www.espresso-id.ru
Stop-осмотр.
Наталья Воронцова.
На день выхода этого номера «Эспрессо» ни один коломенский предприниматель не получил аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков, чтобы иметь право проводить технический осмотр автомобилей. Почему? В причинах вместе с экспертами «Эспрессо» разбиралась наш корреспондент.
На сайте Российского союза автостраховщиков в свободном доступе находится информация о том, какие коммерческие компании аккредитованы для проведения технического осмотра на территории России, указаны адреса пунктов техосмотра, где можно его пройти. В Московской области сейчас работают 36 независимых операторов.
ТОП-5 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НЕ СПЕШАТ БРАТЬСЯ ЗА ТЕХОСМОТР
1. Отсутствие равных условий для всех игроков на рынкеВ переходный период (два года) продолжают работать пункты при ГИБДД. Для прохождения техосмотра в них нужно заплатить только госпошлину – 300 рублей.
Предприниматели не могут установить такие цены. Бизнес тут же перестанет быть рентабельным.
Павел Туманов, генеральный директор ООО «Автопрестиж» (пункт ТО в Луховицах): – Предполагаю, что в Коломне никто не занялся этим бизнесом по той причине, что жесткую конкуренцию составляет пункт ТО при ГИБДД. У вас есть и легковая линия, и грузовая. Цена прохождения ТО – 300 рублей. Предприниматели даже теоретически не могут работать за эту стоимость – слишком много статей расходов: приобретение диагностического оборудования, обучение сотрудников, налоги, охрана и много других расходов. Сейчас этот бизнес выгоден только там, где нет пунктов ГИБДД. В Луховицах, например, при ГИБДД нет грузовой линии, техобслуживание можно пройти только у нас.
2. Правительство урезает прибыль предпринимателей Правительство Московской области с 26 декабря 2011 года по 20 января 2012 года дважды пересматривало цену за прохождение техосмотра в сторону уменьшения. В среднем стоимость снизилась в 1,8 раза.
Для автовладельцев – ощутимая экономия, для предпринимателей – значительная потеря ожидаемой прибыли.
Предприниматель, директор коммерческого пункта ТО:– Ситуация, которая складывается сегодня вокруг проведения техосмотра, никому не нравится. Мы, предприниматели, не можем даже просчитать рентабельность бизнеса. Постоянно меняется цена за проведение ТО. В декабре правительство утвердило одну стоимость, а в январе снизило ее почти в два раза. Ситуация непонятна даже тем, кто не первый год проводит техосмотр. Наша компания работает в этой отрасли больше десяти лет, у нас есть диагностическое оборудование, есть квалифицированные сотрудники, нам не нужно вкладываться с нуля в развитие бизнеса – и то мы находимся в недоумении. Конечно, гораздо сложнее тем, кто только собирается заняться этим бизнесом. Вложения серьезные, а что в итоге из всего этого получится – неизвестно.
3. Постоянное внесение изменений в закон То обстоятельство, что в закон все время вносятся изменения, а на предстоящие два года предусмотрен переходный период, делает инициативу депутатов максимально непрозрачной для предпринимателей. В результате: желающих вкладывать деньги в непонятную перспективу оказывается мало.
Леонид Батуро, директор автоцентра «Визит-Авто»:– Читаешь закон – все вроде бы ясно, но депутаты все время его пересматривают. Что будет в итоге, непонятно. Я не удивлюсь, если они передумают привлекать к процедуре техосмотра предпринимателей и вернут все обратно, а техосмотром будут заниматься пункты при ГИБДД. И что тогда делать тем, кто открыл коммерческий пункт? Останется только закрыть. Второе обстоятельство, которое меня смущает. Депутаты решили переложить всю ответственность за проведение техосмотра на бизнесменов, но в то же время считают возможным регламентировать их прибыль. Но ведь если я открыл дело, я должен сам решать, какие цены устанавливать на свои услуги. Жестких тарифов «от государства» просто быть не может. У нас для проведения техосмотра все есть, можем открыть пункт в любой момент, но тактика «Визит-Авто» – пока подождать.
4. Преимущества у тех, кто работал по договору с МВД Большинство коммерческих пунктов техосмотра принадлежит компаниям, которые до 1 января 2012 года предоставляли услуги по проведению техосмотра на основе договора с МВД. Российский союз автостраховщиков внес их в реестр автоматически. На переходный период. Далее они должны будут получать аккредитацию на общих основаниях.
Оксана Спешенская, директор агентства ОАО СК «Альянс» в Коломне:– Я считаю, что закон о ТО провалился. Последние изменения, дополнения депутаты принимали в конце декабря. И это тоже повлияло на то, что предприниматели, которые хотели бы заняться проведением техосмотра, не успели выполнить все требования нового закона, чтобы 1 января подать заявку на аккредитацию. В итоге работают в основном те, у кого уже был договор с МВД. Частные страховые компании также понесли убытки в связи с принятием этого закона. Мы вынуждены отказывать в оформлении полиса ОСАГО тем автовладельцам, у которых закончился срок действия талона или остаточный срок действия не превышает шести месяцев. В качестве альтернативы многие идут в страховую компанию, которая заключила договор с операторами техосмотра, располагающимися на территории всей России, и предоставляет услуги и по оформлению полиса ОСАГО, и по предварительному оформлению талона ТО.
5. Ужесточение ответственности за некачественно проведенный осмотр транспортного средстваВ талоне нового образца указывается наименование станции техобслуживания, где автомобиль проходил проверку, координаты, а также данные того оператора, который проводил операцию. Информация нужна для того, чтобы привлечь оператора к ответственности в случае, если автомобиль попадет в ДТП по причине неисправности, которую не выявили при техосмотре.
Сергей Плещеев, начальник ОГИБДД МУ МВД России «Коломенское», подполковник полиции: – В соответствии с новым законом диагностику проводит технический эксперт, отвечающий квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. В частности, он должен обладать навыками вождения и иметь водительское удостоверение по тем категориям транспортных средств, технический осмотр которых проводит. Плюс иметь опыт практической работы. По новым правилам эксперт несет ответственность, если во время осмотра не выявил у автомобиля неисправностей, а через некоторое время авто именно по причине неисправности попало в ДТП. В этом случае оператор техосмотра обязан возместить в полном объеме вред жизни, здоровью и имуществу автовладельца и других пострадавших.
По подсчетам экспертов, чтобы в последующем избежать очередей на пунктах техосмотра и обеспечить приемлемые цены за эту процедуру, нужно аккредитовать около 10 тыс. операторов по всей России. Пока в реестре Российского союза автостраховщиков их чуть более 2600. В Московской области – 36. Судя по тому, что предприниматели не особо горят желанием занять эту нишу, о светлом будущем, которое пророчили законодатели в новом законе о ТО, говорить пока не приходится.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
КАК ПРОВОДИТСЯ ТЕХОСМОТР ЗА РУБЕЖОМ
США. В 13 штатах ТО вообще не проводится, так как по статистике число аварий из-за плохого технического состояния машин – менее 0,7% от общего количества. В некоторых штатах осмотр проходят только авто старше четырех лет. Или в случае смены собственника. Или если машина ввозится из другого штата. В остальных штатах – обязательно каждые год или два. Проводят ТО коммерческие компании. На исправление недостатков дается 20 дней. Водителя без талона ТО ждет крупный штраф. Если попал в ДТП на неисправном авто – придет огромный счет от страховой компании. Если при аварии погибнут люди – могут дать срок за убийство по неосторожности.
Великобритания. ТО проводит министерство транспорта. Стоит 55–57 фунтов. Без талона эксплуатация автомобиля запрещена. На устранение неисправностей отводится 10 дней. Повторное обращение на пункт – со скидкой или бесплатно.
Канада. ТО нужно проходить ежегодно. На исправление неисправностей – 10 дней. Проверяют автомобили на официальных станциях технического осмотра.
Франция. Владельцы авто старше четырех лет должны получать талон ТО раз в два года, старше 10 лет – ежегодно. Стоит 75 евро. Штраф за просроченный талон – 90-135 евро и запрет на передвижение по дорогам. За нарушение – тюремный срок. Устранить неполадки, выявленные при ТО, надо за два месяца. Иначе авто отправят на утилизацию.
Испания. ТО проводят официальные дилеры или частники. Для авто старше четырех лет – раз в два года, старше 10 лет – ежегодно. Стоит 40–45 евро (у частников – 30 евро). За просрочку ТО могут оштрафовать на 1500 евро и лишить прав на срок, пока осмотр не будет пройден.
Германия. Для авто старше трех лет ТО обязателен раз в два года (как и в Австрии, Швеции, Голландии). Проводится не раньше чем за месяц до даты, указанной в талоне, и не позднее четырех месяцев после нее.
Япония. ТО обязательно для авто старше трех лет. Стоит 300 долл., 1000 долл. - если проходить повторно.
Китай. Каждая провинция или городская администрация устанавливает свои правила прохождения ТО.
[608x405]