www.espresso-id.ru
Не базар, но рынок.
Автор Инна Савинская.
СИТУАЦИЯ
В редакцию «Эспрессо» обратился Александр Б., проживающий в доме 316 по улице Октябрьской Революции. Под его окнами каждый день идет бойкая торговля: овощи, фрукты, зелень, белье – тысяча мелочей продается на стихийном рынке. Дежавю. Год назад мы все это уже видели на улице Малышева, писали о том, какие законы нарушает несанкционированная торговля, и радовались, что городские власти нашли аргументы и ресурсы, чтобы рынок исчез. Однако история повторяется: вот уже год Александр пишет в УВД, прокуратуру, местное отделение «Единой России» и администрацию города, а рынок и ныне там.
Ольга Жарова, заместитель главы городского округа Коломна:
– Стихийная торговля – один из самых больных вопросов в городе. Мы штрафуем торговцев, конфискуем товар и до решения суда вынуждены обеспечивать его хранение. Пока суд принимает решение, продукция портится, владельцы требуют с нас возмещение убытков. Но управа на стихийные рынки есть и с точки зрения законодательства, и с точки зрения ресурсов (какая именно – читайте ниже. – Прим ред.). В свою очередь, призываем потребителей помочь нам и не покупать у тех, кто нарушает закон.
«В помочь» администрации – новый закон. С 2013 года рынки должны будут сменить формат.
БУКВА ЗАКОНА
С 2013 года работу коломенских розничных рынков будут регламентировать два нормативных документа: ФЗ № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» и постановление Правительства Московской области № 953/45 «Об основных требованиях к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Московской области, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений». Федеральный закон регулирует отношения между государством, собственниками рынка (новый термин в законе – «управляющая компания»), продавцами и покупателями. Постановление правительства определяет основные требования к подмосковным рынкам – их минимальную и максимальную площадь, характеристику расположенных на рынке строений и находящихся в них помещений, торговых мест, складов, подсобных помещений.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ
К 2013 году все подмосковные рынки должны переехать в крытые помещения. Минимальная торговая площадь павильона должна составлять 12 кв. метров, киоска (палатки) – 6 кв. метров. Каждое торговое место должно быть оборудовано электропитанием и контрольно-кассовой техникой. На каждые 50 торговых мест должно приходиться не менее 25 парковочных мест и не менее одного туалета. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными. В отношении сельскохозяйственных рынков эти требования начнут действовать с 2015 года.
НА ТЕРРИТОРИИ
Объект: универсальный рынок (Голутвин)
Проблема: моральный износ рынка (30 лет работы без реконструкции), отсутствие цивилизованной парковки.
Перспектива: полная реконструкция. Работы по первой очереди уже начались. Прямо перед фасадом старого здания строят новое – трехэтажный (с учетом цокольного этажа) современный торговый комплекс из стекла и бетона площадью 3,4 тыс. кв. метров (площадь старого здания – 2 тыс. кв. метров). Внутри разместят торговые помещения, смонтируют систему кондиционирования, установят пять лифтов, построят пандусы для инвалидов. Парковка на 180 мест на первом этапе строительства оборудована за счет сокращения торговых рядов вещевого рынка. Финансирует проект Союз потребительской кооперации. Транш на строительство первой очереди – 200 млн рублей. Окончание работ – осень 2012 года. Вторая очередь пока существует только в проекте: торговые ряды вещевого рынка снесут и на их месте построят автопарковку, а над ней, на уровне второго этажа, – крытые торговые площади вещевого рынка. В старом здании заменят коммуникации и сделают ремонт. В перспективе все три здания будут сообщаться между собой.
Объект: ТК «Афганец»
Проблема: дефицит торговых точек для местных сельхозпроизводителей, дефицит парковочных мест.
Перспектива: с дефицитом торговых мест планируют бороться за счет расширения. 50 торговых точек разместят на участке, который сейчас закреплен за котельной. Вопрос о передаче земли рассматривают в администрации города. Проблему парковки частично решили в прошлом году за счет организации десяти дополнительных мест напротив рынка и обустройства внутри рынка служебной парковки (разгрузка общей парковки на 25 автомобилей).
Объект: ТК «Ярмарка» (Колычево, ул. Астахова)
Проблема: низкая популярность у продавцов, как следствие – низкий трафик покупателей. Городская администрация который год подряд безуспешно пытается сделать из этого торгового комплекса сельхозрынок. Причину неудачи видят в низкой маркетинговой активности хозяев рынка.
Перспектива: будет ясна 9 сентября, когда на суд общего собрания собственников вынесут возможные варианты реконструкции. Руководство «Ярмарки» готово работать в любом направлении, главное – найти компромисс между видением перспектив развития комплекса между собственниками павильонов и администрацией города. Пока можно говорить только о том, что намерение привести торговый комплекс в соответствие с требованиями нового закона у руководства есть.
Объекты: строительные рынки «Все для дома» (ул. Октябрьской Революции), «Коломенский стройдвор» (Щурово)
Проблема: отсутствие современных торговых павильонов, инфраструктуры. Исключение составляет строительный рынок в Щурове: часть торговых площадей соответствует современным стандартам, оборудована парковка на 100 машино-мест.
Перспектива: «Коломенский стройдвор» в 2012 году собирается освоить еще одну торговую площадку в Щурове. Администрация стройрынка «Все для дома» с планами пока не определилась, до 2013 года время есть.
НЕФОРМАТ
Вне формата и вне закона – стихийные рынки. Они возникают там, где действуют два фактора – транспортная доступность и высокий ежедневный трафик покупателей по маршруту «дом – работа – дом».
Татьяна Матюшина, заместитель генерального директора по научной работе Агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет»:
– На Западе в «проходных» местах возникают цивилизованные форматы торговли – открытые магазинчики или мини-рынки по продаже востребованных товаров (овощи, фрукты, сезонная продукция). Но там никому в голову не придет торговать, не имея результатов экспертизы по продукции и медицинского допуска для работы с ней. Там не дадут торговать бабушке с корзинкой или бомжу – их тут же отправят в полицию хотя бы по причине ухода от налогов.
Олег Беркутов, председатель комитета потребительского рынка и услуг администрации городского округа Коломна:
– Далеко не все места, где действуют стихийные рынки, подходят для организации цивилизованных форм торговли. Но, например, на улице Октябрьской Революции планируется строительство торгового комплекса, на месте устаревших киосков. Поэтому их владельцам не продлили разрешение на следующий год (разрешение на установку таких торговых объектов выдается сроком на один год). Обязанность по демонтажу торговых павильонов и благоустройству освободившейся территории лежит на их владельцах, городские службы могут это сделать только по решению суда, павильоны – частная собственность. Но в этой ситуации административно-технический надзор имеет право штрафовать собственников за незаконное размещение объектов, электросети на законных основаниях – расторгнуть договор на энергоснабжение, а сотрудники управления внутренних дел – привлечь к ответственности за организацию незаконной торговли. В результате собственники киосков вынуждены будут убрать свои павильоны.
ЕВРОСТАНДАРТ
Как должно быть
Формат рыночной торговли, существующий в Коломне, будет жить, пока коломенцы будут иметь достаточно низкие доходы, считает Татьяна Матюшина:
– Ради экономии люди готовы терпеть неудобства, отсутствие сервиса и рисковать здоровьем. К тому же большая часть посетителей розничных рынков – люди старше 50 лет. Они не привыкли к новым форматам торговли, теряются в гипермаркетах и больших торговых центрах, не могут сделать адекватный выбор.
Сегодняшней Коломне рынки нужны, у нас не самый богатый город. Но они будут меняться в соответствии с изменением культуры потребления и объема платежеспособного спроса. Уже сейчас трафик покупателей уходит в сторону цивилизованных форматов. Чтобы выжить в конкурентной борьбе с крупными торговыми центрами и сетевыми магазинами всех форматов, от дискаунтеров до средней категории (премиум-класса в Коломне нет), рынки должны будут подтягиваться до их уровня. Следует создавать инфраструктуру, делать транспортные развязки, накрывать территорию крышей, устанавливать туалеты, заставлять продавцов оборудовать примерочные, заниматься клинингом. В современном экономически развитом обществе существует несколько форматов рыночной торговли.
Оптовые фреш-маркеты
Как правило, это специализированные рынки формата «b2b» – овощной, рыбный, фруктовый. Но ими пользуются не только рестораторы и владельцы магазинов, но и розничные потребители.
Розничные фреш-маркеты
Классика советских времен. Там продают свою продукцию производители: зелень, овощи, молоко, мясо, рыбу. В Европе такие рынки посещают состоятельные люди, для которых есть две альтернативы – экосупермаркеты или фреш-маркеты.
Специализированные рынки
Например, арт-рынки, на которых продаются художественные товары, сувениры, безделушки.
Ориентированы они чаще всего на туристов. В Париже на Монмартре в такой рынок превращены все улицы и кварталы. В Коломне арт-рынок может появиться на улице Лажечникова или внутри кремлевской стены возле автовокзала. Необходимое условие – большой турпоток, пока он невелик. В эту же категорию попадают блошиные рынки, где можно купить винтажные вещи и предметы коллекционирования.
Стрит-ретейл (от англ. street retail – «уличная торговля») в Коломне сравним с санацией полости рта. Если на Западе 80% потенциальных проблем снимаются до их возникновения, профилактически, то мы, пока зуб не заболел, к врачу не идем. Самая большая российская проблема – бессистемность. А самый доступный способ профилактики стихийного стрит-ретейла – не покупать на улице.
[608x407]