• Авторизация


Почему не работает закон «О теплоснабжении». 23-02-2012 16:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


www.espresso-id.ru

Закон и непорядок.

Инна Савинская.

Согласно букве закона – Федерального закона № 190 «О теплоснабжении» – в январе 2012 года в Коломне (а также во всех муниципальных образованиях России) должна была появиться схема теплоснабжения города. Не появилась. По вине законодателей.

Схема – базовый документ, в котором описано текущее состояние системы теплоснабжения и перспективы ее развития. В теории она имеет много общего с существующей в Коломне программой комплексного развития городской инженерной инфраструктуры. На практике законодатели просто не определились, как она должна выглядеть.

Несмотря на то что закон «О теплоснабжении» вступил в силу летом 2010 года, до сих пор толком не работает из-за отсутствия подзаконных актов.

О том, что еще не случилось в рамках нового закона, – наш корреспондент.

НЕ НАЗНАЧЕН ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ТЕПЛО
В каждом муниципальном образовании он должен быть один, даже при наличии на рынке нескольких теплоснабжающих организаций. Представьте: один из районов города получает тепло от ТЭЦ, другой – от угольной котельной. В первом случае себестоимость тепловой энергии 800 руб/Гкал, во втором – 10 тыс. руб/Гкал. Тарифы для населения формируются пропорционально. Обе цифры – реальные рыночные показатели, хотя и предельные, которые объективно могут существовать на одной городской территории. Чтобы кошелек потребителя «угольного» тепла не страдал пропорционально себестоимости гигакалории, в игру вступает единая теплоснабжающая организация (одновременно она может быть и производителем тепловой энергии). Согласно новому закону, она покупает тепло у всех производителей по их ценам на договорной основе, а потом формирует единый – усредненный и экономически обоснованный – «котловой» тариф для всех жителей города.

НЕ ПРОПИСАНА ТАРИФНАЯ АРИФМЕТИКА
Гибкая тарифная политика – один из главных трендов закона «О теплоснабжении». Важно не только, сколько потреблять, но и как.

Пример 1. В наличии две одинаковых квартиры. Хозяин первой для обогрева помещения пользуется батареями. Хозяин второй в дополнение подключил теплые полы, стало быть, потребляет меньше теплоносителя (воды). Пока оба платят за тепло одинаково. Новый закон учтет разницу.

Пример 2. В наличии две одинаковых квартиры. Хозяин первой потребляет только тепло, хозяин второй – тепло и водопроводную горячую воду. Второй потребитель загружает систему отопления более сбалансированно (и зимой, и летом) и дает возможность тепловырабатывающему предприятию сглаживать кризис летнего сезона «недопотребления», когда спрос на тепло снижается и выработка падает (при сопоставимых издержках на оборудование и персонал). Мораль та же.

Пример 3. Два одинаковых дома потребляют тепло. У одного стояки отрегулированы таким образом, что потребление тепловой энергии везде примерно одинаковое, возврат обратной температуры с каждого стояка сопоставимый, и дом равномерно прогревается. Во втором доме крайние стояки не работают, и, чтобы прогреть весь дом, в котельной вынуждены поднимать параметры насосной группы. Такой потребитель однозначно менее выгоден, чем тот, кто занимается внутренним регулированием.

Закон «О теплоснабжении» предполагает наличие дифференцированного тарифного меню (предусмотрен в том числе и двухставочный тариф), учитывающего все нюансы потребления.

Важно: не стоит в связи с этим ждать тотального повышения или понижения тарифов. Кто-то будет платить больше, чем сейчас, кто-то меньше. Главное, потребитель сможет влиять на собственный спрос и, соответственно, будет стремиться снизить теплопотери.

НЕ РАБОТАЕТ СТРАХОВКА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
И снова пример. Он особенно актуален для тех муниципальных образований, где есть частные теплоснабжающие организации. Для них теплоснабжение бизнес, который можно вести, а можно бросить. Как, например, перестать торговать яблоками. Очевидно, что, если вы не купите яблоки там, где привыкли это делать, большой беды не будет. Другое дело, если в квартиру вдруг не подадут тепло и горячую воду.

До сих пор правовых рычагов для регулирования этой ситуации не было (административные не в счет), закон не делал разницы между торговлей фруктами и тепловой энергией. Закон «О теплоснабжении» страхует потребителя на такой случай: теплоснабжающая организация должна предупредить органы местного самоуправления о прекращении своей деятельности не менее чем за восемь месяцев. При этом органы местного самоуправления вправе приостановить вывод проблемного объекта из эксплуатации (но не более чем на три года) в случае угрозы для жителей остаться без тепла; потребовать – выставить его на торги и даже выкупить по рыночной стоимости.

Новый закон также предусматривает ответственность за нарушения и снижение качества тепловой энергии и требует от каждой теплоснабжающей организации наличия плана действий по ликвидации аварийных ситуаций.

ЧТО ЕЩЕ?
Впервые в законе «О теплоснабжении» введено понятие топливно-энергетического баланса территории (определяет, сколько топлива требуется, например, конкретному муниципальному образованию и на какие цели); учтена экономическая обоснованность доходности деятельности теплоснабжающей организации (фактически признано, что эта деятельность должна быть прибыльной, а не убыточной); четко прописаны правила подключения к системам теплоснабжения, порядок отключения должников и санкции за самовольное подключение к сетям; введено понятие долгосрочного регулирования тарифов; продекларирован метод тарифного регулирования «доходность на инвестированный капитал». Одно «но»: почти все это пока не работает.

В коммунальных кулуарах причину законодательной профанации объясняют наличием в документе множества революционных идей. Ни потребители, ни производители тепла пока не готовы принять жесткий западный подход, основанный на осознанном и ответственном отношении к делу обеих сторон.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Николай Герлинский, заместитель главы администрации городского округа Коломна:– Закон «О теплоснабжении» прописывает четкие и понятные правила игры для всех контрагентов – потребителей, теплоснабжающих организаций, муниципалитетов. Все понятия, требования и подзаконные акты, которые в разное время бессистемно создавались в разных ведомствах, закон систематизирует и адаптирует к реалиям сегодняшнего дня. В итоге создавая более гибкие условия существования как для производителя, так и для потребителя, соблюдая баланс их интересов. Но закон до сих пор не работает в полную силу, потому что механизмов его исполнения нет – основные подзаконные акты (около 30 документов) так и не приняты.
[304x206]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Почему не работает закон «О теплоснабжении». | Газета_Эспрессо - Дневник Газета Эспрессо | Лента друзей Газета_Эспрессо / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»