Молодые таганрогские энтузиасты Александр Заблотский и Иван Заболотский, которые уже на протяжении нескольких лет изучают эти события педантично и исключительно ответственно, в силу чего история приобретает все более четкие и зримые очертания…
…На рассвете 17 апреля командир эскадрильи Як-1 капитан А. Егоров поднял в небо с аэродрома Россоши группу истребителей из 10 машин вслед за своим лидером — "пешкой" лейтенанта Зотова. Последний, добросовестно, по его разумению, выполнив свою миссию, ретировался, а истребители стали парами заходить на посадку. Три "яка" успели сесть на летное поле, прежде чем остальные сообразили, что аэродром-то — немецкий. От огня фашистских зениток три боевые машины загорелись и свечками рухнули на землю. Можно предположить, что потерь могло быть и больше, если бы и гитлеровцы не растерялись: вряд ли они ожидали нежданной-негаданной посадки русских на свой аэродром. В эту чудовищную западню угодил сам капитан Егоров, его заместитель старший лейтенант Иван Единархов и пилот младший лейтенант О. Горбунов. Взлететь офицеры уже не смогли — перегретые двигатели самолетов отказывались подчиняться, а потому оказались перед незавидным выбором — умереть или сдаться в плен.
К сожалению, документальных подтверждений того, как развивались события дальше, нет. Их не обнаружилось даже в бундесархиве, куда обратились таганрогские исследователи А. Заблотский и И. Заболотский. Генрих Борисович Гофман, ссылаясь на рассказы местных жителей, которые, конечно же, тоже нельзя принимать за чистую монету, трактует ситуацию так: увидев, что немцы окружают его самолет, капитан Алексей Егоров, выхватив пистолет и уничтожив более десятка гитлеровцев(!), последнюю пулю приберег для себя. А Иван Единархов (его имя Гофману было не известно) после бесплодной попытки запустить двигатели истребителя поджег свою боевую машину, сгорев вместе с ней
Несколько другая версия развития событий того далекого трагического дня:
Вот что пишет об этом Герой Советского Союза полковник С. Шпуняков: "Один из полков корпуса, следуя за лидером, пришёл прямохонько на немецкий аэродром в Таганроге. Командир эскадрильи Егоров, его заместитель Единархов и ещё один лётчик успели приземлиться прямо в лапы фашистам. Ещё трое на посадку зашли и грохнулись дымящимися обломками под огнём немецких зениток. Не успели повоевать ребята. Егоров пытался из пистолета отстреливаться, убил двух немцев, но его и замкомэска застрелили. Погиб и севший с ними пилот".
Однако эта история имела свое продолжение, потому что немцам достался наш истребитель. А может, и два… Как вспоминает знаменитый летчик-ас Александр Иванович Покрышкин, уже позднее, в самый разгар "кубанской мясорубки", его во главе восьми американских "аэрокобр" направили на таганрогский аэродром с конкретной задачей: расстрелять стоящий там Як. Чей? Либо Егорова, либо Горбунова. Однако на летном поле советского истребителя не оказалось — немцы успели его припрятать. А через несколько дней Покрышкин встретился с этим самолетом в небе: пилота выручила интуиция, и он успел в последний момент увернуться от очереди краснозвездного соседа. Впоследствии этот Як под прикрытием "мессершмиттов" не единожды видели наши пилоты. Кстати, разобрались с ним довольно оперативно — в один из дней командование запретило вылеты всех Яков без исключения. Приказ, как и ожидалось, не выполнил только один — оборотень, которого тут же обнаружили и завалили "аэрокобры".
Столь же оперативным было и расследование случившегося: не прошло и десяти дней, как приказом маршала авиации Новикова Зотов и Каримов были преданы суду военного трибунала, а люди, ответственные за штурманскую подготовку частей, поплатились (большинство, правда, временно) своими должностями и воинскими званиями. Со слов известного советского авиационного теоретика В. Алексеенко, члены одного экипажа "бомберов" после неудачного лидирования якобы застрелились. Впрочем, документального подтверждения этому пока не найдено.
ПРИКАЗЫ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР 1943-1945 гг.
ТОМ 2; № 112
ПРИКАЗ О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ЛИДИРОВАНИИ САМОЛЕТАМИ Пе-2 1-го БОМБАРДИРОВОЧНОГО АВИАКОРПУСА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ 3-го ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАКОРПУСА
№ 0318 27 апреля 1943 г.
Для переброски 3-го истребительного авиакорпуса с Воронежского фронта на другой фронт командиру 1-го бомбардировочного авиакорпуса было приказано выделить в качестве лидеров 16 лучших экипажей на самолетах Пе-2.
Перебазирование началось 16.4.43 г. В результате преступно халатного отношения к делу со стороны экипажей и их начальников 7 экипажей из 16 потеряли ориентировку, из них экипаж 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской дивизии: летчик-лейтенант Зотов, штурман эскадрильи старший лейтенант Каримов — предательски привели группу истребителей вместо Ростова в Таганрог, занятый противником, где, став в круг, предложили производить посадку. Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА, 3 самолета Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолета Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же, горящие, упали. Остальные 4 самолета с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростова.
3 экипажа: летчик 854 бап 293 бад младший лейтенант Малеев, штурман корабля старший сержант Сероглазов, летчик того же полка старший сержант Данилов, шутрман звена лейтенант Малышко и летчик 81-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии (стажер Омской школы летчиков) лейтенант Назаров при штурмане звена лейтенанте Лаврове — потеряли ориентировку в самых простых условиях и привели свои лидируемые ими группы истребителей вместо аэродрома Миллерово в Чертково, где и произвели посадку в поле, разбив 2 Як-7б, 1 Пе-2 и 1 Пе-2.
Экипаж 82-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии лейтенант Рыбалко со штурманом эскадрильи капитаном Сербковым заблудились и привели свою группу истребителей не на аэродром Миллерово, а в станицу Вешенская, где и произвели посадку в поле, разбив один самолет Як-7б.
Экипаж 804 бап 293 бад: лейтенант Поляков, штурман звена младший лейтенант Жариков, лидируя группу истребителей из Обояни в Россошь, потеряли в воздухе группу и вернулись на аэродром вылета, а истребители самостоятельно благополучно прибыли в Россошь.
Экипаж 854 бап: летчик-лейтетант Лысенко со штурманом звена лейтенантом Крыловым заблудились и завели группу истребителей вместо Ростова в район между Ростовом и Таганрогом. Истребители, видя блуждание лидера, бросили последнего и самостоятельно вернулись в Ростов, где и произвели посадку, а горе-лидер пришел вслед за истребителями.
Расследованием на месте этого возмутительного факта заместителем командующего воздушными силами Красной Армии генерал-полковником авиации Ворожейкиным установлено:
Командиры дивизий: 1-й гвардейской — полковник Добыш и 293-й — полковник Грибакин никакого участия в подборе выделяемых экипажей на ответственное задание не приняли. Не поставили перед лидерами задачи, не проверили их и не проинструктировали. Штурманы: авиадивизии 1-й гвардейской — майор Янченко, 293-й — майор Аксенов и 1 бак — майор Савченко никакой работы по поднятию в дивизиях и в корпусе штурманского дела не ведут. Люди ожирели от безделья и превратились в безответственных чиновников. В корпусе и дивизиях потеря ориентировки не является исключением. Еще в январе месяце 1943 г. на Волховском фронте из-за потери ориентировки три группы возвратились с боевого задания на свои аэродромы с бомбами, не найдя цели. Три группы из-за потери ориентировки бомбили незаданные цели.
8.4.43 г. на Воронежском фронте 8 Пе-2 81-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии в результате потери ориентировки сбросили бомбы на деревню, занятую нашими войсками, в 15 км от линии фронта и в 40 км от заданной цели. Бомбы упали в поле и только 3 из них — в деревню.
В корпусе и дивизиях вошло в систему при полетах в группе ориентироваться одному ведущему, все остальные штурманы представляют собою мертвый и неполезный груз.
Во всех этих безобразиях при перелете вина ложится и на самих истребителей, которые шли за лидером с завязанными глазами, но которые обязаны, были и каждый из них во всех случаях любого полета ориентироваться самостоятельно. И если бы истребители ориентировались в исключительно простом происходящем перелете, тогда бы не было никаких блужданий, потерь в людях и самолетах.
Приказываю:
1. Командиру 1-й гвардейской авиадивизии полковнику Добышу и командиру 293-й авиадивизии полковнику Грибакину за плохую подготовку в штурманском отношении дивизий, за самоуспокоенность, слабую дисциплину и отсутствие требовательности объявить выговор и предупредить, что если они в срок до 15 мая не выправят штурманских и бомбардировочных недочетов, то оба будут сняты с занимаемых должностей, понижены в звании и назначены с понижением.
2. Штурманов дивизий: 1-й гвардейской — майора Янченко и 293-й — майора Аксенова за исключительно слабую штурманскую подготовку дивизий снизить в военном звании до "капитан" с испытательным сроком до 1 августа 1943 года, после чего командиру 1 бак донести мне о их работе со своим заключением.
<…>
5. Штурмана корабля 854-го полка старшего сержанта Сероглазова откомандировать в 1-й штурмовой авиакорпус рядовым стрелком на Ил-2. Пусть штурмовики его научат ориентироваться, а командиру 1 шак генерал-лейтенанту авиации тов. Рязанову донести мне о работе Сероглазова к 1 июля 1943 г.
<…>
7. Летчика 82-го гвардейского авиаполка Зотова и штурмана эскадрильи Каримова арестовать и предать суду военного трибунала.
8. Командира 82-го гвардейского авиаполка майора Анисимова за плохую подготовку полка арестовать на 15 суток с удержанием за каждые сутки ареста 50% зарплаты и предупредить, что, если полк к 15 мая окажется неподготовленным в штурманском отношении, то он будет снижен в звании и назначен с понижением. Не налагаю взыскания на врио командира 854-го полка капитана Королева только потому, что он командует полком всего лишь один месяц, но требую в самый кратчайший срок поднять подготовку полка на должную высоту во всех отношениях.
9. На остальных виновников командиру 1 бак наложить взыскания своей властью. <…>
10. Командующему 2-й воздушной армией генерал-лейтенанту авиации Красовскому отпустить для корпуса на боевую подготовку 150 т авиационного бензина. В срок до 1 мая организовать облет района предстоящих действий для корпуса, установить за работой корпуса постоянный контроль и не стоять в стороне, а лично помочь командиру корпуса навести порядок в частях корпуса.
11. Начальнику Главного управления боевой подготовки ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации Кондратюку в срок между 15 и 20 мая проверить состояние корпуса во всех отношениях и результаты проверки доложить мне.
12. В целях упорядочения оперативных перелетов начальнику штаба ВВС Красной Армии разработать инструкцию по организации и проведению оперативных перелетов и представить мне на утверждение к 5.5.43 г.
13. Приказ проработать со всем летным составом, кроме пунктов 1 и 9, которые объявить только до командиров полков включительно.
Заместитель народного
комиссара обороны
маршал авиации НОВИКОВ
Александр БЕРЕЗИН