• Авторизация


Празник 325 лет селу Хомутово Иркутского района. История села Хомутово 03-10-2010 12:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня, у нашего села праздник. Народ вздумал праздновать 325 лет со дня придания нашему поселению официального статуса. 1685 год - это как раз тот самый год, когда впервые пришли государевы люди собирать налоги. На самом деле, казаки поселились в нашей долине в 50-х годах 17-го века и это достоверно известно.
Праздник, надо сказать, получился очень хорошим. Вспомнилось детство с его искренностью взаимоотношений. Людей пришло очень много.
Начался праздничный день прохождением колонн представителей всех организаций, какие только имеются в селе ( а у нас сейчас 14000 население при трёх средних школах). Очень стройно и красиво мы прошли от сельской администрации до спортивного комплекса (это примерно 50 метров). Нас - представителей Церкви, поставили идти первыми и это большая честь, которую нам оказало село. Наверное это чего-то да стоит?
На стадионе собралось большое количество гостей из соседних сельских поселения и наших сельчан. Началось всё, как всегда, с поздравлений от представителей Области и закончилось мною. Народ смиренно всё выдержал и даже с воодушевлением хлопал каждому оратору. Ни один из поздравлявших не показался людям вруном. Все говорили от чистого сердца и ещё подарки селу дарили. Потом зачитали список почётных жителей села, коих вместе с ветеранами войны вежливо и с почётом посадили на специально приготовленные места перед всеми. После официальной части начался многочасовой концерт самодеятельности нашего села и соседних сёл. Народ всё смотрел с удовольствием. Рядом со стадионом расположилась выставка-ярмарка народных ремёсел и изделий предприятий нашего села. После концерта на поле приземлились виртуозы парашютисты (наверное с 20-ть человек), а потом начались соревнования по футболу и волейболу, а уже вечером на большом экране показывали фильм про наше село сделанный ИГТРК. После фильма был произведён красивейший и довольно-таки продолжительный салют. Завершилась вся программа праздника в полночь. Пьяных практически не было, милиция не светилась напрасно, пожарникам не досталось работы, а простые люди и администрация остались очень довольны и все друг друга поздравляли и благодарили.
[700x525]
Я слева, а отец Александр Маликов справа. За нами представительство школы №1 во главе с завучем Аллой Ивановной Петровой.
[640x404]
Слева протоиерей Владимир Новидонский, а справа я.
[700x525]
Желающих пройти торжественной колонной набралось очень много.
[700x525]
На специальной сцене выступили представители художественной самодеятельности.
[700x525]
Почётные гости и представители областной и районной администраций.
[700x525]
Праздник.

Ещё в этот день представляли сборник статей по краеведению нашего села. В этом сборнике меня попросили написать введение (историческую справку) и статью про жизнь православной Церкви. Дорогие друзья! Может Вам будет это интересно. Читайте кому не лень.


Историческая справка о селе Хомутово Иркутского района
История пребывания человека в пойме реки Куды восходит примерно к началу третьего тысячелетия до нашей эры, когда хорошо организованные племена древних людей пришли на эту землю из междуречья рек Тигр и Ефрат. Каков был их маршрут и кто они были, эти первые жители нашей земли, сейчас узнать невозможно, так как мы имеем слишком мало исторически достоверных свидетельств, которые можно использовать для восстановления правдивой картины тех давних времён. Сегодня нам известно лишь то. Что эти люди относились к европейской расовой ветви, а уровень их производственного развития ограничивался изготовлением каменных орудий для охоты и рыбной ловли, довольно больших гончарных изделий и прочей бытовой керамики.
Прямыми свидетелями той давней поры являются археологические находки, сделанные учёными Иркутского Государственного Университета и ныне покойным директором хомутовского краеведческого музея, что расположен в средней школе №2, Семёном Нефедьевым. Сейчас по берегам реки Куды и её многочисленных притоков обнаружено, но к сожалению, ещё очень плохо изучено несколько мест, где очень часто встречаются различные предметы, относящиеся к самой ранней историнашего края.
Сегодня есть научное время, опирающееся на примерную карту Приангарья до последнего похолодания, что эти индоевропейские племена были исключительно земледельцами и, может быть, ещё и отгонными скотоводами.* Спорить сейчас об этом трудно и потому многие из знатоков считают эту гипотезу приемлемой. Но, к сожалению, на этом наши знания об этих наших предшественниках ограничиваются.
Примерно в середине третьего — начале второго тысячелетий до нашей эры вся территория Приангарья, да и весь континент Евразия подверглись мощному стихийному бедствию, вызванному огромными массами неизвестно от куда появившейся холодной воды. Огромные волны высотой с тридцати этажные дома прокатились через всю сушу, сметая на своём пути всё живое: людей, животных, растительность. Лишь немногим из дышащих воздухом удалось спастись в этом жутком наводнении, чтобы через продолжительное время снова возродиться.
Вскоре вода спала, но обнаружилось, что изменились материки, исчезли старые и появились новые острова, а весь Север Евразии оказался временно непригодным для жизни людей, так как очень сильно понизилась температура зимой и летом. Погодные условия повсеместно ухудшились, а в Приангарье и соответственно в пойме реки Куды средний уровень температур закрепился на +10С летом и - 52С зимой. Все выжившие люди оказались в более южных краях континента.
Примерно две тысячи лет никто не приходил в эти почти пустынные земли и только в середине первого тысячелетия новой эры, когда сибирская природа смогла приспособиться к новым климатическим реалиям, а температурный режим несколько изменился в сторону потепления, сюда, в этот суровый край, с Юга Евразии пришли кочевые племена гонимые войнами, голодом и перенаселением. Из заново обжитых юго-азиатских территорий уходили самые слабые, самые плохо организованные и малоразвитые племена. Так как они не могли выдержать конкуренции с более сильными народами, им приходилось искать новые ареалы для существования.
По своему антропологическому типу это были низкорослые монголоиды, возможно, несколько смешанные с перво арийцами Центральной Азии.
В новых природно-климатических условиях эти пришельцы вынужденны были изменить образ жизни, перейдя от кочевого скотоводства к охоте, рыболовству и собирательству. Общий уровень промышленного и культурного развития в среде этих людей ещё сильнее упал, а много из того, что они принесли с собой из более цивилизованных территорий, навсегда забылось. Они почти не строили постоянных жилищ, не знали способов изготовления керамики, у них отсутствовали всякие зачатки наук. Когда первые бурятские переселенцы в середине IХ века новой эры пришли из монгольских степей в эту узкую речную долину, среди этих малочисленных, скатившихся в глубокую первобытность народов наблюдалось вырождение и вымирание. Однако союза с местным населением буряты составить не смогли и оба народа продолжали кочевать на одной территории, часто сильно враждуя, вплоть до прихода в эту землю русских первопроходцев.
Когда первые русские переселенцы — казаки пришли в долину реки Куды, среди этих двух первобытных народов, который русские назвали тунгусами и бурятами не наблюдалось использование письменности и даже не было устной повествовательной традиции. В религиозном отношении они придерживались первобытных форм шаманизма, допускавшего даже человеческие жертвоприношения.
Русские казаки, выполняя приказы своих государей — разыскивать новые земли, неумолимой лавиной продвигались через Урал и Сибирь на Дальний Восток. Многократно минуя Ангора-Ленский водораздел, казачьи вестовые останавливались для отдыха в благоприятных местах близ реки Куды прямо на месте её последней большой излучины. Именно в этом месте в 60-х годах XVII века возникло первое казачье поселение Красная слобода вокруг которого стали селиться русские землепашцы пришедшие через северный путь к р. Илим и поднявшиеся по р. Ангаре и р. Лене к Байкалу. В это же время сюда пришли первые православные проповедники, а уже за ними на правом берегу реки Куды, напротив Кудинской слободы осели русские купцы основавшие новое поселение под названием Хомутово, которое вскоре стало общим для семи поселений сросшихся воедино.
Уже вскоре это поселение стало густонаселённым, а после того, как Иркутский острог, находящийся всего в 20 верстах от Кудинской Красной слободы, стал губернским центром значение её как городской кормилицы возросло многократно. К тому же новая дорога проложенная по кудинской долине стала важной торгово-политической артерией. Огромное количество товаров шло на Восток именно по этому пути — Ленскому волоку, так же по нему проходило переселение огромных масс русских людей с Запада на Восток. Этим же путём шли на Восток новые великие русские географические экспедиции.
Вплоть до конца XVIII века в кудинской долине шло интенсивное освоение новых земель и приспособление к ним европейских сельских технологий. Бурятское население отошло кочевать в район реки Орды-притока Куды, а тунгусы в этот период перекочевали далеко на север. Таким образом, в этих условиях сложилась новая форма крестьянского самоуправления, которая хотя и напоминала внешне общерусскую, но в глубине была сильно отлична от неё. Так на основании изучения дел Иркутской приказной избы, исследователи пришли к выводу, что у казаков и пашенных крестьянаселявших удинскую долину, ни какой земельной общины и присущей ей круговой поруки не было.* Таким образом, если сравнивать, всё прикудинское крестьянство развивалось по законам, скорее близким к законам развития крестьянского хозяйства Скандинавии или Канады, нежели Московии. Именно это и определило значительный рост сельского хозяйства и ремесленного производства в долине реки Куды, а значит и её важный статус в обще иркутской истории.
Основу экономического и политического развития Сибири, в период Нового времени, составляло именно сельскохозяйственное освоение её пространств. Не поиски пушнины, не разведка серебряных жил и золотых россыпей, не промысловая торговля или промышленная колонизация, а именно крестьянское освоение вкупе с христианизацией местных народов являются важнейшим историческим деланием в в ходе всеобъемлющего развития всей Сибири. Именно эта спайка — Казак-крестьянин-миссионер закрепила общую победу русской государственности, заставила местные народы сложить оружие, воспринять мирную земледельческую культуру европейского крестьянства и сделала обширные сибирские пространства составной частью Сибири.
В общей истории земли Иркутской огромное значение нашего села Хомутово обусловлено тем, что оно явилось транзитным пунктом, через который проходил основной путь Сибири. Наше село стало кузницей воинов — казаков прославивших русский флаг во многих войнах и сражениях. Из нашего села, где расположился Второй Иркутский благочинный округ распространялась благая евангельская весть «..в русы и в буряты». Именно на нашей земле, в течение трёх столетий, обкатывались новые агротехнические технологии возделывания сельскохозяйственных культур в условиях Сибири. Хомутовский крестьянский люд стал главным кормильцем столицы Восточной Сибири города Иркутска на долгие годы и даже до сего времени.

протоиерей Вячеслав Пушкарёв


История Православия в селе Хомутово
Время построения первой церкви в селении Хомутово, что расположилось в 17 километрах от центра города Иркутска, неизвестно, но была она возведена еще до 1690 года (скорее всего в 50-х годах), так как в тот год по указу тобольского митрополита Павла в Кудинскую слободу направлялся черный дьякон Мисаил собрать дань с церкви. Она изображена на чертеже С.Ремезова, а также упомянута в передаточной описи церквей 1706 года (времени образования Иркутского викариатства), где она поименована как церковь Троицкая. При этой первой церкви любил бывать, служить и отдыхать первый Иркутский епископ прославленный в лике святых Иннокентий Кульчитский. Церковь эта сгорела при не дошедшихдо нашего времени обстоятельствах, и вместо нее на том же месте в 1751 (по другим сведениям в 1756) была построена другая, тоже деревянная, с двумя приделами во имя Живоначальной Троицы и Пророка Божия Илии, с отдельной колокольней на столбах. Эта вторая церковь просуществовала до возведения нового каменного храма и была разобрана из-за ветхости в 1833. Тогда же на месте этих храмов была установлена часовня.
Новая каменная церковь начала строиться в 1815 году рядом с деревянной, к Юго-Западу от нее. Заложена она была по грамоте, данной иркутским епископом Михаилом и возводилась сначала на средства прихожан, а закончена и украшена на пожертвования якутского купца И.Я.Шилова. Им же рядом с храмом была сооружена богадельня, за что его наградили по ходатайству Синода золотой медалью.
Одним из первых священников во вновь отстроенном храме Святой Троицы был протоиерей Иоанн Родионов. Начиная с момента построения каменного храма он стал центром второго иркутского округа — благочиния, которому подчинялись приходы на Север от Иркутска вплоть до границы с Капсалом и Олонками. Во все времена при храме служило три-четыре священника и всегда два диакона (один в штате и один заштатный).
Каменная церковь была трехпридельной: главный холодный храм во имя Живоначальной Троицы освящен 6 мая 1833; правый придел во имя Ильи Пророка - 1 октября 1833; левый придел - во имя Николая Чудотворца - 10 июня 1834. Храм был окружен оградой и аллеями деревьев-лиственниц, посаженными в 1870. В 1910-е годы в приходе числилось 5558 человек; существовала приписная деревянная часовня в д. Карлук.
Троицкая церковь, как об этом свидетельствует благословенная грамота, была построена по "представленному плану и фасаду", иначе говоря, по заранее составленному архитектурному проекту. Документально установить имя архитектора не удалось, но специалисты приписывает авторство известному иркутскому архитектору А.И.Лосеву. Мнение это не лишено оснований, так как формы храма соответствуют почерку Лосева.

Первоначальная объемно-пространственная композиция здания была нарушена в 1941 году из-за утраты высотной доминанты колокольни, которая ранее располагалась над папертью. Её разрушили. В остальном церковь сохранила свои формы. Планировочная структура ее имеет черты барокко - полукруглые алтари приделов лишь наполовину выступают из объема храма. Одновременно уже ощутимо влияние классицизма - это прослеживается в форме полуциркульной апсиды и в декоре фасадов. И хотя храм в виде широкого восьмерика на четверике и завершен традиционным восьмилотковым куполом, форма его приближается к полусферам классицизма. Декоративное убранство очень сдержанное - гладкие стены разделены лишь узкими пилястрами и завершены профилированным карнизом. Симметрично расположенные оконные проемы не имеют никакого обрамления.
Троицкая церковь являлась фактически последней каменной культовой постройкой, завершающей эпоху барокко, господствовавшей в Сибири почти столетие.
В советское время эта церковь долгое время оставалась в ведении общины верующих, ее закрывали дважды, сначала в 1932 году (но вскоре по настоятельному требованию населения опять открыли), а затем власти её основательно закрыли уже в 1939 году. Причём закрытие храма обставлялось внешне вполне законными причинами, главной из которых была официальная просьба приходского собрания закрыть приход, а здание церкви принять на руки государству. Сегодня, по прошествии лет, свидетели той трагической поры рассказали правду о закрытии прихода. Остатки прихожан, из числа ещё не высланных в более северные районы и не репрессированных, были запуганы сотрудниками областного отдела по делам религий возможными репрессиями и новыми высылками, а приход был обложен непомерным вменённым налогом, что и вынудило последнюю группу верующих, некогда огромного прихода, написать это прошение.
Описи изъятия ценностей этого времени дают некоторое представление о внутреннем устройстве и о богатстве храма. Было изъято и отправлено в Москву 2,5 килограмма серебряных вещей, зачислено в госфонды более 100 наименований ценных предметов, сдано во "Вторцветлом" около 280 кг металла, передано в Спасскую церковь с.Урик более чем 180 кг парчовых изделий. Кроме того, из церкви было вывезено три позолоченных иконостаса: трехъярусный резной главного придела и два двухъярусных из боковых приделов.
Последний священник храма, уроженец г. Новосибирска, протоиерей Иннокентий Николаевич Шабалин (1882-1938) был расстрелян советскими властями в 1938 году в с. Пивовариха по обвинению в причастности к монархическому подполью. Так же в последние годы в храме с отцом Иннокентием служили протоиерей Николай Иванович Днепровский (1886-1938), который был расстрелян по одному делу с И.Н. Шабалиным и иерей Павел Литвинцев. Иерей Павел был расстрелян красногвардейцами во дворе храма, прямо за его алтарём.
Кроме Святотроицкого благочинного храма в селе Хомутово был небольшой, переделанный в годы гонений на Церковь из простого дома, деревянный храм в честь святого Софрония Кристалевского третьего Епископа Иркутского. Этот храм был открыт в 1924 году и просуществовал всего чуть более десятка лет. Он был так же насильственно закрыт 1 апреля 1936 года. Первым и последним настоятелем этого храма был протоиерей Павел Постников коему во в то время было уже 109 лет. Отец Павел служил в священном сане с 1890 года и в годы советской власти претерпел жестокие гонения по отношению к себе и к своей семье. К примеру в 1930 году он был осуждён Оёкским нар. судом за:
1)Крещение ребёнка без регистрации в органах ЗАГС;
2)Опоздание в уплате гарцевого сбора;
3)Агитацию против советских властей.
Отца Павла Постникова очень любили его прихожане-жители с. Хомутово и д. Поздняково, но он после закрытия Софроньевского храма пропал безвести.
Ещё в селе была часовня в районе поселения Барки и часовня Святого Креста в д. Талька, где она стояла на взгорке — прямо над центром поселения.
Сегодня церковь Святого Софрония сохранилась в виде сильно запущенного жилого дома по улице Кирова и она ждёт своего звёздного часа-дня возрождения. Часовня на Барках сожжена, часовня в д. Талька разрушилась от времени.
Понадобилось 58 лет, что бы попраная ногами безбожников вера в Бога начала снова возрождаться в среде хомутовских сельских поселенцев. В 1997 году Троицкая Церковь, по ходатайству Иркутских епархиальных властей, указом губернатора Иркутской области, возвращена верующим. В день Святой Пасхи (24 апреля) 1997 года в Храм Святой Троицы с. Хомутова был назначен настоятель иерей Вячеслав Валерьевич Пушкарёв, который возглавил процесс возрождения древней народной святыни.
Первоначально, устроить богослужебный процесс в здании самого храма не удалось, так как храм находился в заброшенном и аварийном состоянии. Кроме того, захватившая беззаконно в 1939 году храм Хомутовская птицефабрика, в лице её последнего директора Альберта Буянова не соглашаясь с приказом губернатора и не отдавала ключи от «..своего инкубатора» (а в храме с 1940 года по 1995 год располагался именно инкубатор), требуя от епархии отступные в сумме 180000 рублей (до кризиса 1998 года эта сумма была равна 30000 долларов США). Новый совет прихода не согласился с требованием Альберта Буянова и представителя Птицепрома Г. Гаспаряна. Было решено спилить замок самостоятельно, что и было сделано в день праздника Почаевской Божьей Матери в августе 1997 года. Прихожанин - семнадцатилетний Михаил Бочарников, спилил, во время молебна Богородице, замок с южных дверей и с этого момента началось возрождение храма.
Храм достался приходу в крайне разрушенном состоянии. Колокольня была разобрана и продана населению по кирпичу в 1940 году. Её грубо укрыли от дождей и более за ней уже не ухаживали. Главные входы в притвор и в сам храм были так же грубо разобраны, для того, что бы в здание могла заходить техника, что привело к рассечению стен и деформации фундаментов. Притвор был насквозь пропитан мазутом и сорярой в результате многолетней эксплуатации в нём двух дизельных электростанций. Потолки трапезной площадью в 190 кв.м. рухнули наземь, из-за сгнивших от постоянных протеканий воды боковых креплений. Главный купол стоял без покрытия и протекал как решето. В храме не было не одного целого окна, так как они тоже пришли в полную непригодность для дальнейшей эксплуатации. В главном алтаре полностью обрушился потолок, а в Никольском приделе разрушилась почти до снования правая стена. Кроме того, в главном пределе были инсценированы разнообразные по назначению помещения, которые предстояло демонтировать.
По совету высокопреосвященнейшего архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима (Лазебного) приход обратился к директору ЦСН Надежде Натановне Красной и в то же время в фонд федеральной собственности. Используя факт исторической ценности храма Святой Троицы, как памятника архитектуры XIX века делу передачи храма в собственность иркутской епархии и его возрождению был дан законный ход. Этому так же способствовал указ президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина «О передаче церковных строений Русской Православной Церкви» от 1992 года.
Так как в первое время в здании храма не было возможности совершать богослужения, приход начал свою работу на дому у прихожанки Надежды Даниловны Язиковой (ул. Урожайная д. 27), которая родилась в 1929 году в г. Запорожье и была дочерью приходского старосты. В этом доме прошли первые литургии и первые крещения. Более 300 человек было крещено отцом Вячеславом Пушкарёвым на веранде у Надежды Даниловны. Только поздней осень 1997 года было решено переместить богослужебную жизнь в здание самого храма.
Возможность начать богослужение в храме была обеспечена доброхотными трудами новых прихожан. Семья Василия и Екатерины Бердниковых, Семья Владимира и Галины Новидонских, Таисия Лазарева и её сын Анатолий Александрович стали первыми активными прихожанами и помощниками отца Вячеслава. Из бизнесменов первым стал Сали Хужаев и его супруга Ольга Степановна, ведь именно они самыми первыми пожертвовали брус для восстановления перекрытия крыши в главном алтаре и эта семья помогает приходу до сих дней. Вторым очень сильным помощником и активным прихожанином прихода стал молодой бизнесмен из Иркутска Михаил Валерьевич Лазарев со всей своей многочисленной семьёй и конечно же верной Иисусу Христу женой Светланой. На его пожертвования благоустроилась в приходской дом бывшая заброшенная школьная кочегарка, что позволило священнику перебраться из города на постоянное жительство в село и сегодня Михаил Валерьевич один из главных помощников в деле возрождения тела храма и приходской жизни. Не оставил без внимания свой храм и почётный гражданин села Афанасий Иванович Ощерин, он одним из первых внёс свой посильный денежный вклад на дело его реставрации. Неоценимый вклад на протяжение многих лет сделал руководитель Хомутовского ДПМК Эдвард Карлович Станкевич со своей семьёй и со всеми своими сотрудниками (особенно Анатолием Георгиевичем Догатырёвым). Ни разу священник Вячеслав не получил отказа в помощи в этой организации. В самом начале храму так же очень сильно помогли бывший Ремонтный Завод и Сельхозхимия. Всю возобновляющуюся приходскую жизнь активно поддерживала своим административным ресурсом глава тогдашней сельской управы Наталья Николаевна Ващенкова. Постепенно круг помощников расширился и храм стал возрождаться активно.
Богослужение в самом храме было восстановлено в день Рождества Христова 1998 года и уже с этого времени оно ни на неделю не останавливалось. Много сделано в храме и в его приходской жизни с той поры. Сейчас уже восстановленна колокольня, по чертежам Ольги Саландаевой, Александра Петрова, Игоря Пинайкина, а сделано это на деньги супругов меценатов Георгия Герасименко и Киры Шануевой при непосредственном руководстве строительством со стороны её настоятеля протоиерея Вячеслава Пушкарёва. На сегодняшний день многие строительно реставрационные работы на территории храма обеспечены продолжателем дела Э.К. Станкевича его сыном Вадимом Эдвардовичем и семьёй прихожан храма Андрея и Натальи Строевых.
Первые храмовые иконы написаны Павлом Вильчинским, Юлией Геберле, Николаем Натягановым, Светланой Турчаниновой. Сегодня, в храме проведена глубокая реконструкция его внутреннего содержания. Художественный проект выполнен тандемом священников храма Вячеславом Пушкарёвым и Александром Маликовым. В современном виде просматривается влияние греческой церковной архитектуры и живописи. Храм находится в состоянии росписи внутренних стен. Роспись ведётся выпускником иркутского художественного училища и Тобольской Духовной семинарии иереем Александром Юрьевичем Маликовым и его подмастерьем Григорием Юрьевичем Балтуевым.
Храм Святой Троицы заново стал Центром Благочиния в 2000 году, а отец Вячеслав Пушкарёв возглавил его. Благочинию подчиняются 28 приходов и 21 священник (в девяти районах на Север от Иркутска вдоль правого берега р. Ангары). Все эти приходы открыты трудами священнослужителей храма в селе Хомутово, а большинство священнослужителей благочиния выросли до своего священнического сана именно в Свято-Троицком приходе, так что приход стал кузнецей православных кадров. Так например в 2000 году стал священником бывший первый староста прихода Владимир Владимирович Новидонский и он теперь служит настоятелем Храма Сорока мучениковвастийских в селе Ревякина Иркутского района, а один из ктиторов храма Андрей Агеев теперь монашествует в Америке под именем иеромонаха Лаврентия (Агеева).
Священнослужители храма активно Миссионерствуют распространяя Христианское учение в северных районах Иркутской области. Даже совершенно отошедшее в язычество автохтонное бурятское население Усть-Ордынского Бурятского Округа относится к хомутовским миссионерам с необходимым для миссии минимумом понимания и без открытой вражды (исключение составляет Ольхонский район, где активно действуют бурятские популяризаторы шаманизма, там у православной Церкви до сей поры достаточно конфликтная ситуация с местной шаманистской ячейкой, хотя имеется уже четыре активных православных прихода). Такая, относительно благоприятная ситуация, сложилась не сразу, а именно за последние 14 лет активной православной миссии. Благодаря терпению и трудам нескольких священников, на сегодняшний день, о православной вере, проповедано ими уже в 41 населённом пункте иркутской области. Начав с нулевой отметки, Иркутская епархия приобрела, из рук Хмутовского прихода, за эти 14 лет, 22 действующих (качественно по разному) прихода и соответственно около 750 человек верных (по опросу декабря 2009г.), а также, возможно, более 3000 заинтересованных (посещающих православные приходы по 4-5 раз в году). Только в течение 2009г., священниками-миссионерами окрещено более 400 человек, пожелавших присоединиться к православию, что в купе с прошлыми миссионерскими годами составило около 16700 человек. Со всеми новоокрещёнными христианами хомутовскими священниками проведены огласительные беседы о правилах и смысле жизни христиан. Кроме того, под патронатом хомутовского духовенства, на данном этапе находится ещё 13 новых православных общин ( в зачаточном состоянии, по 5-10 верующих). К уже существовавшим семи каменным церквям (открытым чуть ранее), за последний год, священниками храма Святой Троицы прибавлены ещё две новые деревянные церкви и две деревянные же часовни с действующими приходами и ещё две церкви (одна из них в честь Святого Духа строится в с. Хомутово в микрорайоне Западный по улице А.И. Ощерина) и две часовни находятся в состоянии завершения строительства (в том числе часовня во имя иконы «Взыскание погибших» на хомутовском сельском кладбище).
На данном этапе в храме Святой Троицы села Хомутово служат: протоиерей Вячеслав Пушкарёв, иерей Виктор Жилкин, иерей Александр Маликов, иерей Василий Махов, иерей Георгий Герасименко (одновременно отец Георгий исполняет должность приходского старосты), чтец Рустик Даньчиков, алтарник Дионисий Концевич, алтарник Игорь Зырянов, алтарник Максим Гаськов, а церковным хором руководит регент Мария Александровна Поспеева. Казначеем храма является Наталья Парфёнова, а бухгалтером Ольга Малышева. Церковной свечной и книжной лавкой заведуют супруги Сергей и Наталья Калашниковы. Активными прихожанами храма являются примерно 300 человек жителей Хомутово, г. Иркутска и окрестных деревень. Храм открыт ежедневно. Церковные службы, в виду постоянной реконструкции, пока, совершаются в субботу, воскресение, понедельник, а в остальные дни священники прихода занимаются миссионерской деятельностью и служат в отдалённых поселениях Верхоленского благочиния. Крещение В Сято-Троицком храме бывает еженедельно в субботу в 9.45 утра. Клир храма очень доступен и активно участвует в социальной и благотворительной жизни села постоянно сотрудничая с сельской администрацией и учреждениями образования, культуры.
Главная древняя святыня храма - старинная икона Николая угодника архиепископа Мирликийского.

протоиерей Вячеслав Пушкарёв с. Хомутово Иркутского района 2 октября 2010 года

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
03-10-2010-15:40 удалить
О. Вячеслав, а где в документах Вы встречали, что прот. П. Постникову было 109 лет? Я по данным ГАИО и базам данных репрессированных выявил, что он был 1867 г.р. (=>~70 в 1938 г.), в жалобе от 24.10.1935 г. он сам пишет "Согласно прилагаемого при сем обязательства по поставке мяса государству в 1936 г. за №70324 мне поставляется в обязанность сдать в означенном году 98 килограмм мяса, как бы обладающему кулацким хозяйством. Но так как мне уже 68 лет и хозяйства у меня не только кулацкого, но даже и никакого нет, не имею я ни скота, ни птицы, ни хлеба не сею, ни сена не кошу, то, считая такой налог несправедливым и совершенно непосильным, прошу Культ-Комиссию ходатайствовать, чтобы таковой налог с меня был отменен" (ГАИО. Ф. Р-600. Оп. 1. Д. 1448. Л. 22.) Также известно, что 8 марта 1938 г. он был арестован, а 22 апреля 1938 г. - расстрелян.
С уважением, иер. Стефан Бажков.
Ответ на комментарий # У меня совершенно другая дата его рождения, а взята она из акта проверки прихода св.Софрония 7 июня 1935 года, где чётко указывается имя настоятеля и число прихожан. Родился отец Павел в 1827 году 20 октября, а в 1890 году он был поставлен настоятелем в с. Тайтурское Усольского района. Потом с 1911 по 1924 он служил в моём храме и уже в 1924 его назначили в Софроньевскую церковь. ГАИО ф. 50,5. 160 30\V.35 по 16\V 1936 г.
Ответ на комментарий priest_Vyacheslav_Pushkarev # Спасибо за открытие его даты смерти.
Vanda_Brooks 04-10-2010-15:42 удалить
А вот это ЧУДО. Уже почти забытое народом чувство единения. радостно, что и Церковь во главе. Честное слово, это луч Надежды.
04-10-2010-17:45 удалить
Ответ на комментарий Vanda_Brooks # Я уже повторялся, что всё познаётся в сравнении? Так вот, если сравнивать нынешний год с 1997, то разница в общественно-религиозных отношениях огромна и она такова в лучшую сторону. Растёт..
Vanda_Brooks 04-10-2010-18:30 удалить
Прочитала с огромным интересом историю Храма, как историю человека, перенесшего все: расцвет, почитание, поругание, уничтожение и возрождение. Странно, что одни и те же люди могли сегодня стоять на службе и истово молиться, а завтра разрушать Храм, покупать кирпичи от колокольни, расстрелять священника прямо у Храма. Как это было возможно при том развитии религиозности в народе? Я не могу найти ответ для себя. И кольнуло еще вот что: о.Павел Постников служил в Храме моего родного села! Это здание сохранилось, сейчас восстанавливается. А в годы моего детства это была районная библиотека и мы не знали ничего про Храм ( дети!) но я часами ходила по тихим залам библиотеки, просто любила там быть и все, необъяснимо! Хотя ходили потом и страшные слухи: га территории церковного кладбища построили детский сад и детки, играя в песочнице находили косточки...
Хорошо, когда люди умеют радоваться и делиться этой радостью со всеми!)
05-10-2010-21:01 удалить
Ответ на комментарий Vanda_Brooks # Это можно объяснить только массовым сумашествием на фоне перезагрузки базовых понятий. Знаете как действует вирус? Вот точно так поступили большевики. И это на время сработало. Но иммунитет всё равно своё дело сделал ...
Vanda_Brooks 06-10-2010-15:32 удалить
Ответ на комментарий # Хочется верить, что иммунитет сработал.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Празник 325 лет селу Хомутово Иркутского района. История села Хомутово | priest_Vyacheslav_Pushkarev - Дневник Vacheslav_Pushkarev | Лента друзей priest_Vyacheslav_Pushkarev / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»