Гертруда Вандербильт Уитни(Gertrude Vanderbilt Whitney,1872 — 1942) получила от судьбы серьезный аванс: она родилась в богатой семье и из девчонки-сорванца выросла в красивую женщину с характером воина. Кроме богатства и силы воли,она оказалась еще и талантлива.
Скульптор с 1900-х годов.
Коллекционер и меценат с 1907 года.
Основатель Музея американского искусства Уитни(1931 год).
Юная мисс Ванденрбильт росла вместе со своими братьями и долго была единственной девочкой в большой семье: старшая сестра умерла до рождения Гертруды,а младшая родилась через 11 лет после. Гертруда носила мальчишескую одежду и хотела остричь волосы,чтобы не отличаться от братьев. После домашнего обучения(с ней занимались частные преподаватели) Ванденрбилт поступила в Brearley,одну из лучших школ для девочек в Нью-Йорке,и училась там очень хорошо. Примерно с этого времени она стала вести дневник,в котором рассказывала о своих путешествиях и впечатлениях от встреч с разными людьми. Там же были первые зарисовки и выдуманные истории.
В 1890 году во время очередного путешествия в Европу 18-летняя Гертруда впервые побывала в Париже. Лувр,безусловно,произвел большое впечатление. Но решающий удар нанесли Монмартр и Монпарнас: то,что увидела там мисс Вандербильт,вдохновило ее на собственное творчество и подсказало направление движения — это была скульптура.
Замужество
В 1896 году Гертруда Вандербильт вышла замуж за Гарри Пэйна Уитни — очень богатого спортсмена и наследника огромного состояния. Гарри был старшим братом лучшей подруги Гертруды,жил в доме через дорогу от нее — в общем,они дружили с детства. И Гертруда понимала: Гарри любит ее,а не ее деньги.
Это был счастливый брак,который подарил миру троих детей. Однако ни семейная жизнь,ни светские развлечения не удовлетворяли потребности Гертруды в творчестве: она писала,рисовала,помогала мужу(который был очень успешен и в бизнесе,и в спорте — он профессионально играл в поло), но только фигурки,которые она лепила из глины,приносили ей ни с чем не сравнимую радость. В общем,было ясно,что пришло время заняться скульптурой по-настоящему.
Гертруда Уитни,помимо прочего,была еще и иконой стиля. Вернее,она его,этот стиль,задавала. «Vogue» помещал ее на обложку,а художник Роберт Генри написал ее портрет,на котором она полулежит на диване в восточных шароварах.
Но дело в том,что в 1916 году женщина в брюках(пусть даже шароварах) — это,мягко говоря,непривычно. Видимо,поэтому муж Гертруды Гарри не захотел украсить свой кабинет этим портретом,опасаясь,что консервативные партнеры по бизнесу его не поймут.
Кстати о «заносчивой Вандербильдихе»(противнице Эллочки из «Двенадцати стульев»). Речь,вероятно,не о нашей героине,а о Консуэло Вандербильт,двоюродной сестре Гегртруды и самой богатой невесте викторианской эпохи. Герцогиня Мальборо,коей она стала после первого замужества,была известной красавицей и водила дружбу с Уинстоном Черчилем — двоюродным братом мужа.
Обучение
В 1900 Гертруда Вандербильт Уитни поступила в Лигу студентов-художников Нью-Йорка,где ее учителями были Хендрик Кристиан Андерсен и Джеймс Эрл Фрейзер,а среди однокурсниц — Анна Хайят Хантингтон и Мальвина Хоффман. Гертруда построила студию рядом с домом и работала в ней дни напролет.
Позже Вандербильт изучала ваяние в Париже под руководством Эндрю О’Коннора. Кстати,то,что ее наставники создавали преимущественно публичные монументы,несомненно повлияло на ее стиль и ход мысли: несмотря на множество мелких скульптур,Гертруда Вандербильт в первую очередь знаменита своими монументами.
В Париже Гертруда также познакомилась с Огюстом Роденом, роль которого биографы трактуют по-разному: кто-то утверждает,что маэстро был ее наставником на протяжении долго времени,а кто-то — что они были едва знакомы. Однако из подробной биографии Гертруды Вандербильт авторства Бернарда Фридмана узнаем,что в 1911 году Гертруда посетила студию Родена в Париже и приобрела у него скульптуру из мрамора. Позже Роден как-то заглянул в ее студию и прокомментировал скульптуру испанского крестьянина,над которой как раз шла работа. А еще подарил пару терракотовых фигур,коими Вандербильт очень дорожила. На этом их общение закончилось,однако,как видим из дневников и писем обоих скульпторов,они оставили друг у друга прекрасные впечатления.
Из письма Родена того времени узнаем,что Гертруда не была похожа на множество богатых иностранок,которые искали общества и совета маэстро. Роден писал,что эта красивая аристократка работает«с искренностью и страстью нищего художника», что она далека от снобизма и весьма одарена.
«Aspiration» («Стремление») – первая большая работа Гертруды Уитни, вдохновленная Андерсеном. В 1901 году скульптура украсила вход в павильон штата Нью-Йорк на Панамериканской выставке в Буффало.
1
Памятник Христофору Колумбу в Испании - дань уважения кубизму.
В авангарде
В 1907 году миссис Уитни организовала выставку американского неакадемического искусства в Colony Club — нью-йоркском частном клубе для обеспеченных дам. Примерно в это же время она открыла студию на аллее Макдугал,ставшую известной как Студия Уитни, — там проходили выставки и художественные конкурсы. Кроме того,у Гертруды были студии в Уэстбери,Лонг Айленде и Париже.
Гертруда Уитни страстно творила сама,но также поддерживала современных американских и зарубежных художников,покупая и продавая их работы,выступая в качестве мецената и галериста. И,хотя большинство из них разрабатывали новые стили и направления в искусстве,сама Уитни нашла себя в реализме. Правда,есть одно исключение: памятник Христофору Колумбу в городке Уэльва(Испания), исполненный в технике кубизма.
Первый серьезный заказ случился в 1909 — скульптура для фонтана Панамериканского здания в Вашингтоне. После этого заказы поступали часто,и таким образом творчество Гертруды Уитни стало частью американской культуры.
«Scout» («Разведчик») – скульптура работы Уитни, установленная в городе Коди , штат Вайоминг. Изображенный Уильям Фредерик Коди – американский разведчик, известный как Буффало Билл. (На фото - Гертруда Уитни вместе со своим произведением).
1
«Мемориал «Титаника»» - знаменитое произведение Уитни, посвященное мужчинам «Титаника», которые отдали свои жизни ради спасения детей и женщин. В 1931 году монумент был установлен в Вашингтоне, а в Люксембургском музее хранится мраморная копия головы.
С 1911 года Гертруде Уитни помогала Джулиана Форс,сначала в качестве личного секретаря,затем в качестве устроителя выставок в Студии Уитни. Первым заданием миссис Форс была организация очередной выставки в Colony Club: Гертруда хотела непременно донести до почтенной публики все разнообразие видов и стилей современного(и в частности,современного американского) искусства,свидетельства которого поднакопились в ее коллекции. Со временем Джулиана Форс не просто стала правой рукой Гертруды Уитни — их связала искренняя дружба. Поэтому,когда пришло время,именно она стала первым директором Музея американского искусства Уитни — главного произведения Гертруды Вандербильт Уитни.
Первые в мире три американских музея современного искусства обязаны своим появлением богатым и эмансипированным женщинам: Эбби Олдрич Рокфеллер(создательница МОМА — Музея современного искусства в Нью-Йорке), Пэгги Гуггенхайм(вдохновившая на создание знаменитого музея-башни; теперь ее коллекция распределена между тремя музеями Гуггенхайма,а также домами,в которых она жила) и,собственно,Гертруда Вандербильт Уитни.
В 1929 году Гертруда Уитни поняла,что с ее коллекцией нужно что-то делать: места для хранения и экспозиции не хватало. Поэтому миссис Форс получила задание связаться с Музеем Метрополитен,чтобы уладить все вопросы,связанные с передачей коллекции Уитни в подарок музею. Кроме того,Гертруда и Гарри Уитни предлагали пристроить к зданию музея отдельное крыло для этой коллекции. Каково же было удивление Гертруды,когда она получила отказ: музей не нуждался в такого рода искусстве и не желал принимать подобных коллекций даже даром. А надо сказать,что на тот момент Гертруда Уитни собрала уже более 600 произведений американских художников(включая многих авангардистов), среди которых были Джордж Беллоуз, Джон Слоан, Стюарт Дэвис, Морис Прендергаст, Эдвард Хоппер и Томас Харт Бенсон.
Гертруда стала выставлять свои работы в собственных студиях и галереях,и в 1931 году все это достояние было собрано воедино в Гринвич-Виллидж и получило название Музея американского искусства Уитни. На место куратора пригласили Ллойда Гудрича — историка искусства,известного на всю Америку благодаря организации неординарных выставок нового искусства. Джулиана Форс стала административным директором.
Первое здание музея Уитни в Гринвич-Виллидж.
1
Джулиана Форс.
Но Гертруда мечтала о новом,большом здании для музея,а не трех блокированных домах в Гринвич-Виллидж. Воплотить этот замысел удалось лишь в 1966 году,через 24 года после ее смерти. Оригинальное здание в модернистском стиле было построено на углу 75-й улицы и Мэдисон-авеню и служило домом американского авангарда до 2014 года,когда музей«свернули», чтобы перевезти в новое,еще более просторное здание(19 тысяч квадратных метров) на улице Гансвурт(Манхэттен).
Здание музея на Мэдисон-авеню (1966-2014).
1
Новое здание на Гансвурт стрит, открытое для посещения в 2015-м.
Угадайте,кто арендовал старое здание на Мэдисон-авеню? Тот самый Метрополитен-музей,который не захотел принять коллекцию Уитни в 1929-м!