуры № 94-ФЗ всем хорошо известны).Но. Логика в том, чтобы задействовать имеющийся у малых предприятий или индивидуальных предпринимателей потенциал, несомненно, есть. Нужно найти приемлемый для взаимодействия формат. Опыт сотрудничества с предприятиями в городе есть. Нужно его развивать.
Для конечного потребителя (пешехода/автомобилиста) нет разницы, кто будет обслуживать дороги. Главное, чтобы не скользило. А пока притязания жителей относительно качества содержания дорог не будут удовлетворены, поиск альтернативы must go on.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
«Коломенский автодор»В 2012 году на содержание дорог и ямочный ремонт запланировано 90 млн рублей. Недофинансирование составит примерно 30%.
«Коломенское ДРСУ»В 2012 году на зимнее содержание дорог выделено 19,6 млн рублей, в том числе на вывоз снега –3,4 млн рублей. Это примерно на 30% больше, чем в предыдущем году, но при этом – половина от норматива.
Коломенский трест жилищного хозяйстваВ 2012 году на содержание внутриквартальных дорог и территорий запланировано 5,265 млнрублей против 3,074 млн рублей в 2011 году. Это примерно 30% от норматива.
[608x461]