Собрание вооружения Музеев Московского Кремля относится к числу наиболее известных европейских «исторических арсеналов» и оценивается специалистами как лучшее в мире по своей репрезентативности. Бoльшая его часть происходит из двух крупнейших арсеналов российских монархов: Государевой Оружейной палаты московских самодержцев XVI–XVII столетий и Санкт-Петербургской Рюст-камеры – собрания оружия российских императоров, сложившегося в XVIII веке на основе деятельности придворной Обер-егермейстерской канцелярии.
В этом зале экспонируется западноевропейское и восточное вооружение, которое специально закупалось за границей или привозилось русским самодержцам послами и торговыми представителями разных стран. Уникальные образцы оружия и доспеха демонстрируют их национальные особенности и высочайшее мастерство исполнения.
ВИТРИНА 22. ЕВРОПЕЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ XV - XVI ВЕКОВ
витрине экспонируются западноевропейские боевые и парадные пластинчатые доспехи.
Полный пластинчатый доспех появился в Европе в XV в. Ранее основным видом защитного вооружения была кольчуга, сплетенная из стальных колец в виде длинной рубахи с рукавами. Затем появились кольчатые штаны, наручи и капюшон, поверх которого надевался шлем. В XII–XIII вв. все тело воина было полностью закрыто кольчатым панцирем, который казался почти неуязвимым. Непрерывное совершенствование оружия вызывало развитие и защитного вооружения – доспеха.
Уже с XIII в., для того чтобы надежнее защитить воина в бою, к кольчужному доспеху в наиболее уязвимые места стали прикреплять отдельные стальные пластины. В середине XV в. появился доспех из пластин, которые выковали по фигуре человека, тщательно подгоняли одна к другой и соединяли между собой подвижными заклепками и ремнями. Жесткие пластины обеспечивали надежную защиту от копья или меча.
Огнестрельное оружие, экспонируемое в витрине, позволяет проследить основные этапы развития европейской стрелковой техники. Один из самых интересных и значительных периодов в истории ручного огнестрельного оружия – это XV – первая половина XVII в. Он знаменовался бурным развитием стрелковой техники от примитивных и грубых по исполнению образцов, которые отличались от пушек лишь меньшими размерами и весом, до изобретения оружия с кремнево-ударным замком.
Доспех рыцарский готический
Изготовлено : Западная Европа, конец XV века.
Материалы : Сталь.
Работа : Ковка, чеканка, резьба.
Доспех максимилиановский императора Максимилиана.Принадлежал императору Священной Римской империи Максимилиану I
Изготовлено : Германия, начало XVI века.
Материалы : Сталь.
Работа : Ковка, чеканка, резьба.
Рыцарские турнирные доспехи
Изготовлено : Франция, XVI век.
Материалы : Сталь.
Работа : Ковка, чеканка, резьба.
Большая часть музейных экспонатов датируется концом XVI – первыми десятилетиями XVII в. и представлена образцами парадного оружия, снабженного разными системами воспламенения заряда: фитильными, колесными и кремнево-ударными замками. Эти прекрасные образцы огнестрельного оружия были изготовлены в известных оружейных центрах Европы: Нюрнберге, Аугсбурге, Амстердаме, Лондоне и других.
Пистолет двуствольный, седельный.
Аугсбург, ок. 1580.
Сталь, дерево, медь, кость.
Ковка, резьба, чеканка, гравировка, инкрустация, золочение, травление.
Длина общая 58 см., длина ствола 36,2 см., калибр 11,5 мм.
Пистолет запоясный.
Нюрнберг,1580-1590.
Железо, медь.
Ковка, резьба.
Длина общая 28,3 см., длина ствола 15,8 см., калибр 11 мм
ВИТРИНА 23. ПОЛНЫЙ ТУРНИРНЫЙ ДОСПЕХ НА ВСАДНИКА И КОНЯ XVI ВЕКА
В странах Европы периодически устраивались различные воинские состязания и турниры, на которые съезжались рыцари, чтобы продемонстрировать свою ловкость и умение владеть оружием. По окончании турнира победители получали почетные награды. Турнир был не только пышным и красочным зрелищем, но и серьезным сражением. Поэтому для состязаний специально изготовляли надежные, более тяжелые доспехи. Часто они были великолепно украшены чеканными и гравированными изображениями с позолотой и воронением.
[показать]
[показать] Шлемы
Чеканка, травление, клепка.
Европа, конец XVI - начало XVII вв.
Сталь, медь.
Ковка, резьба.
Жизнь рыцаря во время боя или конного турнирного поединка во многом зависела от выносливости и степени защищенности его коня. Поэтому не случайно почти одновременно с воинским доспехом появился и доспех конный. Иногда оба доспеха заказывали у одного мастера, который украшал их единым орнаментом и сюжетными композициями.
Изготовлено : Германия, XVI века, мастер Кунц Лохнер из Нюрнберга.
Материалы : Сталь.
Работа : Ковка, чеканка, резьба.
Полный парадный доспех для всадника и коня выполнил знаменитый нюрнбергский мастер Кунц Ло́хнер. Его работами гордятся музеи Стокгольма, Дрездена, Мадрида, Парижа, Берлина… Возможно, именно этот доспех был прислан в 1584 году в дар царю Федору Ивановичу от польского короля Сте́фана Бато́рия. Доспех украшен выпуклыми медальонами с чеканными изображениями мифологических фигур и по́лосами некогда золочёного орнамента, где чередуются изображения воинских трофеев и музыкальных инструментов.
Доспех Датский
Изготовлено : Западная Европа, XVII век.
Материалы : Сталь.
Работа : Ковка, чеканка, резьба.
Рядом с полным доспехом для всадника и коня представлен еще один посольский дар царю Федору Ивановичу – парадный шлем, который был выполнен в Италии и привезен в Москву в 1591 году от короля Польши Сигизмунда III.
ВИТРИНА 24. ЕВРОПЕЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ XV - XIX ВЕКОВ
Оружие второй половины XVII – начала XIX века представлено образцами, выполненными в крупных оружейных центрах Германии, Голландии, Англии, Франции, Италии и других стран Западной Европы. На протяжении всей истории огнестрельного оружия талантливые оружейники постоянно стремились улучшить его баллистические качества и увеличить скорострельность. Об этом свидетельствуют нарезные многоствольные, многозарядные револьверные ружья и пистолеты. Основными заказчиками охотничьего оружия были привилегированные слои общества. В его изготовлении вместе с мастерами-оружейниками принимали участие художники, граверы и ювелиры, поэтому отделка оружия соответствовала стилю, характерному и для других видов декоративно-прикладного искусства определенной эпохи и страны.
Гарнитур парадного оружия.
Версаль, 1814.
Мастер Бутэ Н.Н.
Золото, сталь, серебро, дерево, бриллианты, кожа, лазурит.
Резьба, насечка золотом, чеканка, штамповка.
Начиная со второй половины XVII века, ведущая роль в техническом развитии и художественном оформлении европейского огнестрельного оружия принадлежала французским мастерам. В конце XVIII века изготовление парадного оружия сосредоточилось в специальной мас¬терской Версаля, которой руководил художник-оружейник Николя Ноэль Бутэ. В витрине представлен гарнитур оружия этого мастера. Он состоит из шпаги, ружья и пары пистолетов со всеми принадлежностями, необходимыми для использования и чистки оружия.
В XIX в. Франция уступает свое первенство в оружейном деле Англии и Бельгии. Охотничьи ружья, двуствольные и карманные пистолеты, изготовленные оружейниками Льежа и Лондона в конце XVIII – начале XIX века, завершают экспозицию европейского огнестрельного оружия.
ВИТРИНА 25. ТУРЕЦКОЕ ВООРУЖЕНИЕ XVI-XVII ВЕКОВ
Искусство турецких оружейников представлено яркими и редкими по красоте произведениями.
Большая часть предметов турецкого вооружения относится к XVI–XVII вв. – периоду могущества Османской империи и расцвета ремесел. К интересным образцам огнестрельного оружия XVII–XVIII вв. принадлежат экспонируемые в витрине ружья.
Щит.
Турция, середина XVII в.
Для украшения парадного оружия применялись резьба, чернь, инкрустация, использовались драгоценные и поделочные камни. В художественной отделке оружия отразились орнаментальные мотивы, типичные для искусства Турции того времени, – стилизованные растительные композиции с изображениями гвоздик и тюльпанов, тонких стеблей с завитками, мелких цветов.
Саадак.
Стамбул, 1656 г.
Излюбленным приемом турецких мастеров была инкрустация золотом и драгоценными камнями изделий из камня – нефрита, агата, яшмы и горного хрусталя. Этот прием многократно и разнообразно повторен на парадных булавах, шестоперах и щитах.
Шлем.
Турция, конец XVI - начало XVII в.
Наручи - защитные ручные доспехи турецкой работы.Принадлежали князю Ф.И.Милославскому
Изготовлено : Турция, конец XVI - начало XVII века.
Материалы : Сталь, золото, драгоценные камни, бирюза.
Работа : Чеканка, инкрустация.
ВИТРИНА 26. ИРАНСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ XVI-XVII ВЕКОВ
В витрине экспонируется парадное вооружение, изготовленное искусными иранскими оружейниками.
Большая часть экспонатов датируется XVI–XVII веков и является памятниками дипломатических и торговых связей России и Ирана. Среди богатых даров, которые привозили послы и купцы, непременно было и драгоценное оружие.
Щит парадный.
Иран, первая половина XVII в.
Золото, кожа (домашнего буйвола ?), камни драгоценные, жемчуг, бирюза, ткань.
Резьба, инкрустация, чеканка.
Диаметр 55,5 см.
Парадное иранское вооружение отличается разнообразием типов, превосходными боевыми качествами, совершенством форм и великолепием отделки.
Изготовлено : Иран, XVI век, мастер Мухаммед Мумин Зернишан.
Материалы : Сталь, золото, драгоценные камни, бирюза, жемчуг.
Работа : Чеканка, резьба, инкрустация, золочение.
Щит князя Ф.И.Мстиславского иранской работы.Принадлежали князю Ф.И.Милославскому
Восточный кинжал из Ирана
Изготовлено : Иран, 1я половина XVI века.
Материалы : Золото, нефрит, драгоценные камни, сталь.
Пернат - холодное оружие восточной работы.
Подарок царю Алексею Михайловичу от шаха Аббаса I
Изготовлено : Иран, середина XVII века.
Материалы : Золото.
Работа : Чернь, литьё, чеканка, резьба.
Для оформления изделий характерны изысканные цветовые сочетания драгоценных камней и жемчуга с золотом. Орнаментальные композиции, состоящие из сложного переплетения растительных узоров, арабесков или вьющихся побегов, органично связаны с формой предмета, будь то конический шлем, узкая полоса сабли или круглый щит.
Шлем.
Иран , XVI в.
Сталь.
Гравировка, ковка.
Диаметр 22,5 см
В этой же витрине представлены сабли, шпаги и кортики среднеазиатской и индийской работы, оправленные в золото и украшенные драгоценными камнями.
Топорик - холодное оружие.Подарок шаха Сулеймана
Изготовлено : Иран, XVII век.
Материалы : Сталь, дерево, серебро, золото, драгоценные камни, бирюза, жемчуг.
Работа : Чеканка, инкрустация, канфарение.
ЗАЛ 4. РУССКОЕ ВООРУЖЕНИЕ XII – НАЧАЛА XIX ВЕКА
В Оружейной палате Московского Кремля сформировалась уникальная коллекция русского защитного, холодного и огнестрельного вооружения. Наиболее ранние, редкие образцы XII–XV столетий практически не имеют аналогов в других музейных собраниях. Оружие XVI–XVII веков представлено, в основном, произведениями прославленных мастеров Государевой Оружейной палаты. Его отличают прекрасные боевые качества и высокое искусство исполнения. Многие предметы, входившие в состав «Большого наряда» русских государей, участвовали в торжественных воинских церемониалах.
Русское боевое и парадное оружие XVIII – начала XIX века кремлевского собрания, в основном, изготовлено на оружейных заводах Тулы, Сестрорецка, Олонца, Златоуста. Особо украшенное парадное и охотничье оружие российских императоров было произведено на Ружейном дворе Обер-егермейстерской канцелярии Санкт-Петербурга. В источниках эта мастерская фигурирует под названием «ружейное и ложейное мастерство». Завершает экспозицию зала коллекция русских орденов XVIII–XIX столетий.
Ажурная железная решётка с гербами древнейших русских городов
ВИТРИНА 27. РУССКОЕ ВООРУЖЕНИЕ XII - XVII ВЕКОВ.
Собрание предметов русского вооружения XII–XVII веков дает представление о большом его разнообразии. Конусообразные шлемы (шишаки, шапки „ерихонские" и "куячные") хорошо защищали голову воина от рубящих ударов меча и сабли – наиболее распространенных видов наступательного холодного оружия.
Шлем князя Ярослава Всеволодовича
Россия.
Конец XII - начало XIII в.
Серебро, железо.
Ковка, чеканка, золочение, серебрение, резьба.
Шлем царя Михаила Фёдоровича.Принадлежал царю Михаилу Фёдоровичу Романову
Мастерские Московского Кремля, 1621.
Оружейная палата.
Мастер:Никита Давыдов.
Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг.
Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль.
Надежные и гибкие кольчужные доспехи (кольчуги, байданы, бахтерцы, юшманы) обеспечивали возможность успешной борьбы подвижной конницы. В XVI–XVII веков в связи с распространением и развиием огнестрельного оружия многие виды вооружения (топоры, клевцы, булавы, шестоперы) становятся парадными, богато украшенными символами власти военачальников.
Кольчуга-байдана царя Бориса Годунова.Принадлежала царю Борису Годунову
Изготовлено : Россия, конец XVI века.
Материалы : Железо.
Работа : Ковка.
Ведущим центром производства оружия в Русском государстве XVII века были мастерские Оружейной палаты, где работали лучшие оружейники. О высоких художественных достижениях мастеров этого времени свидетельствуют саадаки, украшенные золотом, драгоценными камнями или искусным шитьем. Парадные доспехи бронники украшали золотой насечкой, чеканкой и позолотой. Великолепны охотничьи пищали работы самопальных мастеров, которым были известны все современные достижения в области оружейной техники.
Шлем царевича Ивана Ивановича.Принадлежал царевичу Ивану Ивановичу трёхлетнему сыну Ивана Грозного
Изготовлено : Москва, 1557 год.
Материалы : Сталь.
Работа : Ковка, насечка, чеканка.
Вооружение XVI–XVII веков отличает оригинальный стиль орнаментации, в которой плавные завитки растительных побегов сочетаются со своеобразными полуфигурами фантастического характера и геральдическими изображениями, резные пластины кости и перламутра компонуются в сложные геометрические узоры.
Доспех зерцальный (нагрудник и наспинник).
Мастерские Московского Кремля,1616.
Мастер: Коновалов Д., Мастер: Тирман Андрей.
Серебро, сталь, ткань.
Ковка, чеканка, травление, резьба, золочение.
Колчан для стрел и налуч для лука - саадак.Принадлежал царю Михаилу Фёдоровичу Романову
Изготовлено : Москва, 1627-1628 годы, Оружейная палата.
Материалы : Кожа, золото, серебро, драгоценные камни, ткань.
Работа : Резьба, эмаль.
Охотничий саадак - колчан для стрел и налуч для лука.Принадлежал царю Михаилу Фёдоровичу Романову
Изготовлено : Москва, 1627-1628 годы, Оружейная палата.
Материалы : Кожа, золото, серебро, драгоценные камни, ткань.
Работа : Резьба, эмаль.
Для работы в кремлевских мастерских привлекались лучшие русские оружейники: бронники, «сабельники», «сабельные придельщики» (они монтировали к саблям рукояти), «ствольщики», «замочники» и «станочники» (они делали ложи), «строчники» (они изготавливали саадаки и ольстры), «ножевники» и так далее. Наиболее опытные назывались «мастерами самопального дела», им принадлежали общий замысел, конструкция и сборка огнестрельного оружия.
Пистолеты мастера П.Исаева.
Изготовлено : Москва, Оружейная палата, 1я четверть XVII века, мастер П.Исаев.
Материалы : Сталь, дерево, перламутр.
Работа : Ковка, резьба, инкрустация.
Здесь представлены работы одного из самых известных русских оружейников Первуши Исаева. Он изготавливал огнестрельное оружие, любил делать револьверы. В верхней части витрины видны 2 револьвера с барабанами, инкрустированные перламутром . Этим же мастером сделана уникальная пищаль с револьверным барабаном — в витрине вторая справа.
В этот наряд входило определённое количество предметов. В составе «Большого наряда» было 3 саадака, 2 рогатины, 3 шлема. Какую-то часть Государь надевал на себя, а прочие доспехи несли на специальных покровцах сопровождавшие его бояре. Справа висит такой покровец напоминающий собою знамя. На нём вышита государственная атрибутика, гербы московских земель и герб русского государства.


Булава – ударное оружие — в XVII веке приобретает значение символа государственной и военной власти. Булавы увенчаны серебряными золочеными главками и украшены ляпис-лазуритом.

Сабля работы мастера Ильи Просвита отличается зелёными ножнами с прорезным орнаментом. Она сделана из дамасской стали и также входила в Большой наряд царя Михаила Фёдоровича Романова. Лезвие этой сабли прорезано позолоченным и посеребрённым орнаментом. Выковали её из булатной стали, отличающейся превосходными боевыми качествами, на которые украшения никак не влияют.ре спил дерева. на древесном спиле хорошо видны концентрические круги или годовые кольца, они расходятся от центра к краям. В структуре булатной стали центральная часть высокоуглеродистая, соответственно более твёрдая, а чем дальше к краям, тем металл более гибкий, более вязкий. Отсюда возникает уникальное сочетание свойств булатной стали — твёрдость и гибкость присутствуют одновременно в одном и том же клинке. Недаром булатная сталь была мечтою и мастера-оружейника, и воина. Её получали, сковав бруски металла с различным содержанием углерода. Их помещали в кузнечный горн и добавляли катализаторы, которые могли соединить сталь с различной структурой. Секрет булата заключался в том, чтобы правильно использовать эти добавки-катализаторы, одним из которых был марказит или лучистый колчедан. Секрет изготовления булата строго охранялся и передавался из поколения в поколение. Когда в XVII веке секрет булатной стали был утерян, то его искали очень долго – вплоть до конца ХХ века. Сейчас из булата делают художественное оружие.
Изготовление парадного вооружения, предназначенного для царя и его приближенных, естественно, поручалось мастерам самой высокой квалификации. В XVII веке одним из самых лучших в Оружейной палате был бронный и самопальный мастер Никита Давыдов.
ВИТРИНА 28. РУССКОЕ ВООРУЖЕНИЕ XII - XVII ВЕКОВ.
Витрина 28. Русский воин в парадных доспехах XVII века.
Полный парадный доспех для всадника и коня дает представление о вооружении русского воина XVII века. Доспех всадника состоит из шлема с наушами и назатыльником – так называемой "шапки ерихонской", панциря, зерцал, наручей и поножей. На спине лошади седло, обтянутое малиновым бархатом, и се́дельные пистолеты в ольстрах.
Полный парадный доспех XVII века на русского всадника и лошадь
Убор лошади включает серебряную оголовь с мундштуком и поводьями, паперсть, поводные цепи, наколенники и стремена, украшенные насеченным золотом орнаментом. В руке воин держит булаву, которая в XVII веке теряет свое боевое значение и становится отличительным знаком воеводы.
ВИТРИНА 29. РУССКОЕ ВООРУЖЕНИЕ XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ. ОРДЕНА И МЕДАЛИ.
Реформы первой четверти XVIII века коснулись почти всех проявлений жизни Русского государства. Изменения в экономике страны, организация новых центров металлургического и оружейного производства в северо-западных районах страны и на Урале, реорганизация и перевооружение армии и флота стали важнейшими условиями больших успехов в военном деле. Они были решающими факторами в борьбе за возврат ранее утраченных русских земель, расположенных на побережье Финского залива, жизненно необходимых для дальнейшего экономического развития страны, расширения ее торговых и политических связей.
Чемодан.
Россия, XVII в.(?).
Кожа, серебро.
Шитье, золочение, басма.
Регулярная русская армия, созданная под непосредственным руководством Петра I, имела самое современное для того периода вооружение. Огнестрельное оружие было снабжено кремнево-ударными замками французского типа, которые отличались бо?льшей надежностью и простотой конструкции. Пехотные ружья из коллекции Оружейной палаты имеют именно такие замки, мощные стволы большого калибра (28 мм), простые, но массивные ложи. Изготовлены они в Туле, Москве, Олонце. Петровские гренадеры были вооружены ручными мортирцами с коротким широким стволом.
Ключ крепостной г. Рига.
1710.
Мастер: Эбен Иоганн Георг.
Золото.
Литье, резьба, чернь.
После победы под Полтавой, предопределившей успешное завершение Северной войны (1700–1721), в декабре 1709 г. Москва чествовала победителей. Во время грандиозного парада войск, возглавляемых Петром I, демонстрировались и взятые в боях трофеи. Часть из них была передана на хранение в Оружейную палату – это шведские барабаны, литавры, сигнальные трубы, навершия знамен и значки шведских полков, колесные пистолеты и шпаги, офицерские нагрудные знаки.
Пистолеты из охотничьего гарнитура
Изготовлено : Петербург, 1770-1780 годов, мастер Г.Пермяков.
Материалы : Сталь, дерево, серебро.
Работа : Золочение, гравировка, чеканка.
Охотничий прибор с монограммой Карла XII.Трофей Полтавской битвы Северной войны со шведами
Изготовлено : Швеция, конец XVII века.
Материалы : Сталь, кожа.
Работа : Ковка, резьба.
Русские ордена XVII-XX веков
Цепь, крест и звезда ордена святого апостола Андрея Первозванного.Звезда принадлежала императрице Екатерине II
Изготовлено : Россия, 2я половина XVIII - 1я половина XIX веков.
Материалы : Золото, ткань, золотые нити, жемчуг, сталь.
Работа : Штамповка, гравировка, гильошировка, ковка, эмаль.
Статут ордена святого великомученика и победоносца Георгия
Кортик морской в ножнах с крестом IV степени ордена святой Анны, звёзды ордена святой Анны, знаки ордена святой Анны, знаки ордена святого великомученика и победоносца Георгия, крест I степени.Звезда принадлежала императрице Екатерине II
Изготовлено : Звезда - Россия, 1783 год.
Материалы : Золото.
Работа : Литьё, эмаль, канфарение.
Значок шведский.
Швеция, нач. XVIII в.
Шелк, камка, краска.
Ткачество, живопись.
Оружейная палата обладает коллекцией, в которой представлены почти все разновидности вознаграждений и наградных знаков: от царских наградных ковшей и кубков XVII в. до орденов и медалей императорской России.
http://armoury-chamber.kreml.ru/ Продолжение следует...
Серия сообщений "Кремли":