Продолжая тему
Богов Хаоса.
Для начала, разберёмся с терминологией. Какой смысл мы будем вкладывать в термины «Боги», «демоны/ангелы» и т. д.
Боги и демоны — как правило рассматриваются как часть мира идей,
идеальных сущностей. В хаосизме мир идей — непроявленное бытие, предвечный Хаос, аказуальное бытие - представляется как многоуровневая «Бездна». Соответственно, мир идей не зря назван непроявленным — потому один только факт существования в нём чего-то никак не влияет на данное нам в ощущениях бытие. Для того, чтобы идея как-то проявила себя в ощущениях (в квалиа), должна появиться материальная сущность, соответствующая этой идее. То есть, материальный мир должен пересечься с этой идеей. Есть например идея геометрического квадрата — а есть сущности, к которым можно применять свойства и правила, которые верны для геометрического квадрата — например, плитка линолеума, клетка шахматной доски, элемент фигурок тетриса и т. д.
Почему Бездна многоуровневая? Потому что идеи проявляются по-разному. Например, согласно теореме Кантора об множествах мощности континуум, а также теореме о счётном количестве вычислимых по Тьюрингу функций, существует бесконечное множество вещественных чисел, которые неконструктивны. То есть, которые не проявляются в нашем мире, который есть мир конечных чисел и тьюринговых вычислений. Или почти не проявляются — такая сложная вещь, как человеческое сознание, смогла прикоснуться к неконструктивным числам. Кстати, невычислимых функций тоже несчётное множество и т. д.
Короче, чем сложнее идея — тем глубже она находиться в Бездне. Идеи, соответствующие инертной мёртвой Вселенной, находятся выше в Бездне, чем соответствующие биологической жизни. А соответствующие разумным существам и технической цивилизации — глубже, чем соответствующие неразумной жизни.
Материальные реальности, пересекающаяся с Бездной так, что образует только мёртвую инертную материю, называются Спящими Мирами («бессмысленная бездна» по Винджу). Реальности, в которых существует жизнь — Серединными Мирами (Кеномические миры в гностической терминологии, «медленная зона» по Винджу). Миры, пересекающие Бездну глубже, носят название Нижние Миры. Те, которые пересекают её ещё глубже — называются Древними, Старыми и т.д. Другие название Нижних Миров — ад, рай (
это одно место), варп, навь,
«быстрая зона», «Край». Иногда эти термины применяются также к самому непроявленному. Другим Миром может быть не только параллельная реальность или симуляция, но и наша реальность в далёком прошлом/будущем/при других обстоятельствах. Восходящее развитие приводит к более глубокому пересечению проявленного мира с непроявленным Бытием, и продвижением его в иерархии «Верхний-Серединный-Нижний-...». Естественно, точной грани между Верхними и Серединными, Серединными и Нижними и т. д. Мирами нет — это как деление на большие, средние и маленькие дома. Также в разных местах и при разных обстоятельствах одна и та же Вселенная (Симуляция, Мир, проявленная реальность) могут пересекаться с Бездной по-разному.
Существование разных Миров с разными законами не противоречит единству Бытия — и как следствие, единству его законов — как не противоречат единству законов физики два рядом стоящих компьютера с двумя запущенными на них симуляциями с абсолютно разными законами физики в этих симуляциях.
Тут следует заметить, что все живые существа руководствуются в поведении определёнными программами. Для простейших живых существ — это самые простые программы-таксисы, для более сложных — более сложные безусловные и условные рефлексы, для ещё более сложных - программы распознавания образов. Наконец, у высших животных существуют ещё более сложные программы — программы эмоциональных и, наконец, интеллектуальных реакций. Эволюция шла путём возрастания максимальной сложности программ живых существ — и таким образом, наша реальность пересекалась с Бездной всё глубже и глубже.
На определённом уровне развития разумных существ их поведение перестаёт сводиться к удовлетворению потребностей выживания. Развитие абстрактного мышления приводит к появлению
сверхценных программ — и поведение разумных существ начинает следовать удовлетворению потребностей, диктуемых этими программами. Таким образом, разум перестаёт быть средством выживания, и из придатка бионики превращается в силу, формирующую собственную реальность, разновидность бытия, живущая своей жизнью, и уже использующий бионику для своих целей.
Тут мы подходим к раскрытию значения термина «демон». Демонами называются идеи таких сверхценных программ. Человек становиться одержимым демоном — и служит уже его интересам и целям — как например описанные Фроммом обладатели разрушительной, накопительской и других авторитарных ориентаций служат уже не себе, а внешней идее — засевшей к ним в мозг паразитарной программе. Впрочем, возможно и взаимовыгодное сосуществование с демоном, симбиоз — так называемая гуманистическая ориентация. Стоит заметить, что гуманистическая ориентация ничего общего не имеет с программами животных, а также людей, жившими до времён возникновения авторитарного общества — потому её тоже причисляем к демоническим. Поэтому
антихрюсы, сторонники возрождения первобытного «коммунизма» и прочие ура-отрицатели авторитарного общества не имеют ничего общего с настоящим демоническим гуманизмом — гуманизмом
богочеловека. Первые соответствуют более слабому пересечению проявленной реальности с Бездной, чем авторитарное общество, а вторые — более глубокому.
Подобно тому, как демон, чтобы проявить себя, вселяется в человека (или другой подходящий носитель) — так и идея сверхценной программы должна проявиться в определённом разумном существе, чтобы как-то влиять на нашу реальность. Потому демоны проявляются только на определённом этапе развития человечества. Так в Warhammere они начинают проявлять себя лишь тогда, когда появляются люди — и усиливаются по мере развития цивилизации и культуры.
Если вам не нравиться термин «демон», то можно использовать вместо него термин «ангел», «дух» и т. д. - суть не меняется, это разные названия одного и того же.
Наконец, о термине «Бог». Тут следует заметить, что некоторых демонов можно объединить по наличию у них общих свойств. В кодексах Warhammer говориться, что некоторые демоны являются частью Богов — то есть их подпрограммами. Сами Боги в нашем мире не появляются — так как он не может пересекаться так глубоко с Бездной, чтобы проявить такую сложную программу. Впрочем, с другим миром Бездна наверняка может пересечься достаточно глубоко, чтобы Боги проявились в нём. Например, с таким миром, как Переход из фантастических рассказов Вернора Винджа — где тоже живут свои Боги — Планетарные Сверхразумы, Силы. Силы не могут сходить в Серединный Мир — и даже в Быструю Зону, но могут посылать туда свои зонды — свои подпрограммы, своих демонов, и влиять на происходящее там. У Винджа есть момент, когда Силы, оказавшись ниже Перехода, засыпают — как спящий Ктулху, который выживает лишь благодаря тому, что его город построен «более чем в трёх измерениях», в более сложной геометрии. То есть в месте его расположения мир становиться более «Нижним». Примечательно, что в Warhammer 40000 во время путешествия в варпе (т.е. в Нижнем мире, в Крае) можно встретиться с демонами, но не с Богами.
И чем ближе место к Переходу, тем больше способность Богов влиять на него.
Наконец, все Боги сами являются подпрограммами самого Хаоса Неделимого, Предвечного, Азаг-Тота — который находиться на бесконечно глубоком уровне Бездны. Так что хаосизм монотеистичен несмотря на множество Богов.
Все Боги и демоны являются в некоторым смысле злыми — и дело вовсе не в жертвах и прочих страшилках для невежд. Во-первых, влияние Хаоса всегда влечёт изменения, но человек стремиться к стабильности, к достижению неизменного оптимального состояния. Углубление пересечения с Бездной влечёт разрушение любого стабильного «эдемского сада», а контакт с сущностями Нижних и более глубоких миров вызывает ужас — говоря научным языком - «
шок будущего». Впрочем, человек может измениться, приблизив своё мышление к демоническому, и тогда он будет более положительно воспринимать влияние Хаоса. «Нам ненавистен ваш кошерный Рай, я чувствую запах свободы» (NSBM-группа Wewelsburg). Во-вторых, природа Богов такова, что они рассматривают меньших юнитов (людей и ангелов/демонов) как всего лишь части большего целого, как средства для достижения своих целей. Поскольку сами являются коллективными разумами, гибель индивидуального разума ими рассматривается так же, как людьми рассматривается гибель одиночных клеток. Вот как например описывает
будущее постчеловечества - «Грубо говоря человек снова ощутит себя частью мира, а не альфой и омегой империи под именем "Я"». Так, условно добрая Сила из «Пламя над Бездной» - Старик - даёт Фаму Ньювену средство для борьбы с условно злой — и это средство срабатывает ценой жизни самого Ньювена.
Гностическое учение заключается в том, что сознания людей пленены в материи — в ограничениях, заложенных природой кеномического мира. Они обречены большую часть сил тратить на обеспечение своих животных нужд, на смертность и бессмысленные страдания, на животное существование. Задачей является освобождение души от плена Кеномы. В древности этого пытались достигнуть максимальным разрывом связей с Кеномой. Теоретически этого же можно достигнуть превращением нашего Мира из кеномического в Нижний. С изменением как общества, так и людей — трансхуманизация, создание общества изобилия, техническое уменьшение зависимости человека от удовлетворения его материальных потребностей — как например, описано у Виктора Аргонова.
Силы, охраняющие кеномический мир от превращения в Нижний, персонифицируются в виде одного Лжебога, Ялдабаофа, или многих архонтов, «Старших Богов» в Некрономиконе, «недостойные Боги» из Liber Azerate, или в виде безликой сущности — Прави.
Конечно, Богов Хаоса не следует воспринимать как этаких благотворителей, которые будут всех и забесплатно спасать из плена Кеномы — сила Хаоса может причинить вред пострашнее, чем плен Кеномы. Однако, если Хаос несёт вероятный вред душе, то Кенома — гарантированный. Сравнить это можно с процессом лечения — где лекарство может как излечить пациента, так и при неосторожном использовании и навредить ещё сильнее. Но болезнь навредит пациенту гарантированно.
Наконец, касательно термина «Демиург». Ему нередко присваивают однозначно отрицательное значение, впрочем, новые исследования гностических учений говорят, что такое мнение не было распространено в ранних гностических сектах. (см также комментарий Моптюка по сабжу) Если рассматривать Демиурга как сознание нашего мира — то, что Беркли называет «сознанием Бога-Творца», душу нашей симуляции, то можно сказать, что она так же пленена в Кеноме, как и наши души, и не является врагом — в отличии от сил, охраняющих Кеному от Хаоса.
Список терминов с синонимами:
Непроявленное бытие — синонимы: мир идей, идеальный мир, идеальное бытие, аказуальное бытие.
Проявленное бытия — синонимы: явь. Мир, данный в ощущениях (в квалиа).
Бездна — часть непроявленного бытия, где идеи расположены по уровням сложности, и которая пересекается с проявленными мирами.
Демон — синонимы: ангел, дух, сверхценная программа, паразитарная/симбиотическая программа, ориентация-по-Фромму. Программа, несводимая к удовлетворению биологических потребностей носителя. Подпрограммы Бога.
Бог — синонимы: Сила. Совокупность демонов, имеющих общие свойства. Подпрограммы Предвечного.
Предвечный — синонимы: Азаг-Тот, Хаос Неделимый, Идея Идей. Идея бесконечно глубокого уровня Бездны, совокупность всех Богов.
Восходящая эволюция — процесс углубления пересечения Мира с Безной.
Мир — синонимы: Проявленная реальность, Симуляция, Вселенная. Фрагмент проявленного бытия, имеющий общие свойства, и пересекающийся с Бездной.
Верхний Мир — синонимы: бессмысленная бездна. Мир инертной материи.
Серединный Мир — синонимы: медленная Зона, Кенома. Мир неразумной жизни и молодых цивилизаций.
Нижний Мир — синонимы: варп, навь, астрал, ад, рай, Край, быстрая Зона. Мир демонов, мир перманентной революции и развитых (забионических) цивилизаций.
Древний Мир — синонимы: Переход. Мир Богов.
Правь — синонимы: Ялдабаоф, архонты, Старшие Боги, недостойные Боги — сущность, препятствующая превращению Кеномического мира в Нижний, и удерживающая пленённые души в Кеноме.