Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеКузьма Сергеевич Петров-Водкин
[256x342]
Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой.
[700x625]
"Богоматерь Умиление злых сердец" 1914-1915
Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 году с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. В 1909 году в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924).
[457x574]
"Автопортрет" 1907
[534x699]
"Яблоко и вишня" 1907
[451x571]
"В мастерской художника" 1901
[673x486]
"Театр. Фарс" 1907
[699x518]
"Театр. Драма" 1907
[461x571]
"Кафе" 1907
[466x572]
"Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной, жены художника" 1907
[472x571]
"Натурщик" 1906
[464x573]
"Натурщица" 1907
[460x574]
"Негритянка" 1907
[692x557]
"Берег" 1908
[467x573]
"Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника" 1909
[686x573]
"Старухи" 1909
Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910); здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн; в области литературы - Морис Метерлинк). Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам Илья Репин, а защиту - Александр Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, равно как и в иконописной традиции, новое открытие которой состоялось именно в это время. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным.
[517x567]
"Голова Юноши" 1910
[700x570]
"Сон" 1910
[444x574]
"Женщина в хитоне" 1910
[432x480]
"Изгнание из Рая" 1911
[699x597]
"Купание красного коня" 1912
[475x699]
"Женская голова" 1912
[469x699]
"Автопортрет" 1912
[699x489]
"Натюрморт с яблоками" 1912
[699x487]
"Астры" 1912
[495x574]
"Портрет Наташи Грековой (Казачка)" 1912
[700x527]
"Юность (поцелуй)" 1913
[700x508]
"Мать" 1913
На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916).
[525x699]
"Портрет мальчика" 1913
[658x518]
"Девушки на Волге" 1915
[699x487]
"На линии огня" 1916
[700x420]
"Скрипка." 1916
Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1913; "Мать", 1915; "Утро. Купальщицы", 1917).
[549x699]
"Утро" 1917
[699x453]
"Полдень" 1917
[699x448]
"Яблоки" 1917
[499x572]
"Женская голова" 1918
[423x573]
"Микула Селянинович. Голова" Этюд. 1918
[699x522]
"Головы мальчиков" 1918
В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в "сферической перспективе". Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы - в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с "планетарной" точки зрения. Разнообразие пространственных позиций в картине связано с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.
[624x483]
"1918 год в Петрограде" 1920
[600x608]
"Голова мальчика-узбека." 1921
[429x573]
"Автопортрет" 1918
Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, и др.). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.
[485x573]
"Портрет Анны Андреевны Ахматовой" 1922
[498x571]
"Автопортрет" 1921
[551x569]
"Голова мальчика-узбека" 1921
[471x571]
"Композиция" 1921
[700x479]
"Ташкент (в чайхане)" 1921
[699x520]
"Утренний натюрморт" 1918
[633x572]
"Портрет дочери художника" 1923
[545x700]
"Портрет Н.А. (Женский портрет)"
[699x438]
"Селедка" 1918
В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Предметы включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем предметном языке. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918).
[700x580]
"Скрипка" 1918
[675x506]
"Натюрморт с синей пепельницей" 1920
[699x514]
"Натюрморт с зеркалом" 1919
[700x503]
"Скрипка" 1921
[436x571]
"Натюрморт. Цветы и женская голова" 1921
[479x573]
"Мадонна с младенцем" 1923
[471x572]
"После боя" 1923
[471x572]
"Портрет Мадам Боден" 1924
[498x573]
"Портрет Любови Михайловны Эренбург" 1924
[360x573]
"Эскиз грима Бориса к спектаклю " Борис Годунов" 1924
[345x575]
"Эскиз грима Марины Мнишек к спектаклю "Борис Годунов" 1924
[550x699]
"Париж. Нотр-Дам" 1924
[699x531]
"Натюрморт с письмами" 1925
[506x572]
"Работница (девушка в красном платке)" 1925
Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920; "После боя", 1923; "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.
[544x699]
"Автопортрет" 1926
[699x487]
"В Шувалове" 1926
[445x571]
"Девушка у окна" 1928
[529x574]
"Утро в деревне (весна в деревне)" Эскиз 1928
[699x542]
"Смерть комиссара" 1928
[475x572]
"Автопортрет" 1929
[467x572]
"Портрет Сергея Дмитриевича Мстиславского" 1929
[700x503]
"Яблоко и лимон" 1930
На рубеже 1920-х и 1930-х годов Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства.
[577x699]
"Натюрморт. Черёмуха в стакане " 1932
[544x698]
"1919 год. Тревога" 1934
Последнее значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год. Тревога" (1934). Хотя своим названием картина адресует к конкретным историческим событиям, она сочетает в себе контрастные смыслы и вырастает до символа целой эпохи. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919.
[549x698]
"Весна" 1935
Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.
[699x464]
"Новоселье" 1937
[627x483]
" Кормление ребёнка"
[400x583]
"За самоваром"
[501x611]
"Портрет Андрея Белого." 1932
[699x514]
"Семейный портрет (автопортрет с женой и дочерью)" 1933
[462x571]
"Натюрморт (Стакан чая, Чернильница и яблоко на столе)" 1934
[699x481]
"Натюрморт. Виноград и Яблоко" 1934
[700x637]
"Землетрясение в Крыму." 1927
[481x572]
"Портрет дочери художника" 1935
[468x575]
"Дочь рыбака" 1936
[470x572]
"Девочка с куклой (портрет Татули)" 1937
[512x572]
"Натюрморт. Букет цветов и лампа" 1937
[445x570]
"Портрет ученого Леонида Витальевича Канторовича" 1938
[438x574]
"Пушкин в Петербурге (Пушкин на Неве)" 1937-1938