История простых носков длинна и интересна. Никто точно не знает, когда человек впервые обнаружил, что ему более комфортно, когда ноги одеты. Возможно, когда он сидел под звериной шкурой и обернул ноги маленькими кусками, обвязав каждую шнурком, для лучшей защиты от холодной и шероховатой земли.
[показать]
Понятие носков не появляется нигде ни в каких письменных источниках на любом языке до восьмого века до н.э. Ни в иероглифах древнего Египта, ни в клинописных записях вавилонцев и ассирийцев, ни в Старом завете Библии нет слова, описывающего то, что мы можем распознать, как носки или чулки.
Одно из ранних письменных упоминаний носкоподобных предметов появляется в поэме, озаглавленной "Труды и дни", приписываемой греческому поэту Гесиоду, который жил 700 лет до н.э. Гесиод описывал радости и горести ежедневной крестьянской жизни и, предупреждая о зимней холодной погоде, советовал земледельцу: "На ноги — обувь из кожи быка, что не сдох, а зарезан; Впору тебе чтоб была и выстлана войлоком мягким".
Хотя нет письменных свидетельств до начала первого века н.э., вероятно, что некоторые формы носков носились жителями Римской империи, которые должны были торговать и обмениваться с греками. Латинское слово "фасция" определяется, как полоска материи, бинта, ленты, носимая вокруг ног и голени. Они были сделаны из ткани или кожи и обматывались вокруг голени и иногда стопы. Они носились стариками и женщинами для защиты от холода, и рассматривались как знак слабости, если их надевали мужчины, не занятые военным делом.
В 1973 году археологом Робином Бирли в ходе раскопок римского форта близ Виндоланда, входящего в ряд римских фортификационных укреплений стены Адриана, что в Северной Англии, были найдены деревянные таблички. На 2010 год обнаружено 752 такие таблички. Новые находки продолжаются, найденные хранятся в Британском музее.
Таблички из Виндоланды — памятники бытовой письменности Римской Британии, старейшие сохранившиеся британские письменные документы. Датируются I-II веками нашей эры. Аналоги виндоландских табличек известны в других культурах (новгородские берестяные грамоты, мокканы в Корее и др.). Виндоландские таблички — тонкие деревянные дощечки, размером с современную открытку. Использовалась древесина различных растений — берёзы, липы и дуба. До наших дней таблички сохранились благодаря особым свойствам болотистой почвы.
Стена Адриана — оборонительное укрепление длиной 117 км, построенное римлянами в 120-е годы нашей эры для защиты от вражеских набегов с севера, пересекает Северную Англию, и является памятником ЮНЕСКО как наиболее выдающийся памятник античности в Великобритании. Один из сохранившихся фортов, Виндоланда, был местом жительства офицеров, солдат и их семей, посланных с романской гвардией в Северную Британию. Эти таблички служили письмами и документами, посылаемыми официальными лицами жителям Виндоланда. Одна табличка — письмо к солдату, (хотя неизвестно, кто послал его и кому оно было адресовано), содержало следующий текст: "Я посылаю тебе пару носков из Саттуа, две пары сандалий и две пары нижнего белья» и продолжалось приветствием к друзьям. Это первое письменное свидетельство того, что носки носились в этом северном климате.
Также в Виндоланде были найдены носкоподобные предметы одежды. Считается, что они принадлежали ребенку, они описаны в труде доктора Уайлда, профессора археологии манчестерского университета, как похожие на маленькие сапожки, достигающие лодыжки и состоящие из двух ромбовидных частей шерстяного твила, один как верхняя часть, другой - как стелька. По мнению доктора Уайлда, тканевые носки были обычными в течение романского периода.
После падения Рима в середине пятого века саксы носили свободную тунику, длинную или короткую (до колен), с обтягивающими штанами. Они продолжали обматывать ноги ремнями или длинными полосами ткани или кожи, а также носили короткие носки, сделанные из ткани или тонкой кожи, называемые "сок". Этот костюм был распространен в Европе с пятого до одиннадцатого века.
В течение нескольких веков в мужском костюме присутствовали брюки со штанинами, не соединенными между собой, так называемые "шоссы". Одно время их носили, прикрепляя спереди к поясу. Существует множество графических источников, демонстрирующих ношение этих штанин.
Первая иллюстрация — из древнего манускрипта, демонстрирует осмотр врача, и конструкция шоссов видна очень хорошо.
Позже они стали прикрепляться к поясу сзади. Поскольку материал был не эластичным, такая конструкция была не удобной, особенно во время сидения, движения или выполнения какой-либо работы, поэтому они часто отстегивались от пояса и носились с завязками, волочащимися сзади, почему и получили название "хвосты мерлузы".
К началу 1500-х две отдельные штанины начали пришивать друг к другу, и они стали одним предметом, доходящим от талии до лодыжек и иногда закрывающим стопу. Они имели низкую посадку и по-прежнему присоединялись к жакету с помощью шнурков, продетых в специальные отверстия.
Штанины присоединялись к жакету с помощью завязок с металлическими наконечниками. Но часто из-за неудобства во время работы шнуры сзади развязывали. В таком виде часто изображали простых работающих людей. Лица высокого сословия, конечно, изображались в подобающем виде.
Вариации этой системы присоединения или привязывания брюк к жакету продолжались до 1600-х годов. Эти рейтузы были сшиты из шерсти, шелка или бархата ярких цветов и декорированы вышивкой и узором. Часто каждая штанина имела другой узор или цвет, или верх рейтуз был украшен и выглядел, как отдельный предмет.
Они шились очень облегающими, что достигалось раскроем по косой. В них выделялась каждая мышца и каждый недостаток носителя. Даже писатели того времени отмечали эту моду, как нескромную.
Следующим усовершенствованием было разделение чулок и штанов. Они все еще присоединялись друг к другу, но это были уже два предмета: верхние собственно штаны и нижние чулки. Верхняя часть стала фокальной точкой костюма. Эти штаны были сделаны из узорной ткани или декорированы вышивкой и тесьмой. В конце концов они кроились с вертикальными разрезами, чтобы показать цветную подкладку или нижние брюки из другой ткани. В моду вошли французские штаны, имеющие форму луковицы. Под них надевались плотные канионс, аналогичные шортам велосипедиста. Чулки натягивались поверх канионс сверху колена, или заправлялись под них, и завязывались лентами или подвязками.
Такие костюмы можно видеть на картинах художников того времени.
По прошествии времени нижние штаны стали даже более изощренными — украшенные, вышитые и со складками. Они были часто с буфами, набиты соломой или конским волосом, чтобы придать невероятный объем. В добавок к и так откровенной мужской моде, жакеты стали еще короче, и был добавлен гульфик. Это усовершенствование было подвижным клапаном или сумкой, притачанной к переду мужских брюк. Гульфик был набит холстом или волосом и имел подкладку из шелка или других материалов. Он часто использовался как сумка или карман. Гульфик был частью костюма до конца 1500-х, когда вышел из моды.
Становится ясно, что чулки, как мы их знаем, появились в конце 1500-х годов. Сначала они шились из ткани, и только с распространением вязания стали широко использоваться вязаные чулки.
Самые древние сохранившиеся примеры, которые можно идентифицировать как вязаные, датируются 256 годом. Они были найдены в античном городе, находившемся на территории современной Сирии, форте Дура Еуропос ("Дура" на арамейском означает "крепость"), который был основан около 280 года до н.э. солдатами Александра Великого. Расположенный на реке Евфрат, город стал пересечением караванных путей и важным торговым центром. Он был захвачен парфянами и позднее римлянами, а в 256 году персы полностью разрушили город . Все, что они оставили после себя, было покрыто песками пустыни. Второе рождение город получил в 1920-х годах благодаря археологическим раскопкам и многочисленным отлично сохранившимся древним фрескам.
Здесь были найдены три шерстяных фрагмента, которые хранятся сейчас в коллекции Йельского университета в Коннектикуте. Полотно напоминает вязаное скрещенными петлями.
Фрагмент из Дура Еуропос, хранящийся в Йельском университете.
Подобная техника использовалась для создания ряда носков, найденных в Египте и датируемых четвертым-пятым веками. Хотя изначально считалось, что они связаны, на самом деле они сделаны одной иглой. В подтверждение этому, нет ни одного объекта, похожего на вязальные спицы, найденного среди домашних артефактов, хотя найдено много игл из бронзы или кости. Некоторые исследователи экспериментальным путем смогли точно воссоздать конструкцию коптских носков. Полученное полотно выглядит так же, как связанное скрещенными петлями, но не распускается так, как вязаное полотно.
Хотя этот коптский текстиль может и не быть вязаным, он имеет форму ноги и распознаются как носки. Каждый имеет сформированную пятку, паголенок, связанный по кругу и отдельно вывязанный большой палец, позволяющий носить его с сандалиями.
Эти экземпляры хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Процесс вязания одной иглой очень медленный. Короткая пряжа должна часто соединяться, что прерывает работу. Исправление ошибок — медленный и удручающий процесс. В сравнении с ним вязание более быстро, соединять нить нет необходимости, полученное полотно отлично подходит для предметов, которые должны растягиваться, например, носки, перчатки и шапки. Эти преимущества очевидны, и вязание, несомненно, выросло в популярности, а вязальщики - в мастерстве.
Много исламских чулок и других вязаных фрагментов датируются 13-16 веками. Как коптские носки, упоминаемые ранее, многие из них связаны вручную от мыска, с цветным рисунком, который часто объединен с именем "Аллах" на куфийском (ранний арабский шрифт).
Из этих скудных доказательств можно заключить, что реальное вязание началось между 500 и 1200 годами, в Египте или другой арабской стране. По большей части, это раннее вязание было носками или чулками и было связано, в основном, по кругу. Декор представлял собой цветной узор с протяжками.
По мере того, как люди путешествовали, торговали и завоевывали новые страны, также мигрировали от места к месту знания и идеи. Путешествующие миссионеры и монахи привозили с собой больше, чем просто свою веру. Многие европейцы обогатились новыми идеями и знаниями в результате Крестовых походов 1095-1291 годов. Вязание могло придти в Европу с моряками или солдатами. Также возможно, что ремесло было принесено в Европу через мусульманскую экспансию в Испанию, которая началась в 710 году.
Убедительным доказательством существования вязания в Европе уже в 14-м веке могут служить изображения вяжущей Девы Марии. На одной из картин Амброджио Лоренцетти из Сиены, Италия, написанной в 1345 году, изображена вяжущая Мадонна.
Икона находится сейчас в Meermanno Museum в Гааге, Нидерланды.
Другое изображение вяжущей Марии — икона "Визит Ангела", которая была частью внутреннего алтарного крыла. Она написана мастером Бертрамом из Миндена между 1340 и 1400 годами, была изначально установлена в Букстехудском аббатстве в Саксонии, Германия, и доказывает, что занятие вязанием почиталось и поощрялось монахами этого аббатства.
Сейчас икона хранится в Кунстхалле в Гамбурге, Германия. Отчетливо видна рубашка, связанная по кругу на четырех спицах.
Еще одно изображение, гравюра 1619 года.
Здесь изображен Иосиф, строящий лодку с детьми, справа - вяжущая Мария. Примечательно, что от ее работы отходят два клубка, что может говорить о том, что она вяжет какой-то двухцветный предмет, по форме похоже, что чулок.
По мере распространения искусства вязания по Европе, логика связать чулки вместо того, чтобы соткать, раскроить и сшить, стала совершенно ясной. Хотя еще носили штаны старого стиля, вязанные чулки быстро набирали популярность. Вязаное полотно превосходило тканое, потому что сохраняло свою форму, сидело лучше и позволяло новые возможности в дизайне и цвете.
Со временем совершенствовалась работа по металлу, особенно в Испании и Италии, и появились тонкие спицы, позволяющие вязать деликатное шелковое полотно. Помимо двух наволочек конца 13-го века, связанных тонкой чулочной гладью и украшенных узором, обнаруженных в королевском захоронении в Бургосе на Севере Испании, найдено множество так называемых литургических перчаток, относящихся к тому же времени. Их носили священнослужители во время богослужения, и многие образцы сохранились в европейских музеях.
Эти испанские перчатки хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Они принадлежали епископу, поэтому украшены религиозными символами. Связанные из красного шелка (плотность 23 петли на дюйм), они отделаны серебряной полозолоченной нитью, из которой сплетено тончайшее коклюшечное кружево для украшения. Шнуры на пальцах имитируют швы, как у тканых и кожаных перчаток.
Испания и Италия стали лидерами в умении тонкого вязания. Они были законодателями моды в этой области, шелковые вязаные чулки носили все королевские особы Европы. Пара таких особенных испанских чулок была презентована Генриху VIII Английскому, который правил в 1509-1547 годах. В старинных записях было отмечено, что "по счастливому случаю пришла пара шелковых чулок из Испании...". Надо сказать, что король уже тогда славился своим пышным платьем, в королевском костюме каждая деталь была важной, и чулки не игнорировались. Они часто были цветные, сочетались с другими аксессуарами, и были украшены орнаментом из шелка или других драгоценных нитей. Вязаные чулки были на Марии Стюарт (королеве Шотландии 1542-1567), когда ее казнили в 1586 году. Мария I Тюдор, королева Англии (правящая в 1553-1558 г.г.) имела доступ к вязанным испанским чулкам благодаря ее замужеству за Филиппом II испанским в 1554 году. В тот год она получила более двадцати пар чулок, а два года спустя — подарок из четырех пар ганзейских чулок от сэра Леонарда Чемберлена, губернатора Гернси. Элеонора Толедская, жена Гранд дюка Тосканы Козимо I Медичи, была похоронена в 1562 году в паре изысканных малиновых шелковых чулок.
Чулки Элеоноры Толедской, найденные в ее захоронении, сейчас хранятся в Галерее костюма во дворце Питти во Флоренции в Италии
Испанское влияние на манеры и придворное платье распространилось на всю Европу. Вязаные шелковые чулки пришли даже на север, в Швецию. Инвентарная опись гардероба шведского короля Эрика ХIV (1533-1577) показала, что в 1566 году король приобрел, по меньшей мере, 27 пар чулок, главным образом шелковых. Эти предметы придворного платья варьировались по цвету: красные, фиолетовые, желтые, розовые, коричневые, черные и серые. Одна из пар импортных шелковых чулок короля Эрика в 1562 году стоила столько же, сколько ежегодное жалованье камердинера. Исключительно красивая пара шелковых чулок была надета королем Швеции Густавом II Адольфом по случаю его коронации в 1617 году.
Они связаны вручную из белого шелка, 65 см в высоту, на плотности 13 петель в 1 см, и показывают поразительное мастерство. Верхи отвернуты вниз, подчеркнуты белой таффетой и имеют отверстия для присоединения чулок к штанам лентами. Задний шов вышит серебром, им же сделана витиеватая вышивка серебряной нитью и шнуром на лодыжке.
Сохранились и еще одни чулки, принадлежащие другому шведскому королю, Карлу Х Густаву.
Это экспонат Королевской Оружейной палаты в Стокгольме, Швеция. Здесь хорошо видна конструкция стопы чулок.
В музеях Европы сохранились многие примеры чулочного тонкого вязания.
Чулки из коллекции музея Виктории и Альберта, связаны ок. 1640 года в Англии или во Франции.
Верхи этих чулок отворачивались поверх сапог, которые носили во время Карла первого. Отвороты почти достигали лодыжки. В самой широкой части набрано 375 петель. К началу узкой части оставшиеся 140 петель вязались резинкой, которая поддерживалась лентой. Сзади — вышивка, имитирующая шов. На стопе — так называемая "голландская пятка", с клином.