Декаданс: В начале был Шопенгаэур
07-09-2010 22:22
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Декаданс - это не столько литературное явление, да-да, символизм, конечно, важное достижение этого периода, но отнюдь не главное. И вот, декаданс есть особое мироощущение. "Упадок" с французского переводится. "Отвращение к жизни, и безумная любовь к ней" - сказал кто-то из исследователей. Но началось эта кутерьма еще в первой половине 19 века, когда прозорливый немец Шопенгауэр переживал душевный кризис: его лекции пользовались меньшей популярностью нежели лекции Гегеля. И в пику классической немецкой философии, фундаментом к коей являлся рационализм, Артур Шопенгауэр решил переделать мир: он создал первый в истории западной философии (со времен грека Сократа) серьезный прецедент для иррациональной структуры мира. Книга "Мир как воля и представление" не принесла ему известности. Он считал, что рацио ничего не даст, оно не может понять мир - по сути, есть два мира - тот, который скрыт покрывалом майи, но который открыт нашему субъективному сознания - это то, что есть представление, а воля -то непознаваемое, что человеку недоступно - трагедия и пессимизм. Ницше эта идея понравилась и понеслось ... разговоры о субъективном и ничтожность человеческой мысли в потоке времени.
В декадансе самая главная идея была такова, точнее та, которая мне бросается в глаза: все такова, каково вижу я: у К. Моне была катаракта поэтому японский мостик на его картине расплывчат и в желтоватом оттенке - и не **ет его, что он не желтый и не размазанный - а кто знает какой он?
Импрессионизм, символизм... А реализм и натурреализм развивались параллельно с декадансом, используя более привычный метод для западной культуры... без всякой индуистской мути, которую открыл "миру" (интересно, миру воли либо миру представления?) Шопенгауэр.
Парадокс декаданса: великий импрессионист Э. Мане дружил с натурреалистом Э. Золя, делая его портреты. Кого мы видим: импрессиониста Мане либо
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote