• Авторизация


Сурбаран Франсиско 16-08-2011 06:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение

Сурбаран Франсиско

Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана (Francisco de Zurbaran) (1598—1664), сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Он родился в сельской местности, художественное образование получил в Севилье. Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах. Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью. Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.
[399x699]

"Христос на кресте" 1627

[700x418]

" Agnus Dei. Божий Агнец" 1635-1640


Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.
[468x699]

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским». Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего. Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны. Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.
Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности. Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.

[511x699]

"Отрочество Мадонны" 1660. Эрмитаж

[390x699]

"Portrait of the Duke of Medinaceli"

Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге — тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращается в роскошные цветы. Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой. Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

[698x387]

"Still-life with Lemons, Oranges and Rose" 1633

[700x602]

[700x377]

"Натюрморт с четырьмя сосудами"

Благоговейное отношение Сурбарана к предметам каждодневности чувствуется в его натюрмортах, полных сурового лаконизма и вещественной мощи «Натюрморт с четырьмя сосудами» (1632—1634, Мадрид, Прадо); «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, в настоящее время — Музей Нортон Саймон, Пасадена, Калифорния). В Испании уже в начале 17 столетия распространился обычай писать фрукты, цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта. Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, монументальная архитектурно-ритмическая композиция, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия и торжественной значительности их бытия. Каждый предмет остро охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают весомостью. Вместе с тем в предметах выявлено то, что сближает их друг с другом,— соотношение форм, фактуры, красок, линий, образующих стройное, исполненное согласия целое.
В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился. В образах появились мягкость, теплота, нежность; в «Отрочестве Марии» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж) запечатлена скромная девочка, рукодельница — воплощение кротости и душевной чистоты. Вместе с тем во многих произведениях Сурбарана заметно выражение усталости, формы лишены пластичности. Усилились мистические тенденции и идеализация.
Картина Франсиско де Сурбарана Святой Франциск Ассизский. Образ Святого Франциска, стоящего в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле. Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени. Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени. Однако Сурбаран не смог приспособиться к изменениям живописной моды, которую диктовал Бартоломео Мурильо. Не в силах восстановить свою некогда высокую репутацию, Сурбаран умер в нищете 27 августа 1664 года в Мадриде.


[263x420]

"МОНАХ ХЕРОНИМО ПЕРЕС" Академия Сан-Фернандо

[422x698]

"Видение святого Альфонса Родригеса"

[560x600]

"Молитва св. Бонавентуры" 1629

[578x700]

"Святой Бонавентура на Лионском соборе" Лувр

[596x700]

"Смерть святого Бонавентуры" 1629 Париж, Лувр


[699x553]

"Явление апостола Петра св. Педро Ноласко" 1629

[541x642]

"Экстаз св. Франциска"

[531x698]

"Св. Лаврентий" 1636 Государственный Эрмитаж

[425x698]

"Св. Франциск" 1658

[670x699]

"Молитва Святого Франциска"

[517x699]

"Непорочное зачатие" 1661

[481x590]

"Мадонна с младенцем" 1658

[575x699]

"Отдых на пути в Египет" 1659

[464x699]

"Immaculate Conception"

[524x699]

"Дева Мария с младенцем Христом и юным Иоаном Крестителем" 1662

[481x698]

"Поклонение волхвов" 1639 Музей изящных искусств. Гренобль

[267x699]

"Апостол Андрей " 1631

[320x697]

"Святая Агата" 1630-1633

[411x699]

"Святая Аполлония"

[355x699]

" Святая Касильда"

[436x698]

"Святая Маргарита Антиохийская"

[420x700]

"Святая Касильда" 1640-1645<

[551x698]

"Святой Лука пишуший Распятие Христово"


[494x698]

"Vision of Brother Andrйs Salmerуn" 1639-1640

[463x699]

"Поклонение волхвов"

[699x610]

" Чудо св. Гуго" 1635 Севилья, Музей

[699x661]

"Оборона Кадиса" 1634 Прадо, Мадрид


[236x697]

"Святой Василий"

[700x553]

"The Vision of St Peter of Nolasco" 1629

[699x570]

"Геркулес и Немейский лев" 1634

[643x699]

"Геркулес и Цербер" 1634

[481x699]

"Христос де ла Крус" 1628-1630

[534x699]

" Стигматизация Св. Франциска"

[509x699]

"Христос Вседержитель"

[390x699]

"Saint James of the Marches"
[461x699]

"St Anthony Abbot" после 1640

[473x699]

"The Immaculate Conception" 1630-1635

[469x699]

"Распятие" Эрмитаж
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сурбаран Франсиско | Суслова - Дневник Суслова | Лента друзей Суслова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»