В рамках проекта«Экспо 2015» в Милане 2 сентября открылась крупнейшая выставка«Джотто. Италия: От Ассизи до Милана». О значительности события говорит тот факт,что Музей Ватикана предоставил на экспозицию из своей сокровищницы — Триптих Стефанески,никогда прежде не покидавший границы папской столицы.
По замыслу организаторов 14 тщательно отобранных произведений шаг за шагом следуют по пути знаменитого художника Проторенессанса и знакомят с его творчеством от ранних до самых последних работ.
Кроме Музея Ватикана,в проекте приняли участие Галерея Уффици,художественные музеи Падуи,Флоренции,а также Музей искусств в Сан Диего(Калифорния).
Кураторы выставки с гордостью говорят о том,что сегодня имя Джотто известно во всем мире,его превозносят и почитают как величайшего художника в истории искусства. Великий Данте,современник Джотто,еще в 14 веке писал в «Божественной комедии» о преклонении перед его талантом:
«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» — одна из ранних работ Джотто,в которой уже чувствуется отход от условностей византийской традиции и оживление божественных ликов. В это время художник работал во Флоренции и Ассизи.
Джотто ди Бондоне(1266−1337) был первым путешествующим мастером,и сегодня его работы можно увидеть по всей Италии — от фресок в церквях францисканцев в Ассизи,Римини и Падуе,до алтарей в Соборе Святого Петра в Риме и Соборе Санта-Кроче во Флоренции. Последние годы жизни Джотто провел в Милане,где создал последнюю свою работу Глория дель Мондо,которая не сохранилась.
Джотто работал для самых влиятельных кругов,среди его заказчиков были кардиналы,орден францисканцев,банкиры,миланский герцог и неаполитанский король,пожаловавший художнику титул королевского живописца.
«Триптих Стефанески» Джотто создал для главного алтаря древней Базилики святого Петра в Риме. Триптих двусторонний: одна сторона его была повернута к зрителю,другая — к священнослужителям. На центральной части изображен апостол Петр,восседающий на троне. На другой стороне триптиха на троне изображен Христос,и таким образом художник передал преемственность главы церкви: от Христа — его ученику Петру. На коленях перед ним изображены папа Целестин V и заказчик алтаря — кардинал Стефанески.
Работы последнего периода творчества Джотто — Болонский полиптих и алтарь Барончеллли. Болонский полиптих — единственное произведение художника,уцелевшее в Болонье. Его заказал неаполитанский король Роберто Д’Анжио,при дворе которого художник работал в 1328—1332 гг.