• Авторизация


Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 12-08-2011 21:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

[256x342]
Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой.



[700x625]

"Богоматерь Умиление злых сердец" 1914-1915

Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 году с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. В 1909 году в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924).

[457x574]

"Автопортрет" 1907

[534x699]

"Яблоко и вишня" 1907

[451x571]

"В мастерской художника" 1901

[673x486]

"Театр. Фарс" 1907

[699x518]

"Театр. Драма" 1907

[461x571]

"Кафе" 1907

[466x572]

"Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной, жены художника" 1907

[472x571]

"Натурщик" 1906

[464x573]

"Натурщица" 1907

[460x574]

"Негритянка" 1907

[692x557]

"Берег" 1908

[467x573]

"Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника" 1909

[686x573]

"Старухи" 1909

Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910); здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн; в области литературы - Морис Метерлинк). Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам Илья Репин, а защиту - Александр Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, равно как и в иконописной традиции, новое открытие которой состоялось именно в это время. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным.

[517x567]

"Голова Юноши" 1910

[700x570]

"Сон" 1910

[444x574]

"Женщина в хитоне" 1910

[432x480]

"Изгнание из Рая" 1911

[699x597]

"Купание красного коня" 1912

[475x699]

"Женская голова" 1912

[469x699]

"Автопортрет" 1912

[699x489]

"Натюрморт с яблоками" 1912

[699x487]

"Астры" 1912

[495x574]

"Портрет Наташи Грековой (Казачка)" 1912

[700x527]

"Юность (поцелуй)" 1913

[700x508]

"Мать" 1913

На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916).

[525x699]

"Портрет мальчика" 1913

[658x518]

"Девушки на Волге" 1915

[699x487]

"На линии огня" 1916

[700x420]

"Скрипка." 1916

Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1913; "Мать", 1915; "Утро. Купальщицы", 1917).

[549x699]

"Утро" 1917

[699x453]

"Полдень" 1917

[699x448]

"Яблоки" 1917

[499x572]

"Женская голова" 1918

[423x573]

"Микула Селянинович. Голова" Этюд. 1918

[699x522]

"Головы мальчиков" 1918

В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в "сферической перспективе". Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы - в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с "планетарной" точки зрения. Разнообразие пространственных позиций в картине связано с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.

[624x483]

"1918 год в Петрограде" 1920

[600x608]

"Голова мальчика-узбека." 1921

[429x573]

"Автопортрет" 1918

Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, и др.). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.

[485x573]

"Портрет Анны Андреевны Ахматовой" 1922

[498x571]

"Автопортрет" 1921

[551x569]

"Голова мальчика-узбека" 1921

[471x571]

"Композиция" 1921

[700x479]

"Ташкент (в чайхане)" 1921

[699x520]

"Утренний натюрморт" 1918

[633x572]

"Портрет дочери художника" 1923

[545x700]

"Портрет Н.А. (Женский портрет)"


[699x438]

"Селедка" 1918

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Предметы включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем предметном языке. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918).

[700x580]

"Скрипка" 1918

[675x506]

"Натюрморт с синей пепельницей" 1920

[699x514]

"Натюрморт с зеркалом" 1919

[700x503]

"Скрипка" 1921

[436x571]

"Натюрморт. Цветы и женская голова" 1921

[479x573]

"Мадонна с младенцем" 1923

[471x572]

"После боя" 1923

[471x572]

"Портрет Мадам Боден" 1924

[498x573]

"Портрет Любови Михайловны Эренбург" 1924

[360x573]

"Эскиз грима Бориса к спектаклю " Борис Годунов" 1924

[345x575]

"Эскиз грима Марины Мнишек к спектаклю "Борис Годунов" 1924

[550x699]

"Париж. Нотр-Дам" 1924

[699x531]

"Натюрморт с письмами" 1925


[506x572]

"Работница (девушка в красном платке)" 1925

Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920; "После боя", 1923; "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.

[544x699]

"Автопортрет" 1926

[699x487]

"В Шувалове" 1926

[445x571]

"Девушка у окна" 1928

[529x574]

"Утро в деревне (весна в деревне)" Эскиз 1928

[699x542]

"Смерть комиссара" 1928

[475x572]

"Автопортрет" 1929

[467x572]

"Портрет Сергея Дмитриевича Мстиславского" 1929

[700x503]

"Яблоко и лимон" 1930

На рубеже 1920-х и 1930-х годов Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства.

[577x699]

"Натюрморт. Черёмуха в стакане " 1932

[544x698]

"1919 год. Тревога" 1934

Последнее значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год. Тревога" (1934). Хотя своим названием картина адресует к конкретным историческим событиям, она сочетает в себе контрастные смыслы и вырастает до символа целой эпохи. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919.

[549x698]

"Весна" 1935

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.


[699x464]

"Новоселье" 1937


[627x483]
" Кормление ребёнка"


[400x583]

"За самоваром"

[501x611]

"Портрет Андрея Белого." 1932

[699x514]

"Семейный портрет (автопортрет с женой и дочерью)" 1933

[462x571]

"Натюрморт (Стакан чая, Чернильница и яблоко на столе)" 1934

[699x481]

"Натюрморт. Виноград и Яблоко" 1934

[700x637]

"Землетрясение в Крыму." 1927

[481x572]

"Портрет дочери художника" 1935

[468x575]

"Дочь рыбака" 1936

[470x572]

"Девочка с куклой (портрет Татули)" 1937

[512x572]

"Натюрморт. Букет цветов и лампа" 1937

[445x570]

"Портрет ученого Леонида Витальевича Канторовича" 1938

[438x574]

"Пушкин в Петербурге (Пушкин на Неве)" 1937-1938
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин | Суслова - Дневник Суслова | Лента друзей Суслова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»