• Авторизация


Село Оёк Иркутского района. СЕГОДНЯ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. 28-08-2010 09:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[200x221]
Сегодня память Успения Пресвятой Богородицы. Сегодня 28 августа. Этим днём памяти завершился двухнедельный Успенский пост установленный Церковью с древнейших времён ради памяти и воспитания. Сегодняшний день памяти связан со смертью-успением матери Господа нашего Иисуса Христа пречистой девы Марии. Предание Церкви утверждает, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х., как об этом говорят церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». К этому же склоняются и другие исследователи.
Этот святой день напоминает нам о нашем личном отношении к собственной смерти и о необходимости всегда готовиться к таковой, как к благословенной исцеляющей неизбежности. Отцы нашего народа всегда учили своих сыновей: "Помни последняя своя и во век не согрешишь".
С самого раннего утра группа наших прихожан под руководством о. Георгия Герасименко прошла 15 километров крестным ходом от нашего села до Храма Успения Богоматери в соседнем с нами селе Оёк и отстояв всю службу благоговейно приняла святое причастие вместе с Оёкскими прихожанами. Так же крестным ходом в 25 км пришли в Оёк прихожане из села Никольск. Настоятель Оёкского успенского Храма протоиерей Вадим Колеватов с радастью встретил поломников.
Я служил у себя в Храме и у нас было очень много прихожан, но мы начали службу на час раньше Оёка и потому успели приехать к ним на братскую трапезу.
Пост окончен. Пресвятая Богородица спаси нас! Поздравляем всех Христиан с Праздником!
[525x700] Таня и Юля поломницы из села Хомутово



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Большое спсибо! И Вас так же!
Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ей Апостолу Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесенную Архангелом, завещавая нести ее при погребении пред Своим гробом. Уведомив всех домашних о Своей предстоящей кончине, Она повелела украсить покой и ложе Свое, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить все необходимое для погребения. Иоанн немедленно послал к св. Иакову, брату Господню, первому иерусалимскому епископу и ко всем сродникам и ближним извещение о приближающейся кончине Богоматери, с обозначением и самаго дня; а св. Иаков предуведомил о том же всех верных не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях. Все родственники Богоматери и множество христиан обоего пола со всех сторон притекли в дом Иоанна.
Пресвятая Владычица всем открыла слышанное Ею от Ангела и, в подтверждение слов Своих, показала райскую ветвь, сиявшую небесным светом. Все пришедшие к Ней горько плакали и своими воплями и рыданиями наполняли весь дом, умоляя Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сирыми. Пресвятая Дева увещавала их не плакать, а скорее радоваться о Ея исходе, говоря, что, представ престолу Божию и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость о всех, живущих на земле, и не только не оставить их сирыми, но еще будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всегда помогая бедствующим. Среди утешительных для человечества обетований, Матерь Божия не оставила сделать распоряжение относительно Своего имущества и погребения. Она завещала отдать две одежды Ея двум бедным вдовицам, с усердием и любовию служившим Ей и имевшим от Нея пропитание; а также объявила волю Свою, чтобы тело Ея было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Ея святые родители и праведный обручник.
В это время, когда Матерь Божия изъявляла Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружившия дом. Это были облака, на которых, по повелению Божию, Апостолы, восхищенные Ангелами из разных стран, где они проповедовали Евангелие, были принесены в Иерусалим, к дому Богоматери, для воздаяния Ей чести при погребении. “Подобаше - воспевает св. Церковь - самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матери Его успение видети, конечное елико на Ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют; тем-же, отовсюду Божественною силою собравшеся, Сиона достигоша”. По отношению к лицу Матери Божией, это чудное перенесение Апостолов было весьма знаменательно: “иже на облацех светло - изъясняет св. Церковь - от всех конец собравый Своя божественныя Апостолы к телу Твоему, Чистая, показа Тя всем Богородицу и страшен чертог преукрашен”. Они слетелись - говорит св. Иоанн Дамаскин - подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией”.
Апостолы, увидев друг друга, радовались, и в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним св. Иоанн Богослов и, со слезами приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли св. Апостолы, что Господь собрал их для присутствования при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славнаго погребения Ея пресвятаго тела; поняли - и глубокая скорбь объяла их. Войдя в храмину, они увидели Богоматерь, благолепно сидящую на ложе, исполненную духовнаго веселия, и так приветствовали Ее: “благословенна Ты Господом, сотворившим небо и землю”. Пречистая ответствовала им: “мир вам, братия, избранные Господом”! и спросила Апостолов, каким образом они явились здесь? Они рассказали Ей, как Дух Божий восхитил каждаго из них с места проповеди и по воздуху на облаках представил сюда. Пресвятая Дева, прославив Бога, что Он услышал молитву Ея и исполнил желание сердца Ея - видеть св. Апостолов при Своей кончине, сказала им: “Господь привел вас ко Мне для утешения души Моей; для нея уже настало определенное Моим Создателем время разлучения с телом, по закону человеческой природы, подлежащей смерти”. На эти слова св. Апостолы, с сердечною скорбию, отвечали Ей: “Владычица! мы взирали на Тебя, как на Самого нашего Владыку и Учителя. Ты была для нас истинным утешением. Как же теперь перенести нам печаль и горесть сердец наших, когда мы лишаемся Твоего сопребывания на земле с нами? По воле рожденнаго Тобою Христа Бога, Ты проставляешься от земли к небесным; радуемся об исполняющемся на Тебе определении Божием, но и печалимся о том, что остаемся сирыми и здесь уже не увидим Тебя, нашу Матерь и Утешительницу”. При этом св. Апостолы горько плакали. Благодатная так утешала их: “не плачьте, друзья и ученики Христовы! Своею горестию не возмущайте Моей радости; но лучше радуйтесь вместе со Мною, что Я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же отнесите тело Мое в Гефсиманию, там предайте его обычному погребение и возвратитесь на предлежащую вам проповедь Евангелия. А Меня, если Господу угодно будет, вы можете увидеть и по успении Моем”. Во время этой беседы предстал и св. Апостол Павел, избранный сосуд благодати Божией, он прибыл позже других, но таким же чудесным образом. Припав к ногам Пресвятой Девы, он поклонился и так взывал к Ней: “радуйся, Матерь Жизни! Я хотя и не видел Христа во плоти, но, на Тебя взирая, я вижу как бы Его Самого”. Вместе с св. Апостолом Павлом предстали и ученики его: Дионисий Ареопагит, Иерофей дивный, Тимофей и другие Апостолы из числа 70-ти. Всех их собрал Святый Дух, да все сподобятся благословения Матери Господней, и да благолепнее устроится Ея погребение. Она каждаго из них по имени призывала к Себе, благословляла, хвалила веру и труды их в деле проповдания Христова Евангелия, каждому желала вечнаго блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.
Но вот настал 15-й день августа, и тот вожделенный и благословенный третий час дня, в который назначено совершиться преставлению Божией Матери. Множество свеч пылало в храмине; и св. Апостолы, славя в песнопениях Бога, окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богоматерь и молилась в ожидании Своего исхода и пришествия вожделеннаго Сына и Господа Своего. Внезапно облистал неисповедимый свет Божественной славы, пред коим померкли пылавшия свечи. Ужаснулись видевшие это; верх храмины как-бы исчез в лучах Небеснаго света, и сошел Сам Царь славы Христос, окруженный тьмами Ангелов, Архангелов и других безплотных сил, и с праведными душами Праотцев и Пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве, и приблизился к Пречистой Матери Своей. Увидев Сына Своего, Она с радостным восторгом произнесла слова Боговдохновенной Своей песни: “величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея”! и, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Он же, взирая на Нее очами, исполненными Божественной любви, сказал Ей: “прииди, ближняя Моя; прииди, возлюбленная Моя; прииди, дражайший Мой перл, и вниди в обители вечной жизни”. “Благословенно славное имя Твое, Господи Боже Мой! - ответствовала, поклонившись Ему, Пресвятая Дева - Ты благоволил избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы Я послужила таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в безконечном царствии Твоем! Ты знаешь, что Я возлюбила Тебя всем сердцем Моим и верно сохранила вверенное Мне Тобою сокровище. Приими же теперь дух Мой с миром, и огради Меня от области темной, чтобы никакое вражеское устремление не коснулось Меня”. Господь сладчайшими словами утешал Ее, чтобы не боялась сатанинской силы, уже попранной ногами Ея, и любезно призывал Ее с дерзновением прейти от земли к небу. Она, радостно ответив: “готово сердце Мое; буди Мне по глаголу Твоему”, возлегла на ложе и, взирая на пресветлое лице Господа, дражайшаго Сына Своего, без всякаго телеснаго страдания и как-бы сладко засыпая, предала в руце Его пресвятую душу Свою. И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земнаго младенчества, то, в воздаяние за сие, Сын Божий носит Ея душу на руках Своих, в начале Ея небесной жизни.
Если душа праведнаго Лазаря была несена на лоно Авраамово Ангелами: то не тем ли славнейшее восшествие на небо было уготовано пречистой душе Матери Божией! Поистине это зрелище было дивно не только для Апостолов, но и для самих небесных сил. Сопровождая, с благоговейным страхом, чистую душу Богоневесты, как Царицы Небесной, они взывали: “радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах”! “Се Всецарица Богоотроковица прииде, возмите врата, и сию премирно подымите присносущаго Света Матерь; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть: на Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно”. “Да уклонятся воздушнии дуси, да отступит же самый миродержец, да падет посрамлен, видя возношаему Божию Матерь”. “Небесныя врата возвысились... встретив Богородицу, Херувимы стали позади с веселием и Серафимы с радостию прославили Ее”.
С нежною любовию Матери всего христианскаго мира, Пресвятая Дева с небесной высоты взирала на оставшихся на земле верующих и со дерзновением гласом Матери вещала к Рождшемуся от Нея: “яже Ми дал еси, во веки сохрани”.
Апостолы, сподобившиеся зреть это славное восхождение на небо Божией Матери, в трепете следили за ним очами, как некогда за возносившимся с Елеонской горы Господом. Пришедши в себя от восторга, они окружили одр и с благоговейным умилением смотрели на пречистое тело Богородицы. Чувства Апостолов верно постигнул и прекрасно передал один из наших прежних святителей - митр. Григорий (+ 1420): “ Апостолы обступиша одр священный, воспеваху паче человека вещающе. И зде Петр теплоту своея веры показоваше и слезами обливаем глаголаше”:
“О вместилище Божества, почто ныне тако зрю без дыхания простерту! И удивляюся, како вместит Тя гроб, вместившую Невместимаго небом! Како покрыет Тя камень, Покрове человеком! Како Твое преставление стерпим, по Господе Надеждо наша! Кая пения воспоем Ти! Кая надгробная принесем Ти! Что наречем Тя, чесому уподобим Тя? Которому первее удивимся, девству ли, или безсменному зачатио, или безболезненному и неизреченному рождению? Ты бо всякия чистоты превзыде предел. Ты серафимов Владычица, и херувимам Царица явися, и Госпожа всякия видимыя и невидимыя твари. Что к Тебе речем? Киими миры проводим Тя, Мироприемнице небесная? Кое кадило принесем Ти, Златая Кадильнице? Недоумеваю и удивляюся: как Одр великаго Царя на мале одре мертволепно без дыхания лежит”!..
“Преемши же Петрова воспевания, Павел, сосуд избранный, весь изступлен, весь восхищен, весь обожен, глагола”:
“0 чудесе! Како затворишася девственныя очи, от самых пелен ангелы зрети навыкшия? Како Питательница Жизни смертию объята бысть? Како не сохранися безсмертна, яже нетленна и по рождестве сохранна бысть! Како Лествица небесная, по ней же сниде Бог к человеком, во гробе затворитися грядет! Како гора превысокая Божия и великая на мале одре лежит, в нейже Господь вселися до конца! Како жезл присноцветущ ныне увядший зрится? О преславнаго зрения! О непостижимаго таинства! О глубина богатства, премудрости и разума Божия!.. Почто отлете от нас, Своих рабов, Голубице неблазная? Почто удалися от нас, Горлице сладкогласная? На кого воззрим прочее? Кто нам провещает? Кто уже от наветов иудейских печаль нашу утешит? На Тебя бо зряще, Онаго мнехом зрети, из Тебе неизреченно возсиявшаго. Вознесеся Спас: и мы надежду нашу всю на Тя имехом, и сладце терпехом труды и гонения о проповедании истины. Ныне же последнее сиротство объя нас. Како внезапу угасе, Светильниче Незаходимаго Света? Но смотрение (Божие) есть еже на тебе бываемое, а не оделение смертное: ниже возмогла бы приразитися Тебе, Мати Живота, смерть, Твоим Сыном умертвившаяся. Но яко да не почтется привидением истина вочеловечения, сего ради Ты, подобно безсмертному Твоему Плоду, естества долг отдаеши”.
Кроме Апостолов и 70-ти учеников, бяху и ини трии богословнейшии мужи: Дионисий, Иерофей и Тимофей, иже представше исходныя пояху песни глаголюще: “Пойди, Владычице, пойди, да якоже землю освятила еси рождеством Своим, тако и воздух освятиши прешествием Своим. Пойди, Всецарице, пойди, Сына и Бога сопричащатися царствию вечному оному, паче же превечному и конца неимущему. Вознесися со славою, и не на колеснице рабски, якоже Илиа, но матерски на Сыновниих руках. Иже бо в законе рекий чти отца и матерь како не почтет Рождшую - Тебе - и не понесет Понесшую? Да отверзутся Тебе врата небесная со мнозем удивлением! Да поднимут Тя, Дево, херувимы! Да воспоют Тя серафимы! Да прославят Тя силы! Да предтекут Ти престолы, зряще Тя, Престол Неописаннаго. Пойди, Невесто неневестная, в невестник небесный”!
Сия богословяху и ина многая чудные оные мужие, яже никтоже может по достоинству изрещи, ко гробу провождающе Жизни Матерь”.
Благодатное лице Богоматери, “освященное добротою Божества, сияло славою Божественнаго девства”, а от тела разливалось дивное благоухание. Чудна была жизнь Пресвятой Девы, чудно и успение Ея, как и воспевает св. Церковь: “Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающия законы природы: и во время рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления Твое тело”. Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, Апостолы освящались от прикосновения к нему и ощущая в сердцах своих действие неизреченной благодати, исполнялись духовной радости. Для большаго прославления Богоматери, не умедлили обнаружиться знамения всемогущей силы Божией в исцелении глухих, немых, слепых, хромых и разных недужных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою потерю на земле, но духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению Богоприемнаго тела Пресвятой Девы. Св. Петр, Павел и Иаков, с прочими главными Апостолами, понесли на раменах своих одр, на котором возлежало пречистое тело; св. Иоанн шел впереди с райскою светозарною ветвию; прочие же святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священныя песни. Апостол Петр начинал пение псалма: во исходе Израилеве от Египта и других торжественных гимнов; и все согласно сливали с ним голоса свои, повторяя после каждаго стиха: “аллиллуия”! Но - говорит св. Дионисий - “всех священнотаинников превосходил великий Иерофей, как-бы вышед из тела и весь изливаясь в песнопениях, так что, видя сочувствие его воспеваемому, все - и знакомые и незнакомые - почитали его Боговдохновенным”. В таком порядке это величественное шествие тронулось от Сиона, направляясь чрез Иерусалим в Гефсиманию. При первом движении его, над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, на подобие венца, и к лику Апостолов присоединился лик Ангельский: радостное и пресладкое пение небесных сил, прославлявших Божию Матерь, слышалось присутствовавшим и согласно вторило земным голосам. Этот круг с небесными певцами и сиянием несся по воздуху и сопровождал шествие до самаго места погребения.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребальнаго шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам; а эти, пылая завистию и мщешем ко всему, что напоминало им Христа, послали слуг и воинов своих, чтобы они разогнали провожавших и самое тело Марии сожгли. Возбужденный народ и воины с яростию устремились на христиан; но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как-бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали; мнопе из них, быв поражены слепотою, шли прямо на дома и стены и разбивали себе головы.
Предание свидетельствует и о другом чудном событии, сопровождавшем погребение Пресвятой Богородицы. Проходил тем путем, где следовало шествие, один из Иудейских священников, по имени Афоний. Когда облако поднялось кверху, он ясно увидел св. Апостолов и всех верных, торжественно провожавших тело Богородицы. Сердце его исполнилось завистью, прежняя злоба против Христа закипела в нем, и он воскликнул: “вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорившаго закон отцев наших”! и с этими словами, будучи силен, яростно бросился к одру, с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками до одра, как Ангел, невещественным мечем отмщения Божия, отсек ему обе руки: обрубленныя части их прильнули к одру, а сам Афоний повергся на землю с криком. “Горе мне”! Св. Петр, остановив шествие, сказал Афонию: “ты получил то, чего заслуживал; итак убедись теперь сам, что Господь есть Бог мститель и что Он не медлит! Твоих ран мы исцелить не можем; разве соизволит на то Господь наш Иисус Христос, против Котораго вы неправедно возстали и Котораго убили. Но и Он не захочет исцелить тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем твоим и не исповедуешь устами, что Он есть истинный Мессия - Сын Божий”! Тогда Афоний, встав с земли, восторженно произнес: “верую, что Иисус есть предвозвещенный Пророками Спаситель мира, Христос! Мы и прежде видели, что Он есть Сын Божий; но, омраченные завистью и злобою, не захотели признать в Нем величие Бога и довели Его неправедно до позорной смерти. Он же силою Божества воскрес в третий день и посрамил нас, ненавистников Своих! Напрасно мы старались утаить воскресение Его, заплатив много денег страже: мы не успели остановить славу, повсюду распространившуюся о Нем”. Св. Апостолы, услышав эту гласную исповедь и видя искренность раскаяния грешника, духовно возрадовались, и св. Петр повелел Афонию, с усердною молитвою к Пресвятой Деве, приложить остатки рук к частям, висящим у одра. По исполнении этого, руки срослись и исцелели, и на месте отсечения остался лишь легкий знак. Тогда Афоний повергся пред одром Богоматери и, стоя на коленах, стал ублажать Ее многими хвалами, приводя из Священнаго Писания пророчества о Ней и о Сыне Ея. Присоединившись к шествию, Афоний следовал с ним в Гефсиманию, воспевая из глубины прозревшаго сердца хвалебныя песни Богоматери. Равно и пораженные слепотою воины и народ, с раскаянием прикасаясь к одру Богородицы, получали зрение духовное и телесное. Благодатная Дева не восхотела при Своем успении никого оскорбить, но всех утешала и радовала, не исключая даже и врагов Своих.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с новым плачем и стенаниями началось последнее целование пречистаго тела: лишь к вечеру св. Апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Они не отходили три дня от места погребения, совершая непрестанныя молитвы и псалмопения, и во все это время по прежнему слышалось в воздухе Ангельское пение, ублажавшее Пренепорочную Деву!
Тому же Апостолу Фоме, который своим сомнением содействовал к большему удостоверению славной истины воскресения Христова, суждено было послужить открытию воскресения и Пресвятой Богородицы. По премудрому смотрению Божию, Фома не был при успении и погребении Божией Матери. Пришедши на третий день в Гефсиманию, этот пытливый ученик Христов с воплем и отчаянием повергся пред гробовою пещерою и громко выражал свое сожаление о том, что не удостоился последняго благословения Божией Матери и прощания с Нею. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыв пещеру, доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но каково же было удивление их, когда они увидели, что там уже не было пречистаго тела Богородицы, а лежали только одни погребальныя пелены Ея, от которых разливалось чудное благоухание! Облобызав с благоговением оставшуюся во гробе святую плащаницу, они молили Господа открыть им волю Его относительно пречистаго тела Богородицы. И вот, в тот день вечером, когда Апостолы и бывшие с ними собрались для подкрпления себя пищею, сама Царица небесная разрешила недоумение их. По преданию, за трапезою Апостолов, со дня воскресения Господа, оставалось не занятым одно место, и на нем полагалась часть хлеба, в память Иисуса Христа, называвшаяся “частью Господа”. По окончании трапезы, все участвовавшие в ней вставали, благодарили Бога за насыщение и, подняв часть Господню, славили великое имя Пресвятой Троицы, произнося в конце молитвенная слова: “Господи Иисусе Христе, помогай нам”! и потом съедали часть Господню, приемля ее как благословение Божие. В продолжение Гефсиманской трапезы Апостолы думали и беседовали лишь о том, как не нашлось в пещере святаго тела Божией Матери; и подняв по обыкновению часть Господа, стали воспевать хвалы Пресвятой Троице”. Вдруг послышалось Ангельское пение; и когда они возвели очи свои вверх, то увидели Пречистую Деву, стоящую в воздухе, окруженную небесными силами и сиящую неизреченною славою. Она сказала им: “радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни”! Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: “Пресвятая Богородице, помогай нам”!.
После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался “лествицею к небеси” и что самое тело Ея - как выражается св. Церковь - “возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших”. Все уверились, что Матерь Божия в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом в славу небесную. Взяв оставленную в гробе святую плащаницу, для удостоврения отсутствовавших и утешения скорбящих, св. Апостолы возвратились с радостною вестию в Иерусалим, после чего они опять разошлись по разным странам мира для проповеди Евангелия.
Кончину Божией Матери св. Церковь называет “успением”, а не смертию, потому что смерть, как возвращение земле ея персти, а духа Богу, “иже даде его”, не коснулась Благодатной. “Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая - воспевает св. Церковь - в рождении сохраняется девство и со смертию сочетавается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое”. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечно-блаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном, после тяжкаго бодрствования Ея многоскорбной жизни, и “преставилася к Животу”, т. е. Источнику жизни, как Матерь жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них успением Своим живое предощущение жизни вечной. Поистине “в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста”.
“Вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти - истинна. Если Энох из мира допотопнаго и пророк Илия из мира подзаконнаго восхищены на небо с плотию, то ужели Пречистая плоть Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов предана тлению? Нет, это невозможно! Ни в одном углу христианскаго мира нет ни малейшей части мощей Богоматери; это значит, что вера в восшествие Ея на небеса с пречистою плотию весьма древня, современна Апостолам и мученикам. Пояс Богоматери, св. одежды Ея открыты для чествования миру христианскому; хранимыя с благоговением, разделяемыя по лицу земли на части, оне творили и творят чудеса; многочисленныя иконы Ея всюду изливают токи исцелений и знамений; а св. тело Ея неизвестно где в земле? Нет, это невозможно!. Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих исцеления; телеса многих из них, бывшия безызвестными, после немаловременнаго пребывания в земле открыты верным видениями и чудесами; а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где либо сокрывается в земле в безызвестности? Нет, это невозможно! Св. мощи прославленных мучеников с течением времени иногда подвергаются, по грехам живущих на земле, общей участи земнаго - действию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров. Господь не допустил этого в отношении к пречистому телу Своей Матери, не оставил его случайным переменам преходящаго мира, не унизил пред телами святых безвестным сокрытием в земле, а несравненно возвысил над ними преславным вознесением его на небеса”.
Сколько лет было земной жизни Божией Матери? Об этом существует несколько разногласных мнений; наиболее вероятным представляется следующее. Св. Андрей, архиепископ Критский и св. Симеон Метафраст говорят вообще, что Она дожила “до последней старости”. С ними согласуются Церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин, которые считают всей жизни Ея около 72 лет. И это мнение имеет себе поддержку в следующем соображении. Некоторые полагают, что при погребении Божией Матери был между прочими св. Дионисий Ареопагит, епископ Афинский; а он обращен ко Христу Апостолом Павлом только в 52 г. по Р. Хр.; три года неотлучно он следовал за Апостолом; потом он похал в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь; по возвращении оттуда, он был поставлен ап. Павлом во епископа афинскаго, следовательно, мог снова прибыть в Иерусалим к погребению только в 57 году по Р. Хр. А так как Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Божией Матери; то очевидно, что всех лет Ея земной жизни было около 72-х. К этому мнению склоняется и св. Димитрий Ростовский в своих Четьих-Минеях (15 августа). Оно же подтверждается изысканиями преосв. Порфирия в древних рукописях Афонских .

Погребальная пещера Пресвятой Девы, так-же как и предвечнаго Сына Ея, составляет предмет благоговейнаго поклонения всех чад христианской Церкви. Эти пещеры существуют доныне, когда уже многие велите и славные города пали, народы изменились, и многия племена совсем исчезли с лица земли.
Путнику, идущему из Иерусалима чрез ворота “Овчия”, который у Арабов, в память Пресвятой Девы, называются “воротами Св. Марии”, представляется крутой спуск в долину Иосафатову. На этом спуске показывают место, где св. Стефан был побит каменьями, в виду Пресвятой Девы, молившейся неподалеку, на склоне горы Елеонской. У самой подошвы горы, за высохшим руслом Кедрона, виднеется погребальный вертеп Пресвятой Девы.
Перешедши чрез мост, перекинутый через русло Кедрона, налево от дороги, ведущей на Елеонскую гору, вы видите площадку пред погребальным вертепом Пресвятой Богородицы, находящуюся в углублении, куда сходят по двенадцати ступеням. Священный вертеп Богородицы украшен готическим фронтоном (трехугольником над входом) с двойными сжатыми дугами над дверьми. От самаго входа крутой спуск, по сорока восьми мраморным ступеням, ведет, под сводом широкой галлереи, в таинственный мрак земных недр; дневной свет, сбегая туда, соединяется, в самой глубине, с мерцающим светом лампад. Сойдя ступеней пятнадцать, показывают в одном углублении направо две гробницы: в них почивают праведные родители Пресвятой Девы Иоаким и Анна. С противоположной стороны, в таком же углублении, находится гробница св. Иосифа, обручника Приснодевы. Тотчас при окончании спуска, на повороте вправо, открывается священноизящная картина: по всему своду обширной галлереи блистают гирлянды зажженных лампад, золотых и серебряных; тихий свет их особенно приличен такому месту покоя. В отдельной каменной пещере находится ложе Небесной Царицы. Оно одето белым мрамором и освещается слишком двадцатью драгоценными лампадами. Внутренность гробовой пещеры ничем не украшена и природный камень прикрыт только навешенными шелковыми тканями. Самые магометане, и особенно магометанки (для которых отгорожено особое место с правой стороны от пещеры) приходят молиться Пресвятой Деве. “Се бо отныне ублажат Мя вси роди”.
Погребальная пещера Матери Божией находится во владении Греков и Армян. Священное ложе служит престолом, на котором совершается Божественная литургия; а жертвенник прислонен к наружной стене гробоваго вертепа возле входа. Подземная галлерея продолжается еще далее за гробовой вертеп, на ея оконечности есть еще престол, принадлежащий Грекам.
Снаружи погребальной пещеры Богоматери существовали некогда великолепная церковь и монастырь Успения, которые, начинаясь от Кедронскаго потока, занимали обширное пространство до того места, где теперь разведен сад.
В последнее время, неподалеку от пещеры Богоматери, воздвигнута и в 1888 г. освящена прекрасная церковь, во имя св. и равноапостольной Марии Магдалины, сооруженная на средства Царскаго Дома, в память императрицы Марии Александровны, всю жизнь желавшей поклониться гробу Божией Матери.

X.

ВНЕШНИЙ ВИД, НРАВСТВЕННАЯ ВЫСОТА И СЛАВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.


Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была - читаем у него - роста средняго, или, как иные говорят, несколько более средняго; волоса златовидные, глаза быстрые, с зрачками как-бы цвета маслины; брови дугообразныя и умеренно - черныя, нос продолговатый; губы цветущия, исполненныя сладких речей; лице не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные.
Но - скажем вместе со св. Григорием Неокесарийским - поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенства Ея души. И может ли быть иначе, когда в Ея лице сосредоточено все сокровище благодати, и Она была свята телом в духом? Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь степенная, твердая; взгляд строгий, соединенный с приятностию; тиха и покорна родителям; речь кроткая, льющаяся из незлобиваго сердца. У Нея ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; все желание устремлено к Единому, достойному желания и любви; ненависть только ко греху и виновнику его. Все помышления Ея душеполезны, свободны от всего излишняго, удаляющияся от всего душепагубнаго; очи Ея всегда устремлены ко Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши настроены к слушанию слова Божия; уста восхваляют Господа; язык разсуждает о слове Божием и изливает Божественную сладость; сердце Ея чисто и непорочно, зрящее и вожделеющее чистейшаго Бога. Вся - чертог Духа; вся - град Бога живаго; вся - добра; вся - пред очами Божими: ибо, восшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу.
Она была Девою - говорит св. Амвросий - не телом только, но и душею: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ея было - никого не оскорблять, всм благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? когда была в несогласии с родными? когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущаго? У нея не было ничего суроваго в очах, ничего неосмотрительнаго к словах, ничего неприличнаго в действиях: телодвижения скромныя, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ея был выражением души, олицетворением чистоты.
Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно - безыскуственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которыя носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ея. Коротко сказать: во всех Ея действиях обнаруживалась особенная благодать.
У нас все знают - писал св. Игнатий Богоносец - что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Разсказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии - учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней разсказывали нам люди, достойные всякаго вероятия, что по Ея святости видимо в Ней соединилось естество ангельское с человеческим.
Св. Дионисий Ареопагит, чрез три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицем к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: “когда я введен был пред лице Богообразной, светлейшей Девы; - меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух - не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечнаго блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ея славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякаго понятия.”
Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святаго Духа, предочистившая Ее быть Материю Божиею, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ея усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божия, всегдашняя внимательность к путям Промысла Бoжия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а главное - безусловное во всем смирение: вот нравственныя совершенства, постоянно проявлявшияся в Ней, от младенчества до успения.
Но какое красноречие может изобразить хотя малейшую часть славы, окружающей Царицу Ангелов и человеков - говорил некогда греческий император Лев-философ, в своем слове на успение Пресв. Богородицы. “Кто может представить, какой славы сподобилась Она ныне от Сына Своего! Различных святых Бог различно венчает славою, по Апостолу: “ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам; звезда бо от звезды разнствует во славе”. Но Пречистая Матерь возымела и славу солнца, - избранна яко солнце, и славу луны - добра яко луна, и славу звезд – проницающая аки утро, т. е. как утренняя звезда. Она имеет венец лучший, нежели все святыя девы: потому что Своею чистотою превзошла Ангелов. Она имеет венец благоплодных жен, каковы Сарра, Елисавета и другия, но венец, преукрашенный пред их венцами: потому что как Родившийся от Нея более всех, так и Она блаженнее всех жен. Она имеет венец мучеников: стоя у креста, с душею, пройденною оружием, Она пострадала более всех мучеников. Она имеет венец Пророков: потому что воистинну прорекла, что ублажат Ее все роды! Она имеет венец Евангелистов: потому что есть как бы книга Слова ипостаснаго. Она имеет венец Апостолов: если Апостол хвалится, говоря: “не Иисуса Христа ли Господа нашего видех”? - то кто же яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец иповедников: ибо исповедала твердо, говоря: “величит душа Моя Господа... сотвори Мне величие Сильный”. Она имеет венец смиренных: потому что изрекла о Себе: “яко призре на смирение рабы Своея”. Она имеет венец преподобных: успение Ея было пред Господом честнее смерти всех преподобных Его. Она имеет венец постников: потому что покоряла тело духу Своему. Она имеет венец милостивых: св. Церковь молит Ее, как источник милостей, взывая: “милосердия двери отверзи нам”! Она имеет венец безсребренников: ибо родила Врача, давшаго силу целения и изрекшаго: “туне приясте, туне дадите”! и Сама туне подает благодать просящим. Она, наконец, имеет венец больший всех святых: потому что все святые предстоят престолу Божию со страхом, а Она - с материнским дерзновением; и “много может молитва Матери ко благосердию Владыки”.
И древние, и новые св. Отцы православной церкви не находят довольно слов для прославления Матери Божией. Ея служение делу нашего спасения так возвышенно, нравственныя совершенства Ея так велики, близость Ея к престолу Господа Бога и Матернее дерзновение у Сына Своего так очевидны, что богословствующий ум, собирая образы для восхваления Царицы небесной из мира видимаго и невидимаго, часто останавливается в благоговейном недоумении. Мы представим здесь несколько мест из творений св. Отцев, изображающих славу Пресвятой Богородицы.
Св. Прокл, архиепископ Константинопольский (V века), исчисляя лик святых, ублажает Пресвятую Деву преимущественными похвалами. Все памяти святых - говорить он - достославны. Но ничто не равняется славою с торжеством Богоматери. Все они видели Христа только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившагося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Мариею. Человек! прейди умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу. Пробеги землю, осмотри море, изследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимыя силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса поведуют славу Божию; Ангелы служат Богу со страхом; Архангелы поклоняются с трепетом; Херувимы, не могущие зреть славы, ужасаются; Серафимы, летая окрест, не приближаются, и трепеща взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небеса и земля славы Его; воды не перенесли гласа (при укрощении бури на озере); облака служили колесницею при трусе воскресения; солнце, не стерпев поругания Творцу, вострепетало; ад от страха изрыгнул мертвецов; вереи адовы от одного взора сокрушились, - исчисли все чудесное и дивись превосходству Девы: Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизяснимо прияла в чертог Свой.
Св. Кирилл, архиепископ Александрийский (V века), обращается к Пресвятой Деве с следующими словами: “благословляем Тебя, Богородице Марие, досточтимое сокровище всего мира, неугасимый светильник, венец девства, скипетр православия, храм неразрушимый, Матерь и Дева. Благословляем Тебя, вместившая Невместимаго во святой, девственной утробе; чрез Тебя Троица Святая почитается и прославляется; чрез Тебя крест честный чтится и покланяется во всей вселенной; чрез Тебя небо торжествует, Ангелы и Архангелы радуются, демоны расточаются; чрез Тебя падшая тварь возводится на небо; Тобою вся тварь, подвергшаяся идолослужению, приводится к познанию истины; Тобою святое крещение сообщается верующим; Тобою по всей вселенной утверждены церкви; Тобою язычники приводятся к покаянию. Но что говорить многое? Тобою возсиял единородный Сын Божий - свет седящим во тьме и сени смертной; Тобою Апостолы проповедывали спасение язычникам; Тобою мертвые возстают, Тобою цари царствуют, силою Святыя Троицы. Но кто из людей мог бы по достоинству восхвалить прехвальную Марию”?
В выражениях, не менее возвышенных, прославляет Пресвятую Богородицу и великий богослов православной Церкви св. Иоанн Дамаскин (VIII века). Он говорит: “что чище Девы, что непорочнее Ея? Ее столько возлюбил Бог - высочайший и чистейший Свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею, и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств”.
Послушаем и св. Отца отечественной Церкви Димитрия, митрополита Ростовскаго (XVIII века). “Крепка Владычица наша: ибо Царица есть всея видимыя и невидимыя твари, владеющая горним и дольним созданием, и все стихии повинуются Ей, и небо и земля, воздух и море послушают Ея, и вси противныи дуси, страхом одержимыи, трепещут, боящеся имени Ея святаго, ведуще ю Матерь Божию. И аще бы мя кто вопросил: что в поднебесной сильно, и паче всех крепчайшо? Отвещал бых: несть ино что крепчайшо и сильнейшо на земли и на небеси, якоже (по Господе Бозе нашем Иисусе Христе) Пречистая Владычица наша Богородица Приснодева Мария. Сильна на земли: Та бо сотре главу невидимаго змия, Та попра адскую силу, Тою воздвижутся победы, Тою низпадают врази, и еще в Ветхом Завете точию прообразование Ея многую силу в людех являше. Сильна на небеси: Бога бо крепкаго и сильнаго молитвами Своими связует, Егоже иногда на земле связоваше пеленами. Связует, глаголю, Бога молитвами Своими: егда бо Он, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными язвами казнити, Она простирает к Нему молебныя руце Свои, и удерживает мстительную Того десницу, да не погубит грешных со беззакониями их”.
Он же говорит в другом месте: “Дивнаго Бога дивная Мати от начатка Своего и до конца Своего есть дивна: и в зачатии Своем дивна, и в житии Своем дивна, и в преставлении Своем дивна, вся есть едино дивное чудо. Дивна в зачатии: ангельским бо благовещением зачата от неплодных родителей, чистых и святых, чисте и святе рождена. Дивна в житии: бысть бо девствующая Матерь, и матерствующая Дева; Бога родила, а девства Своего не повредила. Дивна в преставлении: ибо гробом Своим не в землю нисходит, но в небо восходит, и лествица к небеси гроб бывает”.
Поистине, безчисленны места творений св. Отцев, прославляющия Пресвятую Богородицу. Слава Ея так велика, чиста и лучезарна, что и мы должны сказать Ей с благоговением тоже, что сказал св. Иоанн Дамаскин: “хотя бы кто приписал Тебе безчисленное множество похвал, однако не восхвалил бы Тебя достойно”. И устами св. Козьмы Маиумскаго Церковь воспевает: “Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем (Кан. на Богоявл. п. 9).
Спасибо! И вас с праздником!
Джэй_Ю 28-08-2010-18:46 удалить
Спасибо! С Праздником!

какие вы молодцы! :)
inna_kiyatkina 29-08-2010-02:59 удалить
Спаси Господь!С Праздником Успения Пресвятыя Богородицы!
Всех благодарю за поздравления!


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Село Оёк Иркутского района. СЕГОДНЯ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. | priest_Vyacheslav_Pushkarev - Дневник Vacheslav_Pushkarev | Лента друзей priest_Vyacheslav_Pushkarev / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»