• Авторизация


ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ: ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИИ ПАЛЕХСКОЙ РОСПИСИ 27-01-2025 10:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ: ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИИ ПАЛЕХСКОЙ РОСПИСИ

Палехская миниатюра считается одним из самых молодых видов народного художественного промысла. Её появление относят к началу XX века, но это не совсем так. Удивительно детализированные изображения с применением сусального золота мастера Ивановской области, где возникла эта живопись, создают уже на протяжении почти четырех столетий. Как появились знаменитые черные шкатулки? Сколько лака необходимо, чтобы расписать целую комнату? И зачем мастеру нужен волчий зуб? 

Zh-Palekhi-1-1280x600 (700x328, 63Kb)

Второе рождение

Этот вид живописи возник в XVI–XVII веках в поселке Палех Ивановской области, где и получил широкое распространение. По одной из версий, его появление связано с населявшими деревню старообрядцами, чтившими традиции иконописной школы. Такие изображения отличались особой «мелочностью», как тогда говорили. Мастера умели раскрыть церковный сюжет в мельчайших деталях на фрагментах размером со  спичечный коробок.

В начале двадцатого века, после социальных и культурных изменений, произошедших в России, палехским иконописцам важно было сохранить вековые традиции. В 1924 году художник Иван Голиков и  искусствовед Александр Глазунов основали Артель древней живописи Палеха. Так искусство получило новый виток развития.

Zh-Palekh-2-1200х600 (700x350, 325Kb)

Слева: панно «Иван Голиков» (народный художник СССР, один из основоположников современного палехского искусства). Справа: палехская лаковая миниатюра «Юрий Гагарин»

«Для мастеров потеря ремесла могла стать настоящей трагедией. Чтобы не допустить этого, на лаковых шкатулках в традиционной стилистике начали изображать действительность того времени, знаковые события, передающие дух эпохи: работники колхозов, аэропланы, а также образы выдающихся ученых, например, Сергея Королева, запускающего ракету „Восток“, или Юрия Гагарина на фоне Млечного Пути. Это был настоящий авангард в сфере искусства, когда художники экспериментировали с сюжетами и  деталями», — рассказывает заместитель директора компании «Палехские художественные мастерские» Александр Колыгин.

Zh-Palekh-2.5-1400х900 (700x449, 76Kb)

От шкатулок до целой комнаты

Классический образец палехского искусства: маленькая черная шкатулка (и красная внутри) из папье-маше размером 10 на 15 сантиметров, с яркой и детальной прорисовкой, и золотым орнаментом по краям.

Самый маленький ларец может составлять 2 на 2 сантиметра, а самый большой — 40 на 50 сантиметров. Более внушительные примеры таких изделий — панно с палехской росписью, размеры которого могут достигать 2 на 4 метра. «Однажды нашим мастерам поступил заказ на создание целой комнаты со  стенами, украшенными панно с лаковой росписью. На такую работу ушло около 50 литров лака», — делится специалист.

Zh-Palekh-3-1280x600 (700x328, 44Kb)

Помимо шкатулок и панно, расписывают украшения, письменные приборы, предметы декора, елочные шары, пасхальные яйца и мебель (столы, комоды). Среди наиболее популярных сюжетов в палехской росписи — народные былины и сказки, бытовые сюжеты (например, чаепитие), хозяйственные темы (сбор урожая).

«В среднем, стандартное изделие, допустим, ту же шкатулку, создают примерно за два месяца. За это время необходимо пропитать маслом, просушить и покрыть лаком заготовки. Но многое зависит от  художника: на сложный сюжет может уйти и 6-8 месяцев», — говорит Александр Колыгин.

Золотой стандарт

Конечно, это далеко не единственный вид народной росписи: своими шедеврами славятся борецкая, городецкая, жостовская, гжель и многие другие.

Неподготовленному зрителю, скорее всего, будет трудно отличить палехскую миниатюру от родственных ему холуйской и мстерской родом из соседних центров лаковой живописи в Ивановской области. Однако характерные черты есть.

«Особенность заключается в росписи про́белов — высветлениях, придающих деталям объем. В отличие от других видов лаковой живописи, использующих для этих целей цвет, мы расписываем про́белы золотом. Такой способ делает изображение ближе к традиционным, отсылая к иконописным миниатюрам», — объясняет эксперт.

Zh-Palekh-4-1400х900 (700x449, 98Kb)

Никаких дефектов

Чтобы выяснить, как создают палехские художественные изделия, заглянем в одну из мастерских. По  словам Александра Колыгина, несмотря на долгую историю лаковой миниатюры, до сих пор в ремесле нет единственно верной технологии, и всегда есть место экспериментам с материалами.

Традиционно шкатулки для росписи делают из папье-маше — пропитанного картона, который наматывают во много слоев на деревянную заготовку. Материал снимают, режут на детали, формируют из них стенки и  крышку шкатулки. Затем пропитывают в льняном масле и высушивают, получая прочный материал.

Zh-Palekh-5-1400х900 (700x449, 55Kb)

«Пропитка папье-маше подразумевает варку материала в горячем масле. Это сложный и опасный технологический процесс. Температуру масла нужно постоянно увеличивать. Любая недосушенная деталь изолируется от кислорода, из-за чего не сможет полностью высохнуть, могут появиться пузырьки. К тому  же, при полимеризации масло может воспламениться. Поэтому мы стараемся использовать двухкомпонентные пропитки, грунты и краски. С их помощью легко исправить дефекты, если что-то пойдет не так», — делится специалист.

Краски, кисти, волчий клык

На следующем этапе за дело берется художник. Сначала он рисует эскиз, а затем с помощью кальки — полупрозрачной бумаги — переносит изображение на шкатулку, которую предварительно натирает пемзой, чтобы сделать поверхность матовой. Силуэт рисунка наносится на шкатулку с помощью специальной затупленной иглы — цировки.

Для палехской миниатюры мастер использует кисти из натурального беличьего ворса, а также темперные краски, которые традиционно создают на основе желтка и разбавленного в воде уксуса. Уксус служит консервантом, а желток — связующим, клейким веществом. В полученную смесь добавляют цветные пигменты.

Zh-Palekh-6-1280x600 (700x328, 335Kb)

В палитре художника для росписи одного сюжета используют 15-20 разных цветов. Некоторые из них могут быть природного происхождения (например, перетертый в порошок минерал лазурит или малахит), другие — продукты химических реакций. Например, для получения черного пигмента могут использовать газовую сажу, для зеленых оттенков — окись хрома. Пигмент смешивают с яичной эмульсией и хранят в  холодильнике. Срок годности у красок составляет до двух недель.

Сам процесс росписи — многослойный и состоит из множества стадий. Области, где будет рисунок, покрывают белым цветом (этот этап называется белильной подготовкой), а уже потом расписывают цветом. Таким образом цвета получатся более яркими. Постепенно в изображение добавляют различные элементы и мелкие детали.

На финальном этапе изображение покрывают лаком и пемзуют, а затем расписывают сусальным золотом. Для полировки золота художник использует необычный инструмент — волчий клык. И это не образное выражение, как можно было бы подумать, а самый настоящий зуб хищника, с помощью которого придают металлу красивый блеск.

Zh-Palekh-7-1200х600 (700x350, 410Kb)

«Дело в том, что раньше волчий клык был побочным продуктом охоты (как, кстати, и перья, которыми художник смахивал остатки пемзы с поверхности). Это был наиболее доступный и при этом идеально гладкий, крепкий материал для полировки поверхности. Сейчас его найти сложнее. На замену обычно берут отполированный камень в форме клыка, например, агатовый зубок», — объясняет эксперт.

Когда роспись готова, а золото отполировано, изделие отправляют на финальную лакировку. Для этого используют специальные двухкомпонентные лаки, которые хорошо ложатся на натуральные краски и  закрепляют цвета. Затем изделие сушат в печи при 45 градусов по Цельсию.

Больше, чем промысел

Палехская миниатюра — больше искусство, чем промысел, уверен специалист. За свою историю у этого вида художественной росписи, с одной стороны, сформировались уникальные черты, а с другой — постоянно менялась техника и методы производства. В этой сфере всегда есть место для профессионального диалога.

Zh-Palekh-8-1200х600 (700x350, 394Kb)

Неизменным остаются кропотливый труд мастеров и детальность проработки изображений. Вероятно, в  этом и кроется главный секрет знаменитой шкатулки и других образцов палехской росписи. Богатый сюжет, созданный из множества мелких штрихов, высокая детализация, необычный набор красок и золотая ажурная нить, обрамляющая рисунок, делают такие изделия по-настоящему сказочными.

Zh-Palekh--1400х900 (2) (700x450, 49Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (3) (700x450, 33Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (15) (700x450, 61Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (5) (700x450, 70Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (14) (700x450, 45Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (11) (700x450, 69Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (10) (700x450, 109Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (12) (700x450, 74Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (700x450, 30Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (13) (700x450, 59Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (9) (700x450, 54Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (6) (700x450, 104Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (8) (700x450, 63Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (4) (700x450, 46Kb)

Zh-Palekh--1400х900 (7) (700x450, 48Kb)

наука.рф

126268763_126165213_0b1a69588d1559d34f42262bf6169edd (596x55, 4Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ: ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИИ ПАЛЕХСКОЙ РОСПИСИ | LIKA9966 - Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят. | Лента друзей LIKA9966 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»