Рондо - одна из самых распространённых музыкальных форм, прошедшая длительный путь исторического развития. В её основе лежит принцип чередования главной, неизменяемой темы - рефрена и постоянно обновляемых эпизодов. Термин "рефрен" равнозначен термину припев. Песня типа запев-припев, в тексте которой постоянно обновляемый запев сопоставляется со стабильным припевом. Эта общая схема в каждую эпоху реализуется по-разному.
В старинных, относящихся к доклассической эпохе образцах Рондо эпизоды, как правило, не представляли собой новых тем, а основывались на музыкальном материале рефрена. Поэтому Рондо было тогда однотемным. В различных стилях и национальных культурах существовали свои нормы сопоставления и взаимосвязи отдельных частей Рондо. Французские клавесинисты (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо и др.) писали в форме Рондо небольшие пьесы с программными заголовками ("Кукушка" Дакена, "Жнецы" Куперена).
Ф.Куперен. Forlane - Rondeau
Л.Дакен. Рондо "Кукушка"
Изложенная вначале тема рефрена воспроизводилась в них далее в той же тональности и без всяких изменений. Эпизоды, звучавшие между её проведениями, назывались "куплетами". Число их бывало самым различным. Куплеты излагались в тональностях первой степени родства и имели серединно-разработочный характер. Иногда в них звучали и темы рефрена в не главной тональности ("Кукушка" Дакена). В некоторых случаях в куплетах возникали новые мотивы, не образовывавшие, однако, самостоятельных тем. Размер куплетов мог быть и нестабильным. Во многих случаях он постепенно возрастал, что сочеталось с развитием одного из выразительных средств, чаще всего ритма. Близкими к такой трактовке формы являются и немногочисленные рондо И. С. Баха. В некоторых образцах рондо рефрен проводился в разных тональностях. К этому же типу примыкали и рондо Ф. Э. Баха.
К. ф. Э.Бах. Рондо in G-major.
В творчестве венских классиков (Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена) Рондо как и другие формы, приобретает наиболее ясный, строго упорядоченный характер. Рондо у них - типичная форма финала сонатно-симфонического цикла. Общий характер музыки Рондо определялся закономерностями цикла, финал которого в ту эпоху писался в оживлённом темпе и был связан с музыкой народной песенно-танцевального характера.
В.Моцарт. Рондо в турецком стиле.
Д. Чимароза. Рондо для клавесина и оркестра.
И.Гайдн. Рондо в Венгерском стиле.
Л.Бетховен. Рондо-капричио.
В.Моцарт. Рондо для скрипки и оркестра.
Гуммель. Рондо.