Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеРАСТРЕЛЛИ
[503x600]
РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО (Варфоломей Варфоломеевич) (Rastrelli, Bartolomeo Francesco) (1700–1771), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.
Родился в Париже, в семье итальянского скульптора БАРТОЛОМЕО КАРЛО РАСТРЕЛЛИ.
В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725–1730 учился за границей, скорее всего в Италии.
Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721–1727). Назначенный в 1730 придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). В 1736–1740 построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741–1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка.
Франческо Бартоломео Растрелли. Художник Лукас Конрад Пфанцель 1750-1760 года
[700x409]
Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744
Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры; не отходя слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка 18 века).
Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745–1757 он руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (в данном случае – интенсивно-бирюзовая).
[700x525]
Екатерининский дворец в Царском селе
Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной – и в то же время продуманной – масштабностью. Изыск и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли, в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот»). В 1754–1762 по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.
[700x460]
Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли. 1749—1757
Среди других произведений Растрелли – Воронцовский (1749–1757) и Строгановский (1752–1754) дворцы в Петербурге.
[700x485]
[700x508]
[700x542]
Строгановский дворец на Невском проспекте,19 в Санкт-Петербурге
Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747–1750 он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748–1767 вел И.Ф.Мичурин.
[525x700]
Андреевский собор в Киеве
Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748–1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора; последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.
[700x469]
Собор Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли. 1748—1764
С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня).
[464x600]
Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750—1756
Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).
Умер Растрелли в Петербурге в 1771.
[700x427]
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756
[700x390]
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Янтарная комната
[700x471]
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. 1752—1756. Западный фасад
[700x469]
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Восточный фасад. Центральная часть
[700x517]
Восточный фасад
[700x464]
Атланты
[700x481]
Грот (Утренний зал) в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли
[700x454]
Грот (Утренний зал) C юго-восточной стороны
[700x458]
Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753
[700x436]
Эрмитаж в Царском селе. 1743—1753. Вид с юго-восточной стороны
[700x464]
Екатерининский (Большой) дворец 1752—1756 . Восточный фасад
[700x500]
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756 . Восточный фасад. Центральная часть
[700x457]
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Въездные ворота
[700x260]
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. Гравюра П.А. Артемьева, Е.Т. Внукова и Н. Челнакова с оригинала М.И. Махаева. 1761
[700x525]
Екатерининский дворец. Зубовский корпус
[640x480]
Дворцовая площадь. Зимний дворец.
[650x433]
[640x480]
Дворцовая площадь. Зимний дворец.
[700x459]
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
[536x600]
Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фрагмент западного фасада
[700x519]
Петергоф
[538x700]
[700x486]
Церковь апостолов Петра и Павла в Петергофе. Ф.Б. Растрелли. 1747–1751
[700x537]
[525x700]
Купола прекрасного Андреевский собор в Киеве
[630x454]
Екатериненский дворец, Царское село. Фото Вадима Гиппенрейтора
[700x464]
Памятник Ф. Б. Растрелли. в Царском Селе 1991 год.
Спасибо гениальному архитектору Растрелли - создателю самых красивых зданий Санкт-Петербурга !