• Авторизация


Гертруда Вандербильт Уитни 07-09-2015 01:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Гертруда Вандербильт Уитни (Gertrude Vanderbilt Whitney, 1872 — 1942) получила от судьбы серьезный аванс: она родилась в богатой семье и из девчонки-сорванца выросла в красивую женщину с характером воина. Кроме богатства и силы воли, она оказалась еще и талантлива.

 

Скульптор с 1900-х годов.
Коллекционер и меценат с 1907 года.
Основатель Музея американского искусства Уитни (1931 год).
Юная мисс Ванденрбильт росла вместе со своими братьями и долго была единственной девочкой в большой семье: старшая сестра умерла до рождения Гертруды, а младшая родилась через 11 лет после. Гертруда носила мальчишескую одежду и хотела остричь волосы, чтобы не отличаться от братьев. После домашнего обучения (с ней занимались частные преподаватели) Ванденрбилт поступила в Brearley, одну из лучших школ для девочек в Нью-Йорке, и училась там очень хорошо. Примерно с этого времени она стала вести дневник, в котором рассказывала о своих путешествиях и впечатлениях от встреч с разными людьми. Там же были первые зарисовки и выдуманные истории.

В 1890 году во время очередного путешествия в Европу 18-летняя Гертруда впервые побывала в Париже. Лувр, безусловно, произвел большое впечатление. Но решающий удар нанесли Монмартр и Монпарнас: то, что увидела там мисс Вандербильт,вдохновило ее на собственное творчество и подсказало направление движения — это была скульптура.

Замужество

В 1896 году Гертруда Вандербильт вышла замуж за Гарри Пэйна Уитни — очень богатого спортсмена и наследника огромного состояния. Гарри был старшим братом лучшей подруги Гертруды, жил в доме через дорогу от нее — в общем, они дружили с детства. И Гертруда понимала: Гарри любит ее, а не ее деньги.

Это был счастливый брак, который подарил миру троих детей. Однако ни семейная жизнь, ни светские развлечения не удовлетворяли потребности Гертруды в творчестве: она писала, рисовала, помогала мужу (который был очень успешен и в бизнесе,и в спорте — он профессионально играл в поло), но только фигурки, которые она лепила из глины, приносили ей ни с чем не сравнимую радость. В общем, было ясно, что пришло время заняться скульптурой по-настоящему.
Роберт Генри. Гертруда Уитни
Роберт Генри
1916
Гертруда Уитни, помимо прочего, была еще и иконой стиля. Вернее, она его, этот стиль, задавала. «Vogue» помещал ее на обложку, а художник Роберт Генри написал ее портрет, на котором она полулежит на диване в восточных шароварах. 
Но дело в том, что в 1916 году женщина в брюках (пусть даже шароварах) — это, мягко говоря, непривычно. Видимо, поэтому муж Гертруды Гарри не захотел украсить свой кабинет этим портретом, опасаясь, что консервативные партнеры по бизнесу его не поймут.

 

Кстати о «заносчивой Вандербильдихе» (противнице Эллочки из «Двенадцати стульев»). Речь, вероятно, не о нашей героине, а о Консуэло Вандербильт, двоюродной сестре Гегртруды и самой богатой невесте викторианской эпохи. Герцогиня Мальборо, коей она стала после первого замужества, была известной красавицей и водила дружбу с Уинстоном Черчилем — двоюродным братом мужа.

Обучение

В 1900 Гертруда Вандербильт Уитни поступила в Лигу студентов-художников Нью-Йорка,где ее учителями были Хендрик Кристиан Андерсен и Джеймс Эрл Фрейзер, а среди однокурсниц — Анна Хайят Хантингтон и Мальвина Хоффман. Гертруда построила студию рядом с домом и работала в ней дни напролет.

Позже Вандербильт изучала ваяние в Париже под руководством Эндрю О’Коннора. Кстати, то, что ее наставники создавали преимущественно публичные монументы,несомненно повлияло на ее стиль и ход мысли: несмотря на множество мелких скульптур, Гертруда Вандербильт в первую очередь знаменита своими монументами.

В Париже Гертруда также познакомилась с Огюстом Роденом, роль которого биографы трактуют по-разному: кто-то утверждает, что маэстро был ее наставником на протяжении долго времени, а кто-то — что они были едва знакомы. Однако из подробной биографии Гертруды Вандербильт авторства Бернарда Фридмана узнаем, что в 1911 году Гертруда посетила студию Родена в Париже и приобрела у него скульптуру из мрамора. Позже Роден как-то заглянул в ее студию и прокомментировал скульптуру испанского крестьянина, над которой как раз шла работа. А еще подарил пару терракотовых фигур,коими Вандербильт очень дорожила. На этом их общение закончилось, однако, как видим из дневников и писем обоих скульпторов, они оставили друг у друга прекрасные впечатления.
Из письма Родена того времени узнаем, что Гертруда не была похожа на множество богатых иностранок,которые искали общества и совета маэстро. Роден писал,что эта красивая аристократка работает «с искренностью и страстью нищего художника», что она далека от снобизма и весьма одарена.
 
«Aspiration» («Стремление») – первая большая работа Гертруды Уитни, вдохновленная Андерсеном. В 1901 году скульптура украсила вход в павильон штата Нью-Йорк на Панамериканской выставке в Буффало. 1 Памятник Христофору Колумбу в Испании - дань уважения кубизму.

В авангарде

В 1907 году миссис Уитни организовала выставку американского неакадемического искусства в Colony Club — нью-йоркском частном клубе для обеспеченных дам. Примерно в это же время она открыла студию на аллее Макдугал, ставшую известной как Студия Уитни, — там проходили выставки и художественные конкурсы. Кроме того,у Гертруды были студии в Уэстбери, Лонг Айленде и Париже. 

Гертруда Уитни страстно творила сама, но также поддерживала современных американских и зарубежных художников, покупая и продавая их работы, выступая в качестве мецената и галериста. И, хотя большинство из них разрабатывали новые стили и направления в искусстве, сама Уитни нашла себя в реализме. Правда, есть одно исключение: памятник Христофору Колумбу в городке Уэльва (Испания), исполненный в технике кубизма.
Первый серьезный заказ случился в 1909 — скульптура для фонтана Панамериканского здания в Вашингтоне. После этого заказы поступали часто, и таким образом творчество Гертруды Уитни стало частью американской культуры.
 
«Scout» («Разведчик») – скульптура работы Уитни, установленная в городе Коди , штат Вайоминг. Изображенный Уильям Фредерик Коди – американский разведчик, известный как Буффало Билл. (На фото - Гертруда Уитни вместе со своим произведением). 1 «Мемориал «Титаника»» - знаменитое произведение Уитни, посвященное мужчинам «Титаника», которые отдали свои жизни ради спасения детей и женщин. В 1931 году монумент был установлен в Вашингтоне, а в Люксембургском музее хранится мраморная копия головы.
С 1911 года Гертруде Уитни помогала Джулиана Форс, сначала в качестве личного секретаря, затем в качестве устроителя выставок в Студии Уитни. Первым заданием миссис Форс была организация очередной выставки в Colony Club: Гертруда хотела непременно донести до почтенной публики все разнообразие видов и стилей современного (и в частности, современного американского) искусства, свидетельства которого поднакопились в ее коллекции. Со временем Джулиана Форс не просто стала правой рукой Гертруды Уитни — их связала искренняя дружба. Поэтому, когда пришло время, именно она стала первым директором Музея американского искусства Уитни — главного произведения Гертруды Вандербильт Уитни.
Эдвард Хоппер. Раннее воскресное утро
Эдвард Хоппер
1930, 153×89.4 см.

Музей

Первые в мире три американских музея современного искусства обязаны своим появлением богатым и эмансипированным женщинам: Эбби Олдрич Рокфеллер(создательница МОМА — Музея современного искусства в Нью-Йорке), Пэгги Гуггенхайм(вдохновившая на создание знаменитого музея-башни; теперь ее коллекция распределена между тремя музеями Гуггенхайма, а также домами, в которых она жила) и, собственно, Гертруда Вандербильт Уитни.

В 1929 году Гертруда Уитни поняла, что с ее коллекцией нужно что-то делать: места для хранения и экспозиции не хватало. Поэтому миссис Форс получила задание связаться с Музеем Метрополитен, чтобы уладить все вопросы, связанные с передачей коллекции Уитни в подарок музею. Кроме того, Гертруда и Гарри Уитни предлагали пристроить к зданию музея отдельное крыло для этой коллекции. Каково же было удивление Гертруды, когда она получила отказ: музей не нуждался в такого рода искусстве и не желал принимать подобных коллекций даже даром. А надо сказать, что на тот момент Гертруда Уитни собрала уже более 600 произведений американских художников (включая многих авангардистов), среди которых были Джордж БеллоузДжон СлоанСтюарт ДэвисМорис ПрендергастЭдвард Хоппер и Томас Харт Бенсон.

Гертруда стала выставлять свои работы в собственных студиях и галереях, и в 1931 году все это достояние было собрано воедино в Гринвич-Виллидж и получило название Музея американского искусства Уитни. На место куратора пригласили Ллойда Гудрича — историка искусства, известного на всю Америку благодаря организации неординарных выставок нового искусства. Джулиана Форс стала административным директором.
 
Первое здание музея Уитни в Гринвич-Виллидж. 1 Джулиана Форс.
Но Гертруда мечтала о новом, большом здании для музея, а не трех блокированных домах в Гринвич-Виллидж. Воплотить этот замысел удалось лишь в 1966 году, через 24 года после ее смерти. Оригинальное здание в модернистском стиле было построено на углу 75-й улицы и Мэдисон-авеню и служило домом американского авангарда до 2014 года, когда музей «свернули», чтобы перевезти в новое, еще более просторное здание (19 тысяч квадратных метров) на улице Гансвурт (Манхэттен).
 
Здание музея на Мэдисон-авеню (1966-2014). 1 Новое здание на Гансвурт стрит, открытое для посещения в 2015-м.
Угадайте, кто арендовал старое здание на Мэдисон-авеню? Тот самый Метрополитен-музей, который не захотел принять коллекцию Уитни в 1929-м!
 

 

Фото с первых выставок в новом здании музея Уитни. 
© www.nydailynews.com
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гертруда Вандербильт Уитни | красавицаумница - Все что мне интересно | Лента друзей красавицаумница / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»