Первая часть — про Хаос неделимый — с общими терминами и философской доктриной —
здесь.
Про сходство Богов Хаоса из Warhammer с Тёмными Богами из «Liber Azerate» -
здесь.
Вступление
Итак, раз Бог — это «совокупность программ с общими свойствами», то значит, одни и те же программы можно объединять по разным свойствам. Таким образом, получается, что Боги Хаоса не имеют чётких границ — и могут один в другого перетекать.
Это становится более понятным, если вспомнить, что представляет Бог в своём материальном воплощении. А именно - «Силу» из фантастики Винджа — нечто вроде сверхразумной планеты. Такие сверхразумные планеты состоят из большого количества меньших мыслящих существ и машин, объединённых в единое целое. Рою насекомых или сети машин легче разделиться на несколько групп, или слиться с другой группой, или добавить в себя/отнять от себя несколько индивидуальных юнитов.
Кто читал у Винджа
описание о замене элемента у стаи Викрэкрама-Викрэкшрама (не Сила, но тоже коллективный разум) — поймёт о чём я.
Воспоминания его, перепутанные и непонятные, о крови и битве, о военной муштре до того. Почему-то этих ранних воспоминаний создание боялось больше всего. Оно опустило на землю морду, покрытую коркой засохшей крови, и поползло на брюхе. Остальные чуть не бросились в бегство — все они боялись случайного объединения. Они пятились, пятились, пока не оказались на открытом лугу. Другой шел за ними, но медленно, все еще ползком. Кр облизала губы и подошла к незнакомцу. Вытянула шею и обнюхала его горло. Вик и Рэк подошли с двух сторон.
В одно мгновение произошло частичное соединение. Потный, окровавленный, раненый — слияние в аду. Казалось, эта мысль пришла ниоткуда, загорелась во всех четырех в минуту циничного юмора. Тут же единство ушло, и остались только три животных, лижущих шею четвертого.
— Это ты. Странник?
— Более или менее. Все еще Странник, но уже не Викрэкрам.
— Как это может быть? Ты только что потерял…
— Я же пилигрим, не забывай. Такое в наших жизнях случается сплошь и рядом.
В его голосе звучал сарказм. Это было близко к тому клише, которое раньше вспоминал Джакерамафан. Но в нем была и доля правды. Он, Странник Викрэк… шрам, уже ощущал себя личностью. Может быть, у этой комбинации есть будущее. (Вернор Виндж, Пламя над Бездной — глава 4)
Во-вторых, Боги Хаоса — сущность объективно существующая — вроде геометрии и арифметики. Потому спрашивать «откуда они в играх/книгах по фантастике» - так же глупо, как спрашивать — «откуда в игре геометрия, похожая на геометрию реального мира». А так как фантастика и есть
современное язычество — попытка мифотворчески осмыслить то неизведанное, до чего пока не дотягиваются точные инструменты науки, то в догадках фантастов и самое место информации о Запредельном.
Великая Четвёрка vs соционические контуры
Итак, разберёмся с тем, каким программам соответствуют Великая Четвёрка из Warhammer и Liber Azerate. На основе этих постов (
1,
2) от user=gest - будем искать соответствия среди
соционических типов:
На первый взгляд, соответствие таково:
а) Кхорн - Первый психический контур («биовыживательный») — менталитет варвара.
Зародился в первобытные времена. Связан с ослабленным инстинктом самосохранения, делает ставку на грубую силу и выживаемость.
Самый древний менталитет.
б) Слаанеш — Второй психический контур («территориально-эмоциональный») - менталитет аристократа.
Зародился вторым — во времена зарождения первых государств. Этот контур связан с утончённостью, эстетизмом, понятием чести и т. д.
в) Тзинч — Третий психический контур (семантический, времясвязывающий) — менталитет интеллектуала.
Зародился третьим — в средние века. Вместе с появлением тайных обществ (впрочем, возможно, намного раньше — ещё во времена возникновения древнеегипетских жреческих организаций).
г) Нургл — Четвёртый психический контур (социополовой контур) — менталитет буржуя.
Зародился четвёртым — во времена Реформации с появлением буржуазной протестантской этики. Отличается презрением к плотским удовольствиям, накопительством денег ради денег.
На самом деле всё не так — и у этой схемы однако есть крупные недостатки. Рассмотрим Богов Хаоса подробнее.
[показать]
Кхорн — воплощение варварства и рыцарства
Есть версия, что Кхорн (Кхарнет) — на самом деле второй контур (или первый и второй), а Слаанеш — пятый, который ещё не развился у человечества (или пятый и второй). В пользу Кхорна как олицетворения варварского и аристократического контуров говорит то, что Вархаммеровский Кхорн осуждает убийство слабых и безоружных — причём не из соображений жалости, а из соображений чести. Из статьи про соционику:
Для психики аристократа характерно:
…
честность, вытекающая из презрения ко лжи, которая воспринимается, как слабость. («Честность» следует понимать здесь, как синоним слова «честь», но, отнюдь, не как «правдивость». Правильно сказать, что аристократ стремится не лгать там, где ложь может быть воспринята собеседником, окружающими или «историей», как недостаток мужества.
И кхорнит стремиться не убивать там, где убийство может быть воспринято как недостаток мужества — потому что опасается показать себя слабым, а вовсе не потому, что не одобряет убийства. Кстати, если для битвы с достойным соперником кхорниту надо раздавить несколько слабых юнитов, то он без сомнения это сделает — ибо, опять же - вопрос чести. И из соображений чести кхорниты предпочитают сражаться и убивать врагов лицом к лицу, презирая магию:
— Где эти враги, что опускаются до использования этой идиотской магии?! — требовательно спросил демон.
Хонсю посмотрел через огромный пролом в стене и указал на потрескивающие языки синего пламени.
— Вон там, — сказал он. — Военачальник, что командует магами, атакующими мою крепость, сам является довольно-таки могущественным колдуном.
— Я убью его, а его душу буду терзать целую вечность! — пообещал Кровавое Сердце.
Демон развернулся и, больше ни на что не обращая внимания, проломился через брешь в стене и исчез из виду.
(«
Чёрное солнце, глава 22»)
Кхорниты — это «благородные варвары». «Благородные» - в злодейском, тёмном (не нашёл более подходящих эпитетов) смысле этого слова.
Почему возникает такое смешение — Кхорн вдруг и первый, и второй контуры? Следует понимать, что психические контуры — это не некоторые дискретные элементы, а условные, ради удобства выделенные части одной непрерывной психики. Как невозможно точно сказать, где кончается инстинктивное поведение и начинается сознательная деятельность, или где в истории людей кончилась эпоха рабовладельческого строя и началась эпоха феодального — так и нельзя точно отделить первый контур от второго, и нельзя выделить время, когда эпоха «варваров» сменилась эпохой «аристократов».
Кхорнитский - как самый ранний менталитет — более всего связан с грубой силой и звериными эмоциями — демоны Кхорна изображаются в виде зверей. Самая распространённая форма — это собаки, первое одомашненное животное.
В соответствии с историей Вархаммера, первым пробудился Кхорн-Белиал (использую имена из
Liber azerate). По флаффу, это произошло в начале второго тысячелетия — когда полностью сформировались варварский и аристократический менталитеты. Раннее средневековье — эпоха власти военной аристократии, сталкивающейся с милитаристскими ордами монголо-татар.
Впрочем, зарождение варварско-аристократического архетипа следует искать намного раньше — когда впервые человек пошёл на войну не ради банального пропитания, а ради славы и приключений - когда мутация человеческой психики породила стремление к
сверхценностям. Когда появилось то, что Эрих Фромм называет «авторитарной личностью». Комплекс программ, который не сводился к поддержанию простого выживания носителя, а наоборот, требовал его рисковать собой, и достигать целей, необходимых этой программе. То есть можно сказать, программа авторитарной личности — это такой информационный паразит-симбиот в человеке, возникший путём мутации. Говоря магическими терминами — демоны, пришедшие из варпа, из непроявленного, и вселившиеся в людей. Как и всякий молодой паразит, программа авторитарной личности была опасна для носителя — Кхорн любит черепа своих служителей не меньше, чем черепа их врагов. Дальнейшая эволюция информационных паразитов и их носителей шла путём взаимного притирания — с одной стороны, человечество начало извлекать пользу из существования программ фанатизма — взять хотя бы такой факт, что именно война и была одним из двигателей прогресса. С другой стороны, авторитарная личность постепенно становилась всё менее разрушительной и более созидательной. Финалом этого процесса должна стать т.нз. «гуманистическая личность» - когда люди и информационные паразиты окончательно притрутся друг к другу. Последние окончательно превратятся в полезного симбиота. Если следовать Фромму, то сверхидеей станет развитие всех и каждого (правда это как-то сильно контрастирует с остальным Хаосизмом).
[показать]
Бог Воинов Крови
Очевидно, зарождение варварско-аристократического менталитета также следует связать с появлением «арийской расы» - носителей гаплогруппы R. Об отличии которых от других рас (в том числе светлокожей палеоевропейской) хорошо пишет Мишель де Будьон в своей книге «Реликтовая Европа» в главе «тонкое различие в психологии». Арийские племена вели активную захватническую политику, а также воевали между собой — прямо как кхорниты. Цветом Кхорна является красный — это же цвет кшатриев, происходящей от арийских племён. Вторая особенность арийцев — отсутствие привязанности к Родине как привязанности к конкретной Земле (подглава «Ощущение родины»). Они преданны только абстрактным вещам — религии, идее, государству, корпорации и т.д. Арийцам несвойственен автохтонный или оборонительный национализм — их восхищает только снова и снова идти в бой, к новым целям. В «книге Нави» (книге почившей гностической церкви Белой Расы) говориться - «Облачённые миссией Воинов Крови, от начала ведаем Мир Нави, царство, лежащее за пределами Творения. Оно же истинное отечество наше». Это отчасти правда, поскольку демоны Кхорна, породившие арийцев «воинов [Бога] Крови», действительно пришли из-за «пределов Творения».
Другие особенности менталитета арийцев — ослабленное ощущения опасности, и большая открытость и динамичность общественной системы (подглавы «предчуствие опасности» и «степень открытости системы»). Вспомним, что демоны Кхорна страха не чувствуют, а всё, что заражено Хаосом, изменчиво и непостоянно. А в подглаве «Формы страха» говориться:
Поскольку ариец уверен в том что он самый сильный, он считает что если лично он прекратил драться с противником который валяется на земле перемешанный с грязью, то драка закончена и закончена навсегда, а его победа обеспечена навечно. В ощущении силы арийца кроется его неспособность доводить все до конца.
Да, Кхорн не одобряет бить слабых из соображений благородства.
У арийца нет окончательных целей, а потому не может быть окончательных задач.
А это уже свойство Хаоса вообще — какая у него может быть конечная цель?
Наконец, ещё одна особенность — т.нз. «фаустовского человека» - типажа, возникшего в арийских обществах, «первоначального арийца» — который описываются в главах 14 (14. «Фаустовский» и «аполлоновский» человек) и 15 (Взаимоотношение с природой ). Доарийский — аполлоновский человек — считал своей обязанностью жить в гармонии с природой. Фаустовский человек рассматривает природу как средство для движения к некоторой сверхценной цели.
Жить значит для него бороться, преодолевать, добиваться.... Преодоление сопротивлений есть, напротив, типичный стимул западной души. Активность, решительность, самоутверждение (из главы 14). Стремления фаустовского человека не сводятся к существующей реальности, ему надо превзойти природу. Второе отличие фаустовского человека от аполлоновского — это отношение к своей природе. Аполлоновский доарийский человек воспринимает её «как есть», отождествляет себя со своим телом. В частности, отсюда лояльное отношение к наготе в аполлоновских обществах. Фаустовский человек свою природу считает несовершенным, и как любую другую природу (ибо природа - часть Кеномы) — и рассматривает тело лишь как средство, которое надо подгонять под цели.
Из 15 главы:
У аполлоновского человека «интимных мест» нет, у фаустовского все места – «интимные». «Фаустовец» должен скрывать как внутренне содержание, так и «внешнее тело», поэтому даже летом в жару у мужчин и женщин открытым оставалось только лицо. Показывать тело для «фаустовца» – неприлично, в этом уже есть элемент унижения. Показать тело – это как открыть свою душу. «Аполлоновец» уверен что здоровый дух – это прежде всего здоровое тело, «здоровое» у аполлоновца всегда равняется понятию «красивое». А красивое – это то, что надо всем показать. Отсюда - массовый нарциссизм и помешательство на своем теле. .
Культура, требовавшая закрывать всё тело одеждой — это выражение подсознательного желания переделать, проапгрейдить себя, стать синтетическим существом — и подчинить материю своего тела своей воле. Желание стать мутантом или трансхуманом.
Кстати, возможно, именно поэтому арийцы и приняли христианство — именно из-за того, что оно впитало в себя идеалистическую философию. Разумеется, элементы пацифизма в христианстве арийцами были без сомнения отвергнуты.