[334x380]
Прочитал на РНЛ реплику Андрея Савельева: «Нет такой национальности – "сибиряк"» (http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/04/05/andrej_savelev_net_takoj_nacionalnosti_sibiryak/) и считаю, что автор далёк от понимания сути проблемы. А проблема у нас в Сибири раскрывается так.
В Сибири и на Дальнем Востоке, сложилась ситуация при которой действительно рядом проживают два крупные этноса и масса мелких. Первая и пока главенствующая - Великороссы (надо здесь добавить, что с Великороссами себя ассоциируют ещё Малороссы и Белорусы. Почему? Потому, что эти люди уже не при каких обстоятельствах не вернутся на историческую родину, а в Центральную Россию они переедут с удовольствием). Великороссы, как правило, это дети вчерашних переселенцев приехавших или сосланных в Сибирь и на Восток в 50 - 70 годы ХХ - го века. Эти люди всё своё детство, каждое лето, проводили в гостях у бабушек в Центральной России и на Юге страны. Для этих людей жизнь в Сибири всегда представлялась явлением временным и они постоянно мечтали и теперь мечтают вернуться на историческую Родину своих отцов и матерей. Именно эти люди составляют те самые ежегодные 100 000 выезжающих на ПМЖ за пределы Сибири и Д. Востока. Великороссов в Сибири и на Д. Востоке примерно две четвёртых от общего населения и они себя чётко называют русскими людьми, гордятся своим происхождением и в конечном итоге они почти все уедут обратно в Коренную Русь.
Вторым крупным этносом являются массы людей теперь называющих и давно чувствующими себя Сибиряками и это уже свершившийся факт. Пока они ещё суб-этнос и они ещё только только начали себя понимать единой общностью, но процесс этот разворачивается очень быстро, что по сути и доказывают результаты последних двух переписей населения РФ. Сибиряки составляют сейчас примерно 30-35% от общей численности. Сибиряки - это потомки добровольных переселенцев пришедших в Сибирь в период с 17 по конец 19 век, и конечно же дети от множественных смешанных браков - метисы в разных поколениях. У этих людей не было детства на Юге и они лучшими видами природы считают виды своей суровой стороны. Они не связывают своё будущее с Коренной Россией, так как их там ни кто не ждёт, а всё, что они имеют им дала Сибирь. Почему они называют себя сибиряками? Да потому, что по крови они уже далеки от русских, отличается даже их антропологический тип. Только в Сибири и на Д. Востоке они сами свои, а в Москве они являются "чурками". Кроме того, в условиях снижения внутреннего авторитета Великороссийской нации снизилась и степень подражания ей со стороны метисов, которые уже не хотят быть бурятами, якутами, удэгейцами и т.д, но так же не могут и не желают быть русскими с именем которых у них ассоциируется разграбление их родных краёв в политика временщичества. Народ в этих краях теперь мало религиозен и религия его пока не объединяет. Их объединяет география и общая огромная история освоения Сибири и Д. Востока, а также боль за свою Родину, которая (по их мнению) для Москвы является всего лишь рабыней в услужении. Называть себя Сибиряками для них так же естественно и удобно, как для англосаксов называть себя Канадцами, Австралийцами, Американцами. Мало того, в условиях, когда русский народ не имеет особых прав и преимуществ и даже собственной территории, а малые народы живут как сыр в масле на родной им земле с границами и с собственными правительствами при огромных гос. дотациях, желание самоопределиться в защищённую и материально обеспеченную законодательством народность, является естественным выходом из подобного угнетённого положения. Это способ самозащиты и защиты своей родной земли. Сибиряки по своему внутреннему пониманию и скорости мышления сродни малым местным народам, которым тоже деваться не куда и которые едва ли способны в большом количестве пробить себе дорогу к материальному счастью в Большой России. И тут есть ещё один нюанс — для сибиряков малые народы Сибири являются частью их крови и их истории, а потому они им ближе, чем Великороссам и только они способны качественно позаботиться об этих быстро вымирающих общностях местных людей. Сибиряки сейчас становятся главенствующей силой в Сибири, так как они собираются жить в ней и дальше, а потому их самоопределение и самовыдвижение продолжится и не какие политологические заклинания и этнографические штампы тут не помогут.
Помочь может только "наводнение" Сибири и Д. Востока Великороссами, так чтобы между ними не было огромных географических разрывов (надо минимум 100 миллионов человек), которые приводят к потере идентичности и политическая столица должна быть как можно ближе к центру всей Российской Федерации, что бы каждый чувствовал, что она рядом и она общая, а не только тех, кто живёт в Коренной России. Сейчас сибиряки активно выделяются из общего раствора народов Сибири замещая собой уходящих Великороссов, а надобно, что бы они продолжили растворяться. Если всё это не произойдёт, а это не произойдёт, то феномен национальности Сибиряк станет антропологическим и политическим фактом со всеми вытекающими из него центробежными обстоятельствами, вплоть до потери Российской Федерацией территорий Сибири и Д. Востока. Вот где правда. А не в том, что Сибиряков якобы не существует. Не надо закрывать глаза на свершившийся факт. А автор статьи Андрей Савельев увы это делает. Вот почему я и пишу, что он далёк от понимания сути проблемы.
05.04.11 протоиерей Вячеслав Пушкарёв г. Иркутск