Прямо даже и не знаю, начинать этот постик с маленького экскурса в характер анимешной Усаги или все-таки полениться? :) Вещи, очевидные для меня, совсем не очевидны для тех же создателей мюзиклов... Впрочем, ладно. :) Не буду утомлять почтенных читателей и приступлю собственно к теме - образу Усаги в исполнении Куроки Марины.
Хочется еще раз напомнить, что большинство перечисленных недостатков - не лично маринины, а общая беда, ответственность за которую лежит в основном на постановщиках. Я против того, чтобы Марину ругали. :) Но, тем не менее, поругаться хочется. :))
1. Усаги не подходит голос Марины: слишком низкий либо слишком высокий, но в обоих случаях интонации резкие, грубовато-эмоциональные. Как будто Усаги девочка не только капризная, но и невоспитанная. :)) Равняться на сейю, конечно же, не обязательно, но голос со сцены должен звучать внятно и отчетливо и не утомлять зрителей постоянными повышенными тонами - и писком. Усаги в аниме часто спешит и много болтает, но чтобы адекватно перенести это в постановку, нужно четко понимать, что мюзикл - это условность, и реальную жизнь туда тянуть надо очень осторожно.
2. Марина девочка нормальная, обычная, а не анимешная худышка. В таких случаях надо немножко внимательней обходиться с обтягивающей одеждой и розовым цветом, иначе может выйти несоответствие образу. ;) Кроме того, спортивный стиль подходит Макото или Минако, но никак не ленивой главной героине.
3. Манера поведения "в жизни" у Марины какая-то уж слишком детская. Они с Малышкой действительно два сапога пара, причем едва ли не во всех мюзиклах. Да, весело, да, глуповато, но у Усаги это было очень душевно, непосредственно. У Марины иногда доходит до откровенного кривляния. И то, что Усаги легко переключается из "веселого" модуса в серьезно-трогательный и обратно, оставили за кадром. Усаги разная; маринина Усаги всегда одинаковая.
4. Отношение к Мамору слишком ровное, словно он - еще одна подружка. Когда со сцены уходит первый маринин Мамору, Ураи Кендзи, ситуация даже ухудшается - образ влюбленного принца и благородного, серьезного, _крутого_ юноши меняется на унылый коврик тряпочного вида в сером тулупчике. Марина подросла, но играть любовь становится еще труднее. Поэтому ничего так и не меняется. Хотя первый Мамору вызывал у двенадцатилетней Марины довольно-восхищенную, почти влюбленную, почти правильную усаговскую улыбку. Кстати, Марина потом научилась мягко, с особой интонацией звать "Мамо-тян". :) Приятно было слушать.
5. Отношение к друзьям. Вместе веселятся, вместе страдают. Девочки одинаковые, одинаковое к ним и отношение. Нет степеней привязанности, нет взаимного тепла и силы, никто не дает, и никто не получает, нет того, что делает Усаги лидером, принцессой, победителем. Условность.
6. Превращение в Сейлор Мун обычно обставлено весело и пафосно, даже воодушевленно. Собственного стиля появления в виде СМ у Марины нет, поэтому сохраняется некоторая связь и с предшественницами, и с самой героиней. Зато атаки смотрятся глуповато, как и крылышки за спиной. Даже не условность, а лишний кавай, дань аниме, фансервис для деток, форма, лишенная наполнения.
7. Марина-принцесса появляется редко, и это к лучшему. Благородный вид у девочки не просто не получается - он ей не идет. Марина может играть серьезные моменты, в серьезной роли она бы смотрелась гораздо лучше, но ей мешает навязанный стереотип "дурочки Усаги". В результате героиня практически не бывает взрослой, понимающей, искренней, проникновенной.
8. Серьезные моменты, когда Марине не приходится страдать и сражаться, а, например, нужно просто поговорить со Старлайтами, проходят относительно неплохо. Я бы даже сказала, это своего рода интерпретация поведения Усаги. Главное - Марина спокойна, значит, ведет себя естественно и может адекватно передать зрителю тихие эмоции вроде грусти и тревоги. Но - таких моментов очень немного...
9. Трагичные моменты заставляют изображать глубокие страдания и отчаяние, даже подавленность и слабость. Причем получается это весьма качественно. Когда, казалось бы, дно уже достигнуто, открываются новые бездны страданий, которые сковывают волю и желание персонажа вести себя, как положено персонажу со знаком плюс. Появляется несвойственная Усаги ярость и мощные переживания. Вспомните: Усаги, если и злилась на ситуацию, переживала, расстраивалась, в такие моменты не могла смириться с происходящим и своим желанием, своей установкой на лучшее, на правильное меняла неизбежное. У марининой Усаги такой силы нет. Героиня плывет по течению, от расстройства у нее опускаются руки, и, чтобы переломить ситуацию, нужно чье-либо вмешательство или ловкий сюжетный поворот.
10. Маринина Усаги - слабый персонаж. Она не просто страдает и отчаивается, она постоянно проигрывает. И смотрится это очень жалко. Марина пищит, отворачивается от реальности, от испуга готова расплакаться... Это Усаги из манги, веселая, взбаламошная, самоуверенная, равнодушная ко всему, кроме "своего", неспособная любить друзей и благодаря им стать сильной... Это началось уже при Фумине, но Фумине по сюжету не пришлось долго страдать и проигрывать, а Миюки своей харизмой и бодростью нейтрализовывала неприятное впечатление от персонажа. С Мариной ничего подобного не происходит. Высокие драматические задачи не по плечу всем троим, но Фумина, к счастью, с изображением отчаяния не справилась, оно вышло у нее слишком поверхностным, а сыграть более-менее сильную героиню Миюки немного помогало окружение. Марина как бы предоставлена сама себе, прочие девочки такие же, как она, и даже еще неопытней. Кстати, ненавидеть маринина Усаги тоже не умеет. Не получается, и все. Раскисает сразу. Куксится. За тонким голоском не слышно большего. Это не та Сейлор Мун, которая всегда появляется в самые опасные минуты и несет всем яркий свет. Да, героиня иногда проявляет ответственность, беспокойство за свой мир, нежелание, чтобы люди лишний раз сражались друг с другом, даже решимость противостоять врагам. Но это все слишком поверхностно и слабо. Малейшее препятствие - и это болтливое, не имеющее четкой жизненной позиции дитё снова сломается. Где уж тут в такое поверить. Настоящая Усаги при всей своей детскости очень взрослая... Усаги из аниме знает, когда держаться и когда уступать, всегда верна выбранной позиции и всегда оказывается права. Ее усилия редко ни к чему не приводят. А здесь Усаги как будто изо всех силенок сражается, чтобы ее привычный мир не ломали, чтобы никто не покушался на ее территорию, и каждый раз снова расчищает Землю он прицепившихся к ней паразитов. Понимаю. Но не одобряю.
11. Пару слов о месте марининой героини в мюзиклах. Усаги в аниме сама себя делает центром - благодаря своему незаурядному отношению к девочкам и возникающим проблемам. Именно поэтому, я так подозреваю, в Шин Кагуе внимание жестко центрируется на марининой Усаги. Потому что, когда в Старлайтах героиню предоставили самой себе, она ничем не выделялась, она была как все остальные девочки. И это с моей точки зрения не так плохо. Ведь Усаги отнюдь не самая яркая среди всех, она очень спокойная и даже немного на заднем плане во всем. Но это именно фон для последующего выдвижения Усаги как центра истории. В аниме это очень тонко - просто понимаешь, что Усаги центр и главная, самая важная героиня, и все. К этому зрителя подвела внутренняя логика повествования. В мюзиклах таких глубинных связей и линий нет. Поэтому приходится делать Усаги главной сюжетно, просто и банально механически ставить ее в центр, вот, мол, она, главная героиня, узнавайте ее.
Увы, сходство марининой героини с героиней из аниме лишь внешнее. Самое основное, существенное для персонажа в этой интерпретации отсутствует. Я не могу сказать, сыграла бы Марина настоящую СМ, если бы ей четко объяснили задачу. Но в конце концов, Марина много лет была на сцене. Почему бы не научиться и светить, и любить все живое? ;)
Но чуда не произошло. К последнему мюзиклу Марина сама почувствовала, что перерастает себя прежнюю, ей нужно что-то новое. И Усаги у нее становится витриной. Нового нет, есть лишь повторение старого, а сколько можно повторять? Сценаристы пытаются создать для роли новые моменты и эпизоды, но переосмыслить саму роль никто не пытается. Поэтому нет изюминки. Поэтому актрисе скучно, а зрителям кажется, что их пригласили в кукольный театр.
Короче, смотрите Анзу, и будет вам счастье. ;)