[показать] Вряд ли в мире найдется еще один подобный город, в котором жила и работала целая плеяда знаменитых композиторов. Вена вдохновляла на создание лучших своих произведений Глюка, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шуберта, Брукнера, Малера, Вольфа, Шенберга. И это только малая часть огромного списка, в который можно включить еще десятки известных фамилий, например, авторов замечательных оперетт – Легара, Зуппе, Кальмана. Естественно, что далеко не все из них были коренными венцами.
Моцарт родился в Зальцбурге, родина Брамса и Бетховена – Германия, Зуппе – бельгиец. Большинство композиторов переехали в Вену, будучи уже состоявшимися личностями, и этот факт подчеркивает то, что Вена, столица Австрийской Империи, была также и музыкальным центром не только Австрии, но и, пожалуй, всей Европы. Это легко объясняется. Дело в том, что в то время музыка не пользовалась популярностью в массах, и оценить по достоинству таланты композиторов могли лишь члены королевской семьи и приближенные к ним дворяне. Так что для того, чтобы заработать на кусок хлеба, музыкантам приходилось выбиваться в высший свет, играя на балах в шикарных столичных дворцах. Собственным оркестром императорский двор обзавелся в начале XVII века благодаря императору Максимилиану I, который был известным меценатом.
В Австрии музыке уделяется огромное внимание. Музыка – обязательный предмет школьной программы. Любовь к ней воспитывается в детях с раннего детства. Свою роль сыграли тут и христианские традиции – австрийцы семьями каждую неделю посещают церковь, тем самым приобщая подрастающее поколение к церковным песнопениям и органной музыке. История хорового песнопения в Австрии насчитывает множество веков. Еще в конце XV века был основан Венский хор мальчиков, который существует и по сей день. В каждом самом маленьком городке вы обязательно найдете какой-нибудь певческий кружок или капеллу. Не последнюю роль сыграли близкие и братские отношения с Италией. Однако «рассвет» итальянских композиторов произошел только в XVII веке, до этого большинство музыкантов в имперской Австрии были голландцами.
Театральный сезон для Вены – событие особое. Концертные залы и бывшие дворцы знати до отказа забиты ценителями искусства. В это время в городе особо много туристов, желающих приобщиться к культурной жизни столицы. Специально нанятые организаторами концертов молодые люди, одетые в исторические одежды, издалека узнают приезжих и продают им билеты на различного рода мероприятия.
[показать] Австрийцы трепетно чтут и сохраняют свою музыкальную культуру и историю. Так как знаменитых австрийских музыкантов и композиторов не счесть, то за год могут отмечаться по несколько юбилеев. Например, 1999 г. объявили годом Штрауса, известного своими прекрасными вальсами. Между прочим, отец знаменитого австрийского композитора Иоганна Штрауса не менее известный композитор Иоганн Штраус-старший был против того, чтобы сын становился музыкантом. А знаменитые вальсы Штрауса-младшего увидели свет благодаря его матери, всячески поддерживающей музыкальные стремления сына.
[700x]Нигде в мире вы не найдете еще одно кладбище на котором вечный покой получили такое огромное число великих композиторов. На Центральном кладбище Вены, что не могила, то значимая часть мирового культурного наследия. Местом постоянного паломничества являются могилы Шуберта, Бетховена, Брамса. Конечно, не все знаменитости похоронены тут. Так, на тихом кладбище в Гринциге, что в пригороде Вены, можно найти скромное надгробие, на котором выбиты только два слова, имя и фамилия покоящегося – Густав Малер. Композитор сам пожелал быть погребенным именно здесь. Нелицеприятная история приключилась с похоронами Гайдна. Спустя неделю после его похорон голова умершего была похищена личным секретарем мецената Гайдна князя Эстерхази. Голову найти так и не удалось, а в 1820 году князь распорядился перезахоронить тело покойного в Айзенштадте. Но в 1954 году череп был обнаружен, экспертиза подтвердила, что принадлежит он Гайдну и его в скором времени поместили в усыпальницу композитора.
Хотя рассвет оперы пришелся на рубеж XIX-XX веков, оперные традиции в Вене сильны до сих пор.
Музыкальный сезон в Вене достигает своего апогея в феврале, когда устраиваются балы и маскарады. У истоков бальных традиций стоят карнавалы, устраивавшиеся в преддверии весны и пасхального поста. Самым известным балом является Опернбаль, ежегодно проводимый в Венской опере. Во время подготовки к нему зал театра преображается: кресла демонтируют, а стены и сцену украшают разноцветными гирляндами и цветами. Публика здесь только из высшего общества, да и цена на билеты соответствующая – не менее 50 тысяч долларов. Вообще венский февраль богат на балы, которые устраиваются не только элитой и аристократами, но и старинными ремесленными гильдиями и сообществами. Чтобы блеснуть на балу необходимо уметь хорошо танцевать – для этого можно записаться в школу бальных танцев, коих в Вене великое множество.
[200x280]У вас есть фрак или бальное платье, и немного свободного времени? Вы умеете танцевать венский вальс и готовы продемонстрировать свои навыки на большом паркете? В Вене балы проходят чуть ли не каждые выходные. И каких там только нет балов: бал венской филармонии, полицейский бал, бал фармацевтов, бал цветов, бал красного креста, бал офицеров! Австрийцы, как никто другой, знают толк в музыке, танцах и развлечениях. Не зря на венских открытках написано: «Culture for everyone» («культура для каждого»).
Длинные платья, классический вальс, живой оркестр — это не пережиток прошлого, а часть современной жизни Вены. Каждый год с поздней осени до весны город в едином порыве со всеми своими жителями кружится в вальсе
Пик бального сезона приходится на январь и февраль: в эти месяцы Вена возвращается в XIX век — время расцвета бальной культуры с ее головокружительными вальсами, нарядами и этикетом.
[показать]
Традиционный танец в новогоднюю ночь исполняют сливки общества и аристократы из разных стран в зимней резиденции Габсбургов — императорском дворце Хофбург. Там проходит большой «Голубой огонек» страны — Le Grand bal, или Kaiserball. Гости в роскошных нарядах выходят из лимузинов и ступают на красную дорожку. Гостей развлекают солисты Венской государственной оперы и Народной оперы. За торжеством наблюдает вся страна по главным телеканалам Австрии. Считается, что именно Императорский бал официально открывает сезон. Хотя фактически балы начинаются с середины ноября (в этом году — 15 ноября с Венского бала Красного Креста).
Минута совершенства
Одна из самых известных в Австрии танцевальных школ — Elmayer. Ее основал кавалерийский офицер австрийской императорской армии Вилли Эльмайер фон Фестенбругг в 1919 году. Уже 26 лет ею руководит его внук, профессор Томас Шефер Эльмайер — неизменный член жюри в популярной австрийской танцевальной телепрограмме и автор девяти книг по европейскому этикету.
«Соблюдение бальных манер не менее важно, чем шаги в венском вальсе, — говорит он. — То, как партнер приглашает на танец, как девушка подает руку, а юноша целует ее, — это часть культуры. Мы относимся к ней как к сокровищу. В мире нет аналогов венским бальным традициям. Поэтому я стал продолжать семейное дело».
«Перед каждым балом дебютант репетирует 4–5 раз. Одна репетиция длится около двух часов. За это время мы отрабатываем всю программу открытия церемонии, которая состоит из трех танцев. Вначале следует полонез, потом специальный танец — кадриль, марш или полька — и лишь в конце венский вальс. Он исполняется максимум минуту, но это должна быть минута совершенства». Девиз танцевального учреждения как нельзя лучше отражает отношение австрийцев к венскому балу: «Без приличия все знание тщеславно, без приличия ты только нищий, даже если ты идешь в блестящем, как золото, шелке и твой раб несет за тобой мешок с золотом».
[700x900]
Ради ежегодного Оперного бала, история которого берет начало с 1935 года, в зрительном зале Венской оперы убирают все стулья и настилают паркет. Зал декорируют композициями из 60 000 роз. Бал открывается под звуки фанфар, раздающиеся в тот момент, когда в президентской он из лендлера — парного кругового народного танца с размером в три четверти. Лендлер танцевал простой люд во время карнавального сезона, традиционно начинавшегося в 11 часов 11-го дня 11-го месяца (то есть 11 ноября) и длившегося до начала Великого поста. Понятно, что народ не только танцевал, но и ел мясо, пил пиво и развлекался, пренебрегая приличиями. Такие развлечения не нравились императрице Марии Терезии, а вот позаимствовать народную культуру она не считала зазорным. С ее легкой руки вальс попал в императорский двор и превратился в главный танец на знатных балах, потеснив французский менуэт. Параллельно Мария Терезия перенесла костюмированные гулянья с улиц во дворцы, куда приглашались исключительно воспитанные гости, а на улицах маскарады запретила.
Сын Марии Терезии, император Иосиф II (1741–1790), был настроен более демократично и разрешил всем желающим, за исключением прислуги, посещать балы в императорском дворце Хофбург. Так изысканная атмосфера балов проникла в жизнь народа.
Во второй половине XIX века, при императоре Франце-Иосифе, балы проводились повсюду: в ратушах, дворцах, парках. Главным считался Придворный бал, на который стремились все сливки общества, а попасть могли лишь избранные: высшее духовенство, послы, министры и аристократы в шестнадцатом поколении (или те, кто получил титул от самого кайзера).
Почетная честь открывать Венский оперный бал предоставляется только однажды. И только тем, кому уже есть семнадцать, и все еще нет двадцати четырех.
Но в развитии бальной культуры Вены принимали участие все слои общества: и бедные, и богатые. Пока высший свет строго следовал бальному этикету, прачки, кондитеры, цветочники, трубочисты, фармацевты, булочники организовывали костюмированные праздники для себя.
[100x]
Каждый венский бал стремится отличаться от другого. На балу офицеров в полночь выпускники военных академий Вены и выпускницы танцевальной школы Elmayer под музыку Штрауса танцуют чинную и изящную «Fledermausquadrille» — «кадриль летучей мыши», которая, говорят, приводит в восторг не только танцующих, но и тех, кто за ней наблюдает.
