• Авторизация


Ультрафиолетовый свет показывает, как действительно выглядели древнегреческие статуи 20-08-2015 02:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Выставка "Пестрые боги" (Bunte Götter), кочующая по европейским музеям с 2003 года, полностью переворачивает эти представления об античности. Боги были не белыми, а самыми что ни на есть пестрыми! С помощью современных методов анализа в рамках этого проекта удалось реконструировать остатки краски на скульптурах, и теперь на выставке белым оригиналам противопоставлены их цветные копии. 

На многих скульптурах реконструированы рисунки тканей, которые поражают своими яркими красками и сложностью орнамента. Совершенно по-новому выглядят изображения древнегреческих одежд. Для меня в свое время было большим открытием узнать, как 2500 лет тому назад греки представляли себе красивые одежды, достойные богов и героев.

[показать]

Знаменитый лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) изображает троянского принца Париса в плотно облегающем его тело одеянии. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе и в ультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса. 

Оригинал статуи из мюнхенской Глиптотеки:

[показать]

Реконструкция с других ракурсов:

[показать]

[показать]

Исследования в специальном свете показали различную степень выветривания поверхности скульптур, что в свою очередь косвенно говорит о присутствии на ней различных цветовых пигментов. Но и сами пигменты, использовавшиеся для украшения скульптур, сохранились на поверхности скульптур в минимальных количествах: киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, жёлтая охра и листовое золото присутствуют на фрагментах статуй, найденных при раскопках храма Афайи в 60-х гг. ХХ в.

На выставке "Bunte Götter" пигментам отведена отдельная витрина:

[показать]

Сохранившиеся следы раскраски, на основании которых выполнялась цветовая реконструкция:

[показать]

На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Однако эти цветовые следы не получили до настоящего времени правильного истолкования. 

Другие примеры, включающие реконструкцию изображений костюмов:

Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя Афины 530-520 гг. до н.э.
Реконструкция статуи в образе богини Афины.

http://upload.wikime...sul_colore_nell

Другой вариант реконструкции этой же статуи - в образе Артемиды

http://upload.wikime...sul_colore_nell

Не всегда краски были настолько кричащими, со временем мода на раскраску менялась. Например, фигуры с фронтона храма Афайи были созданы ок. 500 г. до н. э. Цвета, использованные в их оформлении, были прочными и чистыми. 

Скульптуры классического периода (480-320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но не были столь многоцветными и яркими. Краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу. 

В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками.

Кстати, пример раскрашенной скульптуры эпохи эллинизма ("Саркофаг Александра") мне довелось видеть в археологическом музее Стамбула. Правда, усердными реставраторами там были использованы очень яркие краски. По-моему, ярче чем нужно... Но я должна честно признаться, что мои глаза сопротивляются этой пестрой раскраске, поэтому все мои замечания субъективны.

Саркофаг из Сидона (так называемый "Саркофаг Александра"), ок. 325-310 до н. э.

Вот так выглядят следы раскраски на оригинале: 

[показать]

Восстановленная роспись: 

[показать]

В античности яркая раскраска считалась знаком особой ценности. Однако это буйство красок противоречит современному пониманию эстетики, ориентированному на ясность. Сегодня цветные скульптуры кажутся нам, скорее, чем-то странным.

И под занавес маленький переворот в представлении о древнегреческих храмах. Расписаны были не столько статуи, но и фронтоны, а также все архитектурное обрамление. И выглядело это примерно так:

[показать]

Изображение, к сожалению, маленькое. Но тем интереснее будет заинтересовавшимся начать поиски информации и открыть для себя эту тему самостоятельно.

В этом году до 1 июня выставка "Bunte Götter" будет работать в Касселе (Германия). До этого скульптуры выставлялись в Мюнхене, Копенгагене, Ватикане и Стамбуле. Возможно, когда-нибудь эту экспозицию можно будет увидеть и в российских музеях. 

Настоящие греческие статуи были ярко раскрашены, но спустя тысячи лет краски стерлись. Чтобы узнать, какими были эти статуи тысячи лет назад, достаточно использовать свет.

[показать]

Хотя кажется невозможным даже думать о том, что что-нибудь могло сохраниться, и быть обнаруженным после тысяч лет воздействия ветра, солнца, песка и студентов отделения гуманитарных наук, оказывается, что давно утраченные узоры на частях древнегреческой скульптуры могут вновь засиять будучи освещены. Техника, названная, 'обстреливающий свет', использовалась для анализов произведений искусства в течение долгого времени. Лампа тщательно размещается так, что путь света почти параллелен поверхности объекта. При использовании на картинах это делает видимыми мазки, песок, и пыль. На статуях эффект является более тонким. Мазки увидеть невозможно, но, так как различные краски разрушаются с разной скоростью, поверхность камня выступает в некоторых местах - защищенных от эрозии слоем краски - и углублена в других. Становятся видимыми сложные узоры.p

Ультрафиолет также используется, чтобы различить узоры. Ультрафиолетовый свет заставляет флуоресцировать множество органических составов. Торговцы произведениями искусства используют ультрафиолетовое освещение, чтобы проверить, была ли картина отреставрирована, так как многие старые краски имели органический состав, в отличие от современных. На поверхности древнегреческих статуй все еще остались крошечные фрагменты пигментов, позволяющие при освещении еще больше детализировать узоры.

[показать]

Как только сделана карта узора, остается еще проблема - выяснить, какие цвета были использованы для окраски. Темно-синие оттенки дают совсем другой эффект чем золотой и розовый. Даже если достаточно пигмента сохранилось так, чтобы невооруженный глаз мог разобрать цвет, несколько тысяч лет могут действительно изменить цвет лица статуи. Нет никакой причины думать, что цвет, замеченный сегодня, был тем же самым, что и оттенки, в которые были первоначально покрашены статуи.

Есть способ обойти эту дилемму. Цвета могут исчезнуть в течение долгого времени, но исходные материалы - пигменты растительного и животного происхождения, измельченные минералы или раковины - сегодня все еще выглядят так же, как и тысячи лет назад. Их тоже можно обнаружить с использованием света.

[показать]

Инфракрасная и рентгеновская спектроскопия может помочь исследователям понять из чего сделаны краски и как они выглядели тогда. Спектроскопия полагается на факт, что атомы избирательны, когда дело доходит до того, какую поступающую энергию они поглощают. Определенные материалы поглощают только световые волны определенной длины . Все остальное они отражают. Спектроскопы посылают волны различных длин, как разведчиков за границу. Несколько из этих разведчиков неизбежно не возвращаются. Отмечая, какие длины волны поглощены, ученые могут определить, из каких материалов сделано вещество. Инфракрасный помогает определить органические составы. Рентгеновские лучи, из-за более высокого уровня их энергии, не задерживаются чем-то менее плотным, чем камень и минералы. Совместив результаты, исследователи могут приблизительно определить, в какой цвет была окрашена тысячелетняя статуя.

Цвет? Всегда кое-что липкое.

[показать]

Via Harvard, Colour Lovers, Tate, The Smithsonian, Colorado University, and Carleton.

Top two images are reconstructions created by Vinzenz Brinkmann.

Отсюда. Перевод мой, сильно не ругайтесь

P.S. Вот побей меня бог, вторая сверху статуя - римская.  [показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ультрафиолетовый свет показывает, как действительно выглядели древнегреческие статуи | красавицаумница - Все что мне интересно | Лента друзей красавицаумница / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»