www.espresso-id.ru
Идеи навынос.
Инна Савинская.
«Опора России» подвела итоги ежегодного конкурса предпринимателей «Бизнес-успех». На конференции, которая состоялась 6 февраля в «Экспоцентре», организаторы обнародовали результаты первого в России исследования малого бизнеса в разрезе муниципальных образований (проводили совместно с медиахолдингом «Опора-кредит» и Минэкономразвития РФ). Итоговый рейтинг муниципалитетов, цифры, факты и выводы есть в свободном доступе в Сети:
http://www.opora-credit.ru/guide/analytics/detail.php?ID=38747. Наш корреспондент изучила опыт участников и выбрала самые интересные идеи с прицелом на реализацию в Коломне.
Идея. Создать многофункциональный центр по предоставлению госуслуг.
Цель. Ограничение до минимума бюрократии и коррупции.
Площадка. Анапа, Краснодарский край. Анапа – основной донор бюджета Краснодарского края и лидер по числу предпринимателей на душу населения. Из 70 млрд рублей валового продукта 40 млрд дает малый и средний бизнес.
Детали. Помогать – значит не мешать, решили в Анапе. И создали уникальное по российским меркам учреждение. Со всеми «бумажными» вопросами граждане обращаются в «одно окно» – центр госуслуг. Здесь принимают и выдают документы на выделение земли, разрешения на строительство, ИНН, кадастровые выписки, разрешения на ведение предпринимательской деятельности – всего более 200 услуг, большинство из которых муниципальные. Но в центре работают не муниципальные чиновники, а служащие, которые занимаются только приемом/выдачей документов и передачей их в соответствующие инстанции.
Документооборот полностью электронный, система доступа к документам серьезнее, чем в шпионских фильмах, общение сотрудников центра с гражданами записывается на аудио- и видеоносители. Создание центра госуслуг – инициатива местных властей, из муниципального бюджета на нее потрачено 20 млн рублей.
Идея. Назначить уполномоченного по правам предпринимателей в регионе.
Цель. Защита прав и законных интересов предпринимателей, формирование правоприменительной практики (института «стратегических тяжб»), внесение предложений по совершенствованию регионального и федерального законодательства в отношении малого и среднего бизнеса.
Площадка. Ульяновская область.
Детали. Решение о создании института бизнес-омбудсмена уже принято на федеральном уровне, но пока не детализировано. Ульяновская область создала прецедент еще в сентябре 2011 года (предвосхищая федеральную инициативу) и выдвинула на нововведенную должность председателя Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Идея. Создать особую экономическую зону регионального уровня промышленно-производственного типа.
Цель. Стимулировать развитие бизнеса и активность инвесторов.
Площадка. Чаплыгинский район, Липецкая область. Объем инвестиций в район превышает местный бюджет в четыре раза.
Детали. Все преференции, которые получают резиденты особой экономической зоны, – экономические: льготы по уплате налогов на прибыль и имущество, снижение ставки земельного налога до 0,1% кадастровой стоимости участка и другие льготы и госгарантии, предусмотренные ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».
Идея. Создать библиотеку предпринимательского опыта.
Цель. Научить предпринимателей/муниципалитеты учиться на чужих ошибках.
Детали. Эту идею совместными усилиями собираются реализовать «Опора России» и рейтинговое агентство «Эксперт РА». Виртуальная библиотека успешных практик, в которую войдет опыт работы не только бизнеса, но и муниципальных властей (в идеале – опыт их успешного взаимодействия), должна стать базой идей и одновременно справочником в решении типичных «бизнесовых» проблем. На уровне муниципалитета первым шагом к созданию такой библиотек может стать интернет-форум для предпринимателей на сайте городской администрации. Активное участие властей в его работе обязательно. Эффект очевиден: во-первых, это обратная связь между бизнесом и властью; во-вторых, оптимизация ресурсов – ответ из разряда FAQ, опубликованный в Сети, прочтут и используют многие.
Идея. Организовать регулярное проведение маркетинговых исследований в регионе.
Цель. Сбалансировать развитие различных видов бизнеса, сориентировать начинающих предпринимателей.
Детали. Аналитика должна показать, какой бизнес в регионе в избытке, а какой – в дефиците, то есть сориентировать тех, кто собирается начать собственное дело, и предложить им занять свободные и перспективные ниши. В реализации этой идеи шансы на успех выше у предпринимательской организации, а не у муниципалитета, так как предприниматель предпринимателю доверяет больше, чем чиновнику.
Сверхидея от Сбера. Создание центров развития предпринимательства.
Цель. Финансовая и информационная поддержка малого бизнеса.
Площадка. Россия.
Детали. Сеть из 350 центров развития предпринимательства должна получиться за счет переформатирования основных офисов Сбербанка, которые работают с малым и средним бизнесом. Помимо финансовых услуг (открытие счетов, кредитование), предприниматели смогут получить помощь в оформлении документов и составлении бизнес-планов, проконсультироваться по вопросам ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, кадровым вопросам, узнать об изменениях в законодательстве, принять участие в бесплатных семинарах и мастер-классах и даже получить готовый рецепт для открытия бизнеса.
Видеть проблему и судить виноватого умеют все. Делать дело не благодаря, а вопреки – очень немногие. Эти немногие и становятся успешными. Мы «нанесли» вам идей. Дальше сами. Если хотите.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Андрей Шатохин, руководитель Коломенского городского отделения «Опора России»:– Многофункциональный центр по оказанию госуслуг Коломне нужен. Он поможет разгрузить чиновников и сэкономить важнейший ресурс предпринимателей – время. Вопрос только в том, чтобы создать структуру, оптимальную для Коломны: при примерно одинаковой численности населения предпринимателей в Коломне кратно меньше, чем в Анапе. Бизнес-омбудсмен поможет коломенскому бизнесу только в том случае, если это будет не свадебный генерал, а профильный специалист, погруженный в тему, в идеале имеющий юридическое образование, который действительно сможет обеспечить на уровне региона эффективное взаимодействие между законами и теми, кто по этим законам живет. И это непременно должен быть человек из бизнеса – не чиновник. Уполномоченный по правам предпринимателей при первом заместителе председателя Правительства РФ Светлана Халфина пояснила нам, что уже сейчас, не дожидаясь, пока должность бизнес-омбудсмена узаконят, мы можем обратиться к мэру или губернатору и порекомендовать свою кандидатуру. Обдумываем. Создание особой экономической зоны интересно скорее среднему и крупному бизнесу. Большинство предприятий малого бизнеса не платят налоги на прибыль и имущество, потому что находятся на другой форме налогообложения, льготы ОЭЗ (особая экономическая зона. – Прим. ред.) их не коснутся. Но косвенный эффект для малого бизнеса будет, причем как в плюс, так и в минус. Плюс в том, что приток инвесторов и создание новых рабочих мест повысит уровень жизни в городе (читай – потребительские возможности горожан) и расширит целевую аудиторию малого бизнеса. Минус в том, что в случае развития среднего и крупного бизнеса из малого может произойти отток кадров. Последние две идеи, на мой взгляд, весьма спорные. Первая – потому что в мире бизнеса все меняется настолько быстро, что сегодняшний опыт может быть просто неактуален завтра. Вторая – потому что она в принципе убивает идею предпринимательства. Потенциальный предприниматель должен иметь нюх, уметь рисковать и знать, как конкурировать, чтобы стать лучшим в своей сфере. Я за естественный отбор и честную борьбу за выживание.
ПОРЯДОК СЛОВ
Особая экономическая зона – территория, которую государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные отрасли. В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году и регламентируется Федеральным законом № 116 «Об особых экономических зонах в РФ». Создание особой экономической зоны осуществляется на конкурсной основе по решению Правительства РФ.
Бизнес-омбудсмен – уполномоченный представитель, защищающий права предпринимателей. Наличие в государстве омбудсменов в различных сферах принято считать маркером демократического общества. Омбудсмен – ревизор практического применения результатов работы парламента в той ли иной сфере.