В России основной одеждой младенца был свивальник. Чтобы свивальники не раскручивались, их перевязывали тесемками и скрепляли булавками. Перетянутое таким образом тело младенца становилось неподвижным. Свивальники, конец XIX в.
[960x]
Однако кроме свивальников использовались и свободные рубашки – сказывалось влияние Востока с его традиционно более свободной одеждой. Позже начали пеленать полотнищем ткани, что позволило освободить верхнюю часть тела ребенка. Рожок для кормления младенца.
[показать]
Состоятельные горожанки вплоть до 1917 г. нанимали кормилиц для своих грудных малышей. Крестьянки носили свой костюм, который стал фактически униформой, так же как форма лакеев, горничных и пр. Костюм кормилицы, конец XIX – начало XX вв. Малиновый кашемир с отделкой золотым галуном, белый батист с белой вышивкой гладью и отделкой белыми кружевными прошивками.
[показать]
Кукла-офицер, конец XIX - начало XX в., из ткани, сабля и ордена из картона с фольгой, шпага из проволоки, мешок из х/б ткани. Кукла в платье, 1880 г., туловище из ткани с набивкой и лайки, голова из фарфора, платье из розовой барежи.
[960x]
Игрушки для мальчиков.
[показать]
В XVIII в. дети выглядели как «маленькие взрослые». Европейская мода, столь популярная в России в этот период, не делала снисхождения к растущему организму: узкий крой, тугие застежки, жесткие лифы и фижмы.
[показать]
Костюм для мальчика (вторая половина XVIII в.). Кафтан, светло-коричневый рубчатый бархат, вышивка гладью – шелк. Жилет, розовый узорный шелк, края обшиты синей шелковой тесьмой.
[показать]
В XIX в. в обществе начали говорить о вреде раннего «превращения» ребенка во взрослого. Простота кроя и белый цвет разделили девочку и даму.
[показать]
Платье с накидкой, середина XIX в. Белый батист. Накидка-пелерина с капюшоном из белого канифаса.
[960x]
В XIX столетии детская мода удивляет своим многообразием. Помимо повторения взрослого силуэта актуально разнообразие в отделке и деталях. Это и узорные бантики и оборочки, как в XVIII в., и платьице-кафтанчик, как в XVII в., и костюм девочки-морячка.
[показать]
Платья для девочек, 1890 гг. Светло-голубая шерстяная ткань с шелковым узором «броше», отделка декоративными складками, белым машинным кружевом и голубой репсовой лентой. Декоративный шов рубца подола из коричневой шелковой нити. Подкладочный «чехол» из голубого репса с обшивкой края подола полосой из ткани платья. Капор, голубой атлас, белое машинное кружево, страусовое перо.
[показать]
Костюм для мальчика, 1870 гг. Блуза, темно-синий бархат с вышитыми шелковыми нитями. Шаровары, черный бархат. Сорочка и подрукавники, белый батист. Кушак, темно-синий бархат и шелк с цветным тканным орнаментом и декоративным бантом под застежкой.
[показать]
Платье для девочки в «морском» стиле, 1881 г. Синяя шерсть, отделка черной шерстяной тесьмой, кружевом.
[показать]
Русская рубашка с шароварами во второй половине XIX в. была признана в Европе одним из самых удачных, практически универсальных вариантов костюма для мальчиков. Костюм для мальчика, 1870-е гг. Рубаха, голубой канаус, косоворотка со стойкой, обшивка воротника белой х/б фестончатой тесьмой. Шаровары, коричневый шелк. Пояс из золотосеребряного галуна.
[показать]
Сапоги на низком каблуке, кожа. На голенищах печати и картонные бирки на шнурках (г. Осташков).
[960x]
Справедливо отметить, что в начале ХХ в. белое платье с кокеткой или напуском для девочки и русская рубашка или матроска для мальчика стали своего рода униформой, знаком массового вкуса.
[показать]
Рубашка-косоворотка для мальчика, начало ХХ в. Льняное полотно, кожаный ремень.
[показать]
Помимо русской рубашки универсальным детским мужским костюмом стала матроска. Берет – черное сукно с помпоном из черных шерстяных нитей. Матроска, белое х/б полотно.
[показать]
Зимой мальчики носили суконную шинель с башлыком (которая являлась обязательной частью формы учебных заведений). Шинель детская «Солдатская», 1908 г. Серое сукно, детали из красного сукна, позолоченные гербовые пуговицы. Башлык из сукна.
[960x]
Костюм для детей уже не демонстрирует общественный статус, модность или «идеальный образ идеального ребенка». теперь взрослые не формируют, а заимствуют типы и детали детского костюма. Эта тенденция стала одним из направлений моды начала прошлого столетия.