• Авторизация


Натуральная justice оптом и в розницу 14-12-2010 19:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Постановка хорошего, серьезного мюзикла с детьми-исполнителями требует долгой работы, большого терпения и огромных сил и настойчивости. Мы едва ли можем оценить те усилия, которые многие люди приложили ради нашего развлечения. Поэтому всегда стоит помнить - постановщики и детки-актеры сделали для нас многое, признаем мы это или нет. :)

Я решила начать этот пост про мюзиклы Миюки с благодарности, потому что поняла: люди неделями жили одним мюзиклом, очень много работали и старались представить нам длинные постановки. И эти истинно японские старание и трудолюбие заслуживают того, чтобы их отметили.



Все-таки не такое простое это занятие, согласитесь? :) После двух блестящих и успешных "стейджей" (я для удобства придерживаюсь неофициальной трактовки, а именно - называю стейджем период выступлений одной исполнительницы роли Сейлор Мун) главная трудность постановщиков заключалась в том, что мюзиклы должны быть не только насыщенней и увлекательней, но еще и неожиданней. История требовала новых элементов. Мюзиклы первого стейджа были очень близко связаны с аниме, а "Кагуя" могла сойти за дополнительный мувик-OVAшку. Продолжать в том же духе они не могли.

Этот стейдж особенно сильно зависел от сценаристов, и уж они постарались, чтобы зритель не просто не скучал, но получил зрелище, подобного которому раньше не видел. Неизвестные враги и их хитрые взаимоотношения открыли новую, темную страницу вселенной СМ. Нигде в СМ еще не было одновременно такого количества разнообразных врагов, и никогда еще они не были прописаны так тщательно. Сюжет не похож на детективную историю, но заставляет зрителя хорошенько поразмыслить и поломать голову. Кто бы мог подумать, что можно связать псевдобиблейские мотивы, фразу из четвертого сезона про мечты, различных исторических личностей и звездные семена? Мечи, гомункулы, вампиры... Жаловаться на фантазию сценаристов не придет в голову - выдумка бьет ключом, всевозможные заимствования собираются в единое целое и даже к середине стейджа осмысляются, насыщаются некими философскими размышлениями. В этих мюзиклах слишком много всего, создатели не всегда выдерживают баланс, и детали кажутся иногда избыточными, а порой и поверхностными. Четкая логика уступила эстетичной наполненности. Японцы особенно любят экзотику и загадки и ради них готовы простить механическое перетягивание взятых из европейской традиции персонажей и сюжетов. Кайтебан "Трансильвания но мори", вышедший в 2001 году, даже приобрел некую торжественность, подобающую смене столетий. Правда, иногда задумываешься - а что вся эта разнообразная тьма делает в мюзикле для детей?.. Но дети, как правило, любят страшилки. Это взрослые могут ожидать от СМ исключительно света...

Впрочем, я отвлеклась.

Придумать новых персонажей недостаточно. Нужно подать их так, чтобы в них поверили. Очень помогли все те же хорошо известные актеры - знакомые, талантливые люди создают на сцене нужную атмосферу, усиливают впечатление, развлекают. Некоторые из них показывают уровень наших любимых актеров кино. Их профессионализм отчасти компенсирует неловкость новичков. К сожалению, почти все молодежные роли достались актерам и актрисам без всякого опыта, и подготовить их сценически за короткое время очевидно не представлялось возможным. В первом дракульском мюзикле отчетливо видна назойливая старательность, неестественность. Ни у кого из сейлор-воинов нет тонкости и нежности, мягкости. Поэтому почти все персонажи по-прежнему похожи друг на друга. Обязательно нужно отметить первую миюкину Венерку, она изящна и выглядит очень самостоятельно. Остальные девочки идентичны, они смотрятся хорошо лишь отдельными моментами. Ну и, как повелось со времен второго стейджа, те, кто умеет танцевать, например, первая миюкина Ами, пришедшая из прошлого стейджа, а также вторая Ами, Нао-Уран и некоторые взрослые актеры, выделяются среди большинства, которое лишь повторяет заученные движения. В третьем стейдже ситуация с танцами просто катастрофическая. Даже сама Сейлор Мун, Миюки, двигается очень просто. Мне даже показалось, что хореография нарочно была упрощена, чтобы все справились со своими движениями. Впрочем, танцы в этой постановке не главное. Упор сделан на сюжет, следовательно, на актерскую игру.

Про то, что девочки не актеры и что делать из мюзиклов по СМ спектакли - провальное начинание, я уже говорила достаточно, поэтому повторяться не буду. Девочки стараются. Но они стараются на время стать персонажем, найти героя в себе. А не сыграть. Это понятно и даже оправданно, но в постановке с такими великими целями и драматическим сюжетом хотелось бы видеть, как играют не только взрослые, но и дети. Иначе привередливому зрителю трудно сочувствовать происходящему на сцене. Ведь получается, что симпатии к темным перевешивают. Светлые слишком молоды и по всем параметрам уступают тем, кого должны победить... Очередная условность.

Кроме того, абсолютная беда со сценической речью. Особенно в этом отличился первый вариант "Трансильвания но мори", где все девочки говорят невнятно и обязательно громко, на повышенных тонах. Из-за этого бытовые сценки с девочками очень тяжело смотреть (и понимать). Они слишком эмоционально-вопительны. Сами эти сценки поставлены неплохо, но напрягает бессмысленная буйность и сюжетная глупость. И нездоровое напряжение. Героини суетятся и все время кричат. Это выглядит не очень эстетично, особенно потому, что подать шутки никто из новичков не умеет. Впрочем, последнее касается даже взрослых актеров. Death Manechas из первого мюзикла утомительны. Хотя в "Трансильвания но мори" шутки стали проще, но качественнее. Мандрейк временами действительно разряжает слишком серьезную обстановку.

Зато много фонограмм. Любителям живого пения, разумеется, обидно, зато все исполнили свои песни самым лучшим образом. Очень заметно, когда в кайтебане "Трансильвании" и последнем мюзикле некоторые песни поются прямо на сцене. Это не слишком хорошо. А сами новые композиции хоть и не всегда вразумительные по смыслу, но в музыкальном плане относительно достойные, пусть и на любителя.

А вот с образами персонажей не все обстоит так однозначно. Главная причина в том, что сама история очень не похожа на все, что было в аниме и даже манге, слишком много мифологии и чужих выдумок. А канонные персонажи должны были как-то подстроиться под эти крайне непривычные условия. И не всегда возможно было сохранить исходные характеры - некоторые герои просто бы не допустили своего участия в ситуациях, которые им предлагались. И создателям не всегда видно, когда они придерживаются правильной установки, а когда заставляют персонажа делать то, чего этот персонаж никогда бы не сделал, оставаясь собой. Если "полностью испорченные" трактовки не особенно задевают, потому что не выдерживают никакой критики, то "смещенные" трактовки вроде Ами и прочих девочек, где формальности вроде соблюдены, но что-то явно не то, и к этому без глубокого анализа не подкопаешься, гораздо вреднее, потому что многие с ними соглашаются. Особенно если давно не возвращались к канону. Просто не видят, что именно не то. Ведь похоже!..

И если сейлор-воины все-таки остаются сейлор-воинами, что бы на сцене ни делали, то с главной героиней всегда сложнее. Ей ведь и внимания больше, она должна быть в центре истории, и если главный персонаж изменится, изменится и ощущение от происходящего. Кто-то уже не сможет в нее поверить... Кстати, глубокой связи между СМ и ее воинами нет ни во втором стейдже, ни здесь, девочки друг другу чужие, и это крайне печально. Это значит, что постановщики так это аниме и не поняли. Не чувствуется и любви с Мамору, Усаги здесь индивидуалистка. В этом она больше похожа на Чибиусу.

Но оставим это. К сожалению, Усаги в исполнении Миюки сильно сблизилась с Минако. Нет-нет, это не плохое сравнение, Минако чудесная девочка, очень целеустремленная, бодрая и всегда готовая защищать справедливость и получать удовольствие от жизни. Но - Усаги все-таки совсем-совсем другая. Про Минако настаивать не буду, тем более, что в некоторых эпизодах хорошо видно, что Минако так себя вести не может. Но кое-что у Миюки-Усаги и Венеры определенно общее.

У Миюки столько бодрости, что она не может быть ленивой Усаги. ;) Бодрость не есть основная черта Усаги, отнюдь нет. Из Миюки энергичность лезет напропалую - и ее крики на сцене, и то, как она прыгает и носится... Это то, что заставили делать Фумину на том же корабле. Но у Миюки это получается естественней. Хотя поначалу и ненамного. ;) Ее чуть заторможенные, неловкие движения и чересчур выразительная речь в первом мюзикле смотрелись очень нехорошо. Также у девочки не всегда получаются нужные эмоции. Но когда Миюки привыкает к сцене, она быстро начинает думать исключительно о персонаже. Актрисой девочку назвать нельзя, но я не держу это за недостаток. Девочке на руку возраст и внешность. Она гораздо естественнее выглядит, без всяких условностей и "сделаем вид, что эта великовозрастная тетка - пятнадцатилетняя девочка". В ней проще видеть героиню. Плюс танцы, такое ощущение, что девочка где-то уже этим занималась. Хотя может и нет, просто талант. Очень хорошо. А нетанцевальные движения по сцене можно принять как условность, отсылку к неловкой Усаги. Кроме того, Миюки старается справляться с поставленными сценическими задачами, они интересуют ее гораздо сильнее, чем собственные вероятные ошибки и то, как она смотрится со стороны. То есть, "как" Миюки играет, не так важно, девочка в любом случае будет смотреться гораздо успешнее Фумины. А вот результат, впечатление от героя, зависит не только от нее - нужно разобрать то, что именно она играет, то есть персонажа.

Минако хороша именно тем, что она воин - она защищает, выясняет, быстро действует, не просто находчивая, но и очень решительная, смелая, добрая, вдохновенная такая... Вот именно что - из нее фонтаном бьет энергия. Это распространенный тип героев-спасателей, которые во всем полагаются на свои силы. Узнали Миюки? Опять же, Усаги совсем не такая. Хотя с иной, более канонной Усаги не было бы на сцене такого всепоглощающего могущества темных, сами понимаете. ;) Если главгероиня предпочитает силу, причем свою личную силу, обстоятельства складываются так, что она будет побеждать именно этой силой, будет вынуждена совершенствоваться и находить в себе все новые и новые тайники могущества. В конце концов, она ведь этого хочет. ;)

А Усаги хочет, чтобы все были счастливы. Она, конечно, в третьем сезоне перестала капризничать "не хочу и не буду" в самые ответственные моменты, но это не значит, что она всегда готова, как ее воины, расправляться с очередным главзлодеем. Зато она способна победить, отказавшись от сражения. В последнем мюзикле попытались провести такую линию, но она придумана исключительно бездарно, не в последнюю очередь потому, что Усаги показали очень слабой, хныкающей, едва ли не сдавшейся, плывущей по течению. Пусть на недолгое время, но побежденной. Такое в принципе невозможно. Она даже не знает, что возразить дочке Дракулы! Тогда как Усаги всегда уверена в своих действиях. И может настоять на своем.

Еще Миюки не умеет играть трогательные и грустные сцены. Она слишком для этого напористая и решительная. Слезы в голосе просто ужасны. Зато у нее хорошо получаются пафосные речи, потому что это монологи не нежной СМ, а бодрого воина. Миюки снова возвращается к образу Минако. Именно Венера сказала бы так эмоционально, четко и настойчиво. Хотя наверное, не так высоко и напряжно...

У Миюки-СМ есть свой стиль. Уловить его не так-то легко, потому что Сейлор Мун ничем особо не выделяется. Такой же воин, как и все, разве что с правом говорить и прыгать больше, чем остальные. Миюкину СМ распирает возмущение, она ужасно торопится и не хочет терять ни секунды - врагов должна настигнуть справедливость вот прямо сейчас, сию минуту! Грубоватый голос и манера пафосно выдавливать слова тоже очень влияют на образ. Эта СМ похожа на настоящего воина, на супергероиню, то бойкая, то серьезная, но всегда решительная. Real justice Sailor Moon. Эта Усаги злоупотребляет самоназванием "сейги но миката", если буквально, "союзник справедливости". Этим грешат супергерои, которые должны save the day. Мне все время на память приходят Powerpuff Girls. А что, хороший сериал. Когда у меня канал "Джетикс" был, я с удовольствием смотрела. Миюки совсем нечего стесняться. :)

Но все это не так страшно, поскольку мюзикл не про светлых, и СМ в смысловом плане вообще болтается где-то глубоко внизу. Местные разборки темных между собой вышли на первый план. Однако и враги тоже показаны очень неровно. Все они должны быть мощными и неоднозначными, сильно нагнетать обстановку или заставлять себе сочувствовать, но те актеры, которые пришли на смену старым в кайтебане "Трансильвании", очень уступают предшественникам. Со временем потерялся накал эмоций, сцены стали более схематичными, не захватывают целиком. Меня сильно впечатлил момент про Жанну с Касахарой Рьюдзи, банальную и довольно примитивную сцену он сыграл так, словно это гениальнейший эпизод. И он потряс зрителя. Второй Жиль де Рэ не выдерживает конкуренции. То же касается и отравительницы-монахини. Астарты тоже становится меньше... Такое ощущение, будто темные в кайтебане нарочно приглушены. Все верно, в первой версии враги были самодостаточны, и когда сейлор-команда вмешивается в их дела, выглядит это слишком навязанно и неестественно. Неправильно даже. Однако из-за того, что враги превратились в цирк на выезде с ноткой серьезной грусти, постановка стала гораздо менее солидной.

Общее впечатление от технической стороны мюзикла неплохое - в том смысле, что порядок сцен неплохо организован. Сами сцены тоже поставлены прилично, если не считать шумных обезьянок нехорошего выступления самих девочек-актрис. Меня смущает, что местами все делается для эстетики - песни, атаки, бессмысленные тройные превращения СМ и прочее, а местами пытаются соблюсти некий реализм. Это не всегда, на мой взгляд, хорошо сочетается. Условность есть условность... Немножко напрягает, как перемешаны сценки сейлоров и обычных девочек. Но сейлоров как-то совсем мало. Большой важности для СМ-вселенной эти мюзиклы не представляют.

А самое странное - не видно, что девочки получают удовольствие от постановки. Да, мрачность обязывает и все такое, но они как-то... у нас в таком случае говорят - "без огонька". Наверное, в сказочных историях играть гораздо приятнее... Кроме того, в этих темных представлениях крайне мало моментов, которые позволили бы связать их с аниме, с его сюжетом, персонажами, ощущениями от него и эмоциями.

И я безмерно этому рада.



Вот так-то, уважаемые читатели.


PS Считаю своим долгом предупредить, что всецело доверять существующему переводу нельзя. Когда я случайно бросила взгляд на субтитры кайтебана "Трансильвания но мори", я обнаружила грубейшую ошибку - переводчик не понял ни смысла глагола, ни значения грамматической конструкции, и смысл фразы не был переведен и близко. Проверять адекватность всех переводов я не стала, поэтому будьте осторожны. Не исключено, что в мнении о сложности вампирских мюзиклов для понимания виновата проблема плохого перевода...


Но не грустите! Впереди блистательная барби Марина...


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Натуральная justice оптом и в розницу | Sailor_Moon_Is_Love - Tsuki ni kawatte hikari yo! | Лента друзей Sailor_Moon_Is_Love / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»