www.espresso-id.ru
94-го – уничтожить.
Надим Касимов, главный редактор ИД «Эспрессо паблишинг».
«Ситуацией в сфере государственных закупок довольны две категории людей: те, кто не в курсе, и те, кто в доле». Но есть и те, кто в курсе, но не в доле – в ноябре 2011 года Мин-экономразвития представило свое видение того, как должен работать госзаказ. Проект закона о ФКС – федеральной контрактной системе – заменит пресловутый 94-й закон.
У затеи достойная идея – сделать госзакупки более прозрачными, конкурентными, равнодоступными и, главное, эффективными. В столь же благородном, как и пока безуспешном стремлении соскочить с сырьевой иглы, сделать экономику более диверсифицированной, правительство пытается задействовать все источники внутреннего спроса. Госзаказ в этом – большое подспорье. Ведь ежегодно на госзакупки тратится 13 трлн рублей. Однако попытки соблюсти основную идеологическую установку 94-го закона – потратить как можно меньше – иногда приводят к анекдотическим результатам.
Как-то «Росатом» закупал оборудование для теплоэнергетической станции в Китае. Рыночная цена – 100 тыс. долл. По итогам конкурса закупка обошлась ведомству вдвое дешевле. Можно бы, не жалея ладоней, аплодировать столь рачительному подходу, если бы не одно «но». Оборудование победитель конкурса поставил с опозданием в три месяца. При этом день простоя станции стоил 1 млн долл.
Другой пример – свидетельство тому, насколько формально иногда заказчик относится к конкурсам. Один из вузов купил постельное белье для общежитий. Стали принимать товар, и оказалось, что все простыни – метр на метр. В ответ на резонный вопрос подрядчик показал конкурсную документацию: требования к товару были именно такими. Конкурсная комиссия не заметила опечатки, а победитель конкурса добросовестно выполнил условия: закупил стандартные простыни и разрезал их пополам.
В отличие от 94-го закона, цель ФКС – не минимизировать, а оптимизировать бюджетные расходы. Для этого по замыслу авторов нового закона, который должен вступить в силу с 1 июля 2012 года, нужно отрегулировать весь цикл госзакупок – начиная с планирования потребностей и заканчивая оценкой эффективности потраченных денег.
В помощь ему – 223-й закон о закупках госсектора, действующий с 1 января 2012 года. Он вводит информационный стандарт для закупок госучреждений. Уже с нового года госкомпании обязаны публиковать информацию о закупках на своих сайтах, а с 1 июля – на едином государственном портале. Чтобы любой желающий мог убедиться, что бюджетные деньги – на дело, а не на дорогущие лимузины и позолоченные кровати.
Защитники 94-го закона утверждают, что он достаточно хорош для того, чтобы быть улучшенным, а не отмененным. Они считают, что он стал жертвой пропагандистского натиска и активно тиражируемых в обществе небылиц о нем. А также усматривают в ФКС реализацию извечной мечты чиновников – самим решать, что, у кого и за сколько покупать. Со всеми вытекающими.
Меня, как реалистичного оптимиста, в связи с этим терзает двоякое чувство. С одной стороны, приветствую сами попытки улучшить хорошее. С другой – никто не гарантирует, что вместо шила нам в очередной не подсунут мыло.
Познакомиться с проектом закона и с изменениями, внесенными в его вторую редакцию, можно на дискуссионной площадке Минэкономразвития:
http://ideas.economy.gov.ru. Комментарии:
http://www.rg.ru/sujet/1459/index.html.
К чему приводит несовершенство законов, читайте в нашем исследовании на с. 2–3.