• Авторизация


Дело не столько в самом оглашении, сколько в искренней любви к оглашаемым. 23-08-2010 16:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня прочитал реплику отца протодиакона Андрея Кураева в его ЖЖ по поводу всеобщей катехизации: http://www.liveinternet.ru/users/lj_diak_kuraev/post133149417/. Со всей репликой согласен, но только в смысле идеала, а на деле из текста видно, что отец Андрей не является священником и некоторые аспекты этого вопроса ему не близки, а значет и не понятны. Что бы безошибочно рассуждать о церковном обиходе надо обязательно послужить приличное число лет в иерейском сане и тогда уже не будет нападать искушение писать так категорично. Мы все (наверное) в юности были категоричны по отношению к оглашению и вообще народному просвещению, и надо сказать очень много на этом поле сделали, но практика жизни привносит свои коррективы и они имеют под собой положительную и отрицательную практику. Приведём один общеизвестный пример. Большинство окружающих нас священников и вышедших в иерейскую жизнь из нашего алтаря (а их уже скоро три десятка будет) не были крещены нами, но приняли таинство крещения как правило в малосознательном возрасте. Так же и их будущие матушки. Призвал же их Господь через нас точно так как призывал апостолов, т.е. с их светских рабочих мест на которых мы их обрели. Было и так,что они сами находили нас не имея и малейших представлений о жизни во Христе. Мы их приняли и научили в меру наших сил (а крещение у них давно уже было) и вот они верно служат Богу и Церкви и ещё нет ни одного отлучённого, запрещённого и отказавшегося. Что в них произросло и что их привело в Церковь Божию (без знаний)? Не иначе как только Дух утешитель в условном синергизме с их свободой воли действовавший в них порой даже против их воли. Они неведомыми путями услышали Его и послушали и вот они с нами. Но мы ведь их не катехизировали! А ведь так же дело обстоит и сотнями тысяч мирян. Нас ведь тоже ни кто не единой йоте православия не учил. Мы как то вдруг почувствовали непреодолимое стремление к неведомому Богу и Он открылся нам, когда мы сами искали правду о Нём. Увлечённые желанием всех привести в Церковь Божию мы всяко людей катехизировали, но практика показала, что катехизация заинтересованных в крещении взрослых людей даёт мизерные результаты. Да, люди смиренно находят время на посещение катехизаторских встреч в течение нескольких недель и даже месяцев (после работы), но окрестившись они забываются и мир вновь поглощает их часто на большое время отрывая от общения с телом Христа Спасителя. Да, они уважают, доверяют, поддерживают, но не живут В Боге, так как нам бы этого хотелось в идеале. И это почти все, кто прошёл курс катехизации. А кто же стоит на многочасовых вечерних богослужения в наших Храмах? Кто не пропускает Воскресных богослужений, кто всё вокруг себя посвящает жизни во Христе? Только те, кого Дух Утешитель Сам призвал и привёл видя их ищущую Истинного Бога душу. Христос в Евангелие от [Иоанна 15:16,17] сказал нам:"Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга". Так вот не катехизация является залогом успеха в присоединении нового христианина к Церкви Христовой, а только призыв Божий помноженный на любовь проявленную к таковому Духом Святым и водимыми Им людьми (чаще всего пастырями). Вопрос исследования в каждом конкретном случае для новокрещаемых вторичен. Первична любовь которую пастыри разливают на пришедших к ним в Храм крестится новобранцев. Другое дело, что есть церковное правило, что если священник не проповедует, то да будет отлучён. Это верно и справедливо. Но для пробуждения души от греховного сна достаточно порой взгляда святого человека, а в норме нескольких слов поучения из уст чистого сердцем священнослужителя. Такая проснувшаяся душа сама всё найдёт о своём возлюбленном и сама Его познает. Замечательно и очень желательно если при этом у неё будет добрый наставник, но и без него чистых сердцем Бог не уничижает. Только таковая душа пригодна для Царствия небесного (по учению отцов) а правду о осталных хранит в себе Бог а не мы. Дух Святой дышет где хочет. За многие годы служения мы пришли к выводу, что достаточно одной продуманной беседы (в течение часа или несколько более) сказанной от чистого сердца перед самым крещением и это нормально работает в нашей сибирской сельской местности, где расстояния 400 км на 250 км, более 100 маленьких деревень и всего 21 священник. Мы потом видим этих новокрещённых христиан в наших храмах в той мере в какой они лично откликнулись на призыв Духа Святаго посредством наших уст и сердец. Потом мы проповедуем при каждом удобном случае. Поднимается, крепнет и растёт у нас Церковь Божия (http://www.liveinternet.ru/users/vacheslav_pushkarev/post124464972/). Без всякого на то насилия над спящими катехезируемыми. Всякая обязательность обязательно приводит к лицемерию. Бог ни кого не насилует, а мы то с чего взяли, что имеем на то право? Любить своих крещаемых надо и не выпускать их по возможности из виду, оставляя им при этом всю благословлённую Богом полноту свободы. Нет у нас ни какого кризиса миссии! У нас есть кризис любви и произрастающего из неё трудолюбия - подвижничества. Вот где корень проблемы, а не в отсутствии "должной" системы катехизации. Мы с братьями (в контексте православного учения о свободе воли) против всякого навяливания и обязывания, ибо это точно приведёт нас на католические грабли XV-XIX вв. Просящему надо давать с добрым скромным поучением и более надеяться при этом на промысел Божий чем на свою образованность и талантливость. Простите. протоиерей Вячеслав Пушкарёв Ирк. обл. село Хомутово.
[699x466]
[465x699]
[699x466]
[465x699]
[465x699]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
Помоги Вам Господь, Батюшка!!!
Vanda_Brooks 23-08-2010-22:04 удалить
Мне тоже кажется неприемлемым любое насилие при принятии Крещения и в Вере вообще.Я не живу в Боге, (не считаю это своей заслугой), несколько раз бывала на Крещении детей, иногда бываю на службах, когда Бог приведет. Всегда думаю, что приводит людей в Храм? Они крестятся сами, крестят детей, но при этом не слушают священника, не пытаются понять слова молитв..да и читают ли они их? Большинство не соблюдает постов и не читает молитв...Мне казалось неправильным, что священники крестят "неподготовленных" людей...Но как-то, после очередного просмотра ТВ-репортажа об очередной трагедии ( взрывы, природные катастрофы, терракты), я подумала, что именно Церковь сейчас смогла нас хоть как-то объединить, сохранить в нас остатки национального самосознания, да и просто мораль, чувство человечности. Может именно то, что у нас есть Крест на груди, удерживает нас от отчаяния в эти трудные времена, дает нам возможность проявлять сострадание, участие к пострадавшим и больным, убогим...ведь, кроме Церкви, никто и ничто для нас уже не является значимым в плане морали. Я поняла, что мы держимся еще, возможно, на словах проповедующего священника, на той надежде, что дает нам Вера...Может это более значимо, чем правильная катехизация? Или катехизация может быть и такой?
Катехизация - оглашение должна быть как хлеб на столе, но обсалютизировать её присутствие не стоит. Кто-то ест хлеб, а кто-то нормально без него обходится.
О. Вячеслав, но ведь есть церковные правила, которые повелевают проводить оглашение. 46 правило Лаодикийского Собора: "Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу, или пресвитерам." В 7 правиле 2 Вселенского Собора есть слова: "В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их." Также во 2 правиле 1 Вселенского Собора: "Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание."
Ответ на комментарий Роман_Торчагин # Вот пусть они сами и учатся, а навязываться им с поучениями там не повелевается.
А как же "заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их."? Тем более, как оглашенные смогут научиться, если не будет учащего?
Меня ни кто не учил. Господь благословил мне Большую Советскую Энциклопедию (других книг не было), когда я служил в СА, а уж там нашлось всё про всё.
К сожалению, в советское время не было возможностей для этого. Да, конечно, научиться можно и самому. Хорошо, если здравым понятиям о православии, а не суеверным или еще каким-нибудь искаженным. Но ведь нельзя пускать это на самотек. В древности это жестко контролировали священники и епископы. Если написано, что в пятый день должны давать ответ епископу или пресвитерам, то подразумевается, что и епископ с пресвитерами должны их испытывать. Иначе кому давать ответ? О словах "заставляем пребывать в церкви" я уже говорил выше. Вообще, это аномалия, когда крещаемые не знают Символа Веры. Простите меня.
Ответ на комментарий Роман_Торчагин # Я тоже не знал Символа веры, а выучил его только в 26 лет. И что с того? Это не мешало мне слушаться своего настоятеля и любить Бога и Его Церковь. До Первого вселенского собора ни один крещаемый не знал Символа Веры, а святых в то время выросло поболее, чем в наше. Всё это формализмом пахнет и постепенным окатоличиванием, что по сути подтверждается и несколькими пунктами нового устава нашей Церкви принятого кулуарно, и навязанного в обязательном порядке.
Во времена апостольские каждый крещаемый знал, во что верует. В те времена вряд ли были какие-то корыстные мотивы для крещения или "народные традиции". Тогда за веру смерть принимали. А сейчас без испытания веры крещаемого никак нельзя. Вдруг он креститься пришел, чтобы "карму поправить"(условно говоря). А вдруг он вообще не верит в Христа как Бога и в Святую Троицу?
25-08-2010-11:39 удалить
Ваше утверждение, что до Никейского Собора ни один крещаемый не знал Символа Веры ошибочно. Апостольский Символ Веры - один из самых ранних, а возможно и самый ранний Символ Веры. Отцы Церкви утверждают, что этот Символ преподан Церкви самими Апостолами.
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли,
И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь[1]
Кстати, это не единственный Символ в древней Церкви.
Ответ на комментарий # "Кстати, это не единственный Символ в древней Церкви". Совершенно справедливо сказанно! Таковые символы в нескольких видах были у каждой поместной Церкви, а апостольский символ устраивал не всех, иначе чем обьяснить такие споры В Никее, и потому не все его учили, а пользовались устными и письменными разъяснениями старцев церкви... Я конкретно вёл речь про Никейский символ веры, а потому ни словом не ошибся. Простите.
Ответ на комментарий Роман_Торчагин # Может в Москве кто-то и приходит "карму поправить", а у меня в колхозах люди приходят потому, что так делали отцы и деды и без этого нельзя называться русским в полной мере. Понятно, что это тоже достаточно сомнительная мотивация, но карму точно ни кто не поправляет. И во времена апостолов церковные люди прибывали в глупости. Таковым например явился архидиакон Николай, коего апостолы назвали "проклятым", а он был из семидесяти. Таковыми были Земфира и Анания, Таковым был Симон волхв. Это только самые известные люди, а перед самым Никейским символом прославился своим "особенным знанием" православия протопресвитер Александрийской Церкви Арий. Мало того, уже почти готовый символ веры не вразумил наиучёнейшего мужа архимандрита Евтихия, как впрочем не помог он и Иве Эдескому и Аполлинарию и всем иже с ними. Не в катехизации дело. Дело в чистоте сердца и это доказывает лишний раз житие Павла Препростого и Простеца иже нес на себе крест свой.
Исходное сообщение priest_Vyacheslav_Pushkarev
Всё это формализмом пахнет и постепенным окатоличиванием, что по сути подтверждается и несколькими пунктами нового устава нашей Церкви принятого кулуарно, и навязанного в обязательном порядке.


Вот точно сказали, отче! Это какой то рационализм - если значит не катехизировали, то не видят даже пользы от крещения!
Ответ на комментарий Павел_Мукасеев # Спасибо Вам за понимание...
Priscillah 17-12-2010-02:00 удалить
Батюшка, ключевая реплика из дневника Кураева удалена сейчас, но с Вашим сообщением полностью согласна.
У нас в г. Сумы с недавних пор просят будущих крестных родителей посещать курсы до крещения и обязательно разучить Символ Веры. С одной стороны это хорошо: даже если крестный совсем далек от Бога, то знания отложатся где-нибудь "в уголке" до той поры, пока Господь не приведет к искренней вере путями только Ему известными.
А с другой стороны, если бы в свое время я столкнулась с такими требованиями к крестным, мои дети долго оставались бы некрещеными, так как верующих друзей у меня не было, вряд ли кто-нибудь пошел бы на курсы.
(насчет взрослого человека, желающего принять крещение, ничего сказать не могу, не знакома ни с одним.)
К вере приводит Господь, а уж уверовавший постарается узнать то, что нужно для спасения и о чем говорится в Символе Веры, и в храмах батюшки проповедуют, то есть верующему человеку и без курсов и интернета есть где узнать о православии, было бы желание, а желание дает Господь.
25-02-2011-12:39 удалить
http://www.bogoroditsa-olkhon.prihod.ru/news/guid/4577

Ищем стройматериалы для храма на Ольхоне

Мы хотим помочь людям нуждающимся в тишине, в близости природы, в чистом воздухе. Для этого намерены построить на Ольхоне, возле храма ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Гостевой Дом, Трапезную и др.объекты, чтобы комплексно предоставить нуждающимся возможность восстановления в благодатной среде чистого Байкала."


Хотите проживать вблизи храма на Ольхоне? - помогите приходу Державной иконы Божьей Матери построить Трапезную с Гостевыми Комнатами над ней! "МИЛОСТИ ПРОСИМ на славное море - священный Байкал"

Россия, 666137, Иркутская обл., Ольхонский р-он, п.Хужир, приход храма "Державный"
тел.: 914-947-5379
email: yeremeev@hotmail.com

ICQ: 615737768


Банковские Реквизиты (Еланцыского Прихода Рождества Христова):
БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК СБЕРБАНКА РФ, г.ИРКУТСК, Филиал 8586/0162, ИНН 7707083893, КПП 380802001, БИК 042520607, кор/счет 30101810900000000607
Получатель счет: 40703810318350002033 НАЗВАНИЕ: приход Рождества Христова, (для нужд ольхонского храма Державной Иконы Божьей Матери)


Яндекс-деньги 41001850732504

(Добавил ссылку к себе в дневник)



Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дело не столько в самом оглашении, сколько в искренней любви к оглашаемым. | priest_Vyacheslav_Pushkarev - Дневник Vacheslav_Pushkarev | Лента друзей priest_Vyacheslav_Pushkarev / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»