ХРОНИКА ТРАГЕДИИ. Владимир Шигин
эмблема АПЛ “ Курск “
Экипаж АПЛ “ Курск “
командир АПЛ “ Курск “ капитан I ранга Геннадий Петрович Лячин
12 августа 2000 года
В 23 часа 30 минут "Курск" не вышел на связь и в соответствии с требованиями нормативных документов подводная лодка была объявлена "аварийной". Были подняты по тревоге поисково-спасательные силы флота, которые вышли в район вероятного нахождения корабля и начали его поиск. Две американские подлодки и норвежский институт сейсмических исследований зарегистрировали два мощных взрыва в Баренцевом море. Российские военные в 11 часов 44 минуты в районе нахождения "Курска" зарегистрировали третий взрыв.
13 августа 2000 года
В 4 часа 36 минут гидроакустической аппаратурой крейсера "Петр Великий" был обнаружен корабль, лежащий на грунте. В 7 часов 00 минут Министр обороны Сергеев доложил президенту, что лодка найдена, и будет предпринята попытка спасти экипаж. В 10 часов 00 минут на место трагедии прибыли спасательные суда Северного флота. В 18 часов 00 минут прошел первый спуск спасательного аппарата. Однако при касании корпусом лодки спасательный снаряд ударился о нее и вынуждены был всплыть. Через 30 минут попытка была повторена, однако спасательный аппарат не сразу нашел подлодку. По данным военных источников, признаки жизни экипаж "Курска" подавал до 14 августа. Это был сигнал «СОС» – вода.
14 августа 2000 года
C 11 часов 03 минуты информационные агентства, телеканалы со ссылкой на пресс-службу Северного флота сообщили о "неполадках на атомной многоцелевой подводной лодке "Курск". Подводники, по утверждению военных, были живы, и связь с ними осуществлялась "через условные сигналы методом перестука".
15 августа 2000 года
В акватории Баренцева моря в 20.00 мск начались аварийно-спасательные работы по оказанию помощи атомной подводной лодке "Курск". В работах участвовали 15 боевых кораблей и судов Северного флота.
16 августа 2000 года
Вечером командование ВМФ получило санкцию президента России на привлечение иностранной помощи для спасения атомной подводной лодки "КУРСК". Спасательным аппаратам не удалось пристыковаться к "Курску". В ВМФ сослались на сильное придонное течение и крен лодки, которые помешали закрепиться на корпусе субмарины.
17 августа 2000 года
Все попытки пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки вновь окончились неудачей. Норвежский корабль с британской мини-субмариной LR-5 и спасателями на борту вышел из Трондхейма и направился в район бедствия. Судно с норвежскими водолазами подойдет позже.
18 августа 2000 года
Достоверных данных о состоянии лодки и экипажа по-прежнему нет.
19 августа 2000 года
Вечером в район бедствия подошло норвежское судно с британской мини-подлодкой LR-5.
20 августа 2000 года
Начался международный этап спасательных работ по попытке спасти экипаж АПЛ "Курск" с участием норвежских и британских водолазов и техники. К 17 часам норвежским водолазам удается отвернуть вентиль аварийного люка "Курска". Норвежцы заявили, что зеркало комингс-площадки (отшлифованная поверхность для герметичности стыковки) вопреки заявлениям представителей ВМФ не деформировано.
21 августа 2000 года
13 часов 35 минут норвежские водолазы открыли внутренний люк подлодки "Курск", в девятом отсеке оказалась вода. В 17 часов 07 минут официально объявлено о гибели экипажа подводной лодки.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
[показать] Класс – «Антей» («Оскар-II» по классификации НАТО), проект 949А (с 1986 года).
Лодки этого класса считаются самыми эффективными в мире многоцелевыми АПЛ.
Заложена в 1992 году. Спущена на воду в мае 1994 году. Принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 году.
В составе Северного флота России - с 1995 по 2000 гг.
В январе 1998 года в плавучем доке "Сухона" производственного объединения "Севмаш" в Северодвинске прошла плановый доковый осмотр. Здесь же была проведена модернизация оружия субмарины.
ТТХ:
Длина - 154 м Ширина - 18.2 м Осадка - 9 м Водоизмещение - 13400/18000 тонн (14700/23860).
Скорость в надводном положении - 30 узлов; под водой - 28 узлов; (31/15).
Максимальная глубина погружения - 500 м (до 600 м). Корпус - прочная сталь. Количество отсеков - 10.
Экипаж: 130 (107 человек, из них 52 офицера).
Атомная энергоустановка типа ОК-650 и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью - 2х190 мегаватт и с мощностью на валу - 2х50000 л.с.
2 паровые турбины (по 90 000 л.с.); 2 семилопастных винта.
Ракетное вооружение - 24 ПУ крылатых ракет комплекса
П-700 "Гранит" (SSN-19). Вес ракеты 6,9 тонн. Длина 10,5 м. Вес боевой части 1000 кг. Дальность полета 555 км. Скорость 1,5 М. Ракеты с атомным боезарядом согласно договору по СНВ сняты с кораблей.
П-700 “ Гранит “
4 торпедных аппарата (калибр 533 мм); 2 крупнокалиберные глубинные бомбы; (вариант: 8 торпедных аппаратов, из них 4 - 533-мм и 2 - 650-мм. Боекомплект - 18 торпед).
Запас плавучести 30%. Способна ложиться на грунт. Автономность - более 120 дней.
Конструкторы: гл. констр. - Пустынцев П.П. и Баранов И.Л. Место постройки: г. Северодвинск.
Место базирования на СФ: Западная Лица (Большая Лопатка). Всего таких лодок построено 12. Курск - 9-я.
Владимир Шигин, "Опустевший причал"
ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ.
«Виновных в гибели АПЛ "Курск" не было…» ?
Владимир Устинов заявил, что в деле о гибели "Курска" существует 38 томов, содержащих гостайну. Поэтому, сказал он, "передать сведения гласности в полном объеме не представляется возможным". Гостайна содержится также и в постановлении о прекращении уголовного дела, так что даже родственники погибших не узнают до конца всего, что произошло на атомном подводном ракетном крейсере. Однако, отметил генпрокурор, следствие проявило максимально возможную открытость.
Устинов снова рассказал, что в результате катастрофы погибли 118 человек. Тела 115 из них переданы родственникам для захоронения, а тела троих так и не были найдены. По словам генпрокурора, получены фактические данные о том, что тела этих членов экипажа сгорели. Потерпевшими по делу признаны 161 близкий родственник членов экипажа. Всем им уже выплачены причитающиеся компенсации. В ходе следствия не нашли подтверждения версии о том, что гибель "Курска" произошла в результате его столкновения с каким-либо кораблем, поражения торпедой или ракетой в результате диверсии или теракта. На крейсере, по словам Устинова, было обнаружено 480 килограмм взрывчатого вещества, что в тротиловом эквиваленте составляет 1000 килограмм. В ходе следствия было осмотрено около 8 тысяч объектов, допрошено более 1200 свидетелей, проведено 211 судебных экспертиз. Поэтому генпрокурор не сомневается в правильности выводов, которые были сделаны.
Трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени в Баренцевом море в результате взрыва торпеды 65-76А внутри торпедного аппарата № 4 и последовавшего за ним взрыва торпед, находившихся в первом отсеке крейсера. Первый взрыв, по словам Устинова, произошел из-за "нештатных процессов внутри резервуара" - в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды. Вытекшая смесь может самопроизвольно разлагаться с образованием температуры в 2-3 тысячи градусов. В итоге торпедный аппарат № 4 был разрушен полностью, а аппарат № 2 - частично, и вода затопила первый отсек. Погибли все подводники, находившиеся в нем.
Второй взрыв последовал в 11 часов 30 минут 44,5 секунды в результате взрывной волны. Была полностью разрушена носовая часть "Курска". Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли "в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут". Корабль затонул в 108 милях от Кольского залива. Глубина, на которую он погрузился, составила 110-112 метров (до взрывов "Курск" шел на перископной глубине примерно в 20 метров).
После взрывов офицеры, находившиеся в 6-м и 8-м отсеках, перевели оставшуюся в живых часть личного состава в 9-й отсек. У 23 членов экипажа не осталось возможности воспользоваться спасательной камерой из-за разрушенных носовых отсеков крейсера. Поэтому они стали готовиться к выходу на поверхность через спасательный люк 9-го отсека. Но спастись им не удалось: все они погибли от отравления угарным газом и от прибывающей через поврежденную систему вентиляции воды. Смерть державшихся до последнего подводников наступила не позднее чем через восемь часов после первого взрыва, то есть не позднее 19 часов 30 минут того же дня, 12 августа.
К 13 часам 12 августа в девятом отсеке собралось двадцать три человека. Это были все, кто к этому времени оставался в живых. Общее командование взял на себя, вероятнее всего, капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Почему вероятнее всего? Потому, что ни в одной из двух найденных записок об этом не сказано однозначно, однако бумаги, найденные в кармане Дмитрия Колесникова, позволяют предположить, что командовал именно он. Помимо записки в его кармане оказался список всех двадцати трех остававшихся на тот момент в живых подводников. Возле каждой из фамилий стояли галочки. Скорее всего, Колесников время от времени проводил перекличку личного состава. По крайней мере, он это проделал дважды - в 13 и 15 часов.
Так что же все-таки случилось в районе девятнадцати часов вечера 12 августа в девятом отсеке? А произошло следующее. К вечеру в отсеке стало ощущаться кислородное голодание, и было решено зарядить РДУ свежими пластинами регенерации. Эту операцию поручено было выполнить троим подводникам. Они подошли к РДУ, имея при себе банку с В-64, и начали его перезаряжать. В этот-то момент и произошло непоправимое. Кто-то из троих уронил пластины регенерации, а возможно и всю банку в воду, перемешанную с маслом. Почему так случилось, можно только предполагать. Скоре всего, сказалась усталость предыдущих часов, теснота и недостаток освещения. Раздался взрыв... По характеру ожога, возможно предположить, что в последний момент один из подводников пытался накрыть собой упавшую банку с регенерацией и принять всю силу взрыва на себя. Вне всяких сомнений, он совершил подвиг, который до сих пор, увы, так и остался неоцененным. Однако даже этот отчаянный смертельный бросок ничего уже не мог изменить... Находившиеся рядом с РДУ люди погибли почти мгновенно в результате взрыва. Остальные жили немногим дольше. Взрыв сразу же выжег весь кислород в отсеке, выделив огромное количество угарного газа. Никто не ожидал взрыва, а потому все подводники находились без дыхательных аппаратов, которые вполне обоснованно берегли на случай выхода из подводной лодки. А потому всем им было достаточно одного - двух вдохов угарного газа, чтобы потерять сознание. Это был конец. Люди попадали в воду, чтобы уже никогда из нее не подняться. Все произошло так стремительно, что вряд ли кто-то из находившихся в девятом отсеке подводников смог до конца осознать, что же произошло.
[показать]
Церемония прощания с погибшими членами экипажа АПЛ "Курск".
КАК ВЗОРВАЛАСЬ ТОРПЕДА SS-N-16.
Правительственная комиссия под руководством Ильи Клебанова подписала итоговое заключение.
Подписание итогового документа, который поставил последнюю точку в расследовании причин гибели АПЛ «Курск», состоялось в субботу вечером. Однако детали заключения стали известны только в понедельник. Как оказалось, на акт, подписанный комиссией, наложен гриф «секретно», который будет снят не ранее чем через четверть века. Но само заключение о гибели субмарины засекречено не будет.
Как пояснил вице-адмирал Валерий Дорогин, гриф секретности наложен на акт комиссии, потому что в нем фигурируют секретные документы, такие как план проведения военно-морских учений или, например, правила хранения находившихся на «Курске» типов торпед.
Однако комиссия учла общественный интерес к трагедии в Баренцевом море и не стала налагать гриф «секретно» на само заключение.
Согласно этому документу, причиной гибели подлодки стала утечка перекиси водорода из торпеды SS-N-16 (по американской классификации). В советское время она проходила под грифом «Изделие № 398», а сейчас в российском флоте известна под кодом 65-76. Впрочем, моряки прозвали ее «Китом», а командование – «Толстой», потому что, по словам Дорогина, она действительно выглядит бочкообразно (диаметр торпеды – 650 мм).
С «Китами» постоянно случались чрезвычайные ситуации. Дело в том, что торпеды этого типа движутся за счет химической реакции (реагенты – перекись водорода и керосин). Как известно, перекись водорода легко разлагается на атомарный кислород и воду. А атомарный кислород – один из лучших окислителей. Но проблем с таким окислителем более чем достаточно – перекись такой концентрации может разлагаться даже самопроизвольно. И выделяющийся атомарный кислород окисляет и разрушает изнутри стенки емкости с перекисью.
Примерно то же самое произошло и с «Китом», который лежал в первом отсеке «Курска». Скорее всего, перекись проела внешнюю стенку торпеды и вступила в химическую реакцию с органической смазкой. Из-за этого и произошел первый, тепловой взрыв, который выбросил в отсек около 2 тонн смеси перекиси и керосина. Естественно, эта смесь тут же взорвалась.
«Даже обычная граната Ф-1, или «лимонка», в которой всего 75 граммов взрывчатки, разрушает всё в радиусе 20 метров, – говорит Дорогин. – А теперь представьте себе действие двух тонн взрывчатки в замкнутом пространстве. Я видел казенную часть находившегося рядом с местом взрыва торпедного аппарата. Она сделана из прекрасной стали, имеет толщину 40 мм и изначально сильно выгнута в сторону отсека. Так вот, представьте себе, что взрывом эту казенную часть вывернуло наизнанку и буквально затолкало в аппарат».
Первый отсек погиб мгновенно. То, что уцелело во втором отсеке, сплющило, когда сдетонировали остальные торпеды.
Как отметил вице-адмирал, он давно по характеру разрушений понял, что причина гибели «Курска» – взрыв торпеды. «Поэтому для меня и не стало неожиданностью заключение комиссии», – добавил вице-адмирал.
В 2000 году норвежским телевидением был снят документальный фильм о гибели АПЛ «Курск».
По указанию Президента России В.В. Путина для расследования причин гибели АПЛ Курск 14 августа 2000 г. была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И.И. Клебановым.
Организация “подготовительных работ по обеспечению эвакуации тел погибших моряков с атомной подводной лодки Курск и ее подъему” Правительством Российской Федерации была возложена на ЦКБ МТ “Рубин” как на предприятие, имеющее высококвалифицированные инженерно-технические кадры, которым детально известны характерные особенности конструкции АПЛ и которые владеют необходимыми знаниями современных способов и технологий судоподъема. При этом было поручено проведение переговоров (при необходимости) о выполнении судоподъемных работ с иностранными фирмами.
Общее руководство разработкой проекта подъема АПЛ осуществлял генеральный конструктор - начальник ЦКБ МТ “Рубин” академик РАН И.Д. Спасский.
Для координации работ по проекту и оперативного решения всех возникавших в ходе работ технических и организационных вопросов на предприятии под руководством генерального конструктора АПЛ Курск И.Л. Баранова была создана рабочая группа конструкторов, в состав которой вошли также специалисты ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, 1-го ЦНИИ МО РФ и 40-го ГосНИИ МО РФ.
В процессе разработки технического проекта подъема АПЛ Курск было рассмотрено до десяти вариантов подъема затонувшей подводной лодки.
Одновременно было проанализировано более 500 технических предложений по подъему АПЛ Курск, поступивших в адрес предприятия от других предприятий и частных лиц, а также от многих зарубежных фирм и компаний.
Однако ни один из рассмотренных вариантов не обеспечивал возможность подъема подводной лодки в 2001 г. Подавляющее большинство предложений отечественных и зарубежных предприятий и учреждений, авторских коллективов и частных лиц было неприемлемо, в связи с тем, что у их авторов отсутствовала необходимая информация по проектным особенностям подводной лодки, ее фактическому состоянию после аварии и условиям проведения операции.
Учитывая крайне сжатые сроки проведения операции, отсутствие отечественных морских технологических средств для осуществления подъема с глубины более 100 метров такого крупногабаритного объекта большого водоизмещения, как АПЛ Курск, подъем подводной лодки мог быть осуществлен только с помощью существующего оборудования зарубежных компаний.
английская мини-подлодка “ LR-5 “ (для обследования места катастрофы )
Поэтому российской стороной были проведены переговоры с несколькими иностранными фирмами, в результате которых была выбрана голландская компания Mammoet Transport Antilles N.V., руководство которой выразило готовность и подтвердило возможность выполнить операцию подъема АПЛ Курск в 2001 году с привлечением ряда иностранных компаний.
Разрушение прочного корпуса первого и носовой части второго отсеков, потеря общей прочности корпусных конструкций в носовой части АПЛ не позволяли поднять подводную лодку целиком. В связи с этим ЦКБ МТ “Рубин” было принято решение об отделении разрушенного первого отсека АПЛ.
Эту операцию выполнили с помощью оборудования голландской компании Smit International (партнера компании Mammoet) по исходным данным и при техническом сопровождении ЦКБ МТ “Рубин”.
Общий замысел операции подъема и транспортировки АПЛ, который в итоге реализовали, был следующим.
Необходимые подъемные усилия создавались установленными на подъемно-транспортной барже тросовыми гидравлическими домкратами, с помощью которых осуществлялся отрыв АПЛ от грунта и ее плавный управляемый подъем к поверхности моря.
На период транспортировки АПЛ была прижата дополнительным усилием к установленным на днище баржи специальным седлам, имевшим форму теоретических обводов надстройки АПЛ. Для "утопления" в корпусе баржи ограждения выдвижных устройств в ее днище был сформирован специальный рецесс, при этом поднятые выдвижные устройства АПЛ были отрезаны до начала ее подъема. Дополнительное усилие прижатия создавалось теми же гидравлическими домкратами, которые использовались при подъеме.
На корпус АПЛ подъемные усилия от тросовых гидравлических домкратов передавались через стренды (пучок стальных тросов особой конструкции) с помощью специально разработанных для этой операции зацепов. Зацепы фиксировались в отверстиях, предварительно вырезанных между шпангоутами в верхней части прочного корпуса АПЛ.
Для приложения усилий к корпусу АПЛ, необходимых для отрыва от грунта, подъема и транспортировки в поджатом к седлам днища баржи состоянии расчетом, выполненным предприятием, была определена необходимость 26 подъемных точек.
Такой способ подъема, выполненный впервые в истории судоподъемных работ, мог быть осуществлен благодаря высокой несущей способности прочного корпуса АПЛ.
Для обеспечения предусмотренных проектом работ потребовалось создание и привлечение целого комплекса судоподъемных и морских плавучих технических средств как голландской компании Mammoet и ее подрядчиков, так и Северного флота (СФ) ВМФ России.
В этот комплекс вошли баржа "Giant 4" (Smit International) с установленной на ней подъемной грузонесущей системой (Mammoet), баржа "Carrier" с оборудованием для отрезки первого отсека (Smit International), водолазное судно "Mayo" (DSND), суда - буксировщики: морские буксиры, работавшие по контракту с компанией Smit Maritime Contractors BV ("Smit Wijs" , "Атрек" и "Havila Charmer"), и рейдовые буксиры СФ; понтоны дополнительной плавучести (Mammoet), специально изготовленные на ПО "Севмаш" для операции докования; плавучий док ПД-50 (СФ), плавучие краны "Палтус" и 7500 (СФ), спасательный буксир "Алтай" (СФ), понтоны ССП-80 и ССП-200 (СФ).
Кроме этого, подъемную операцию обеспечивали корабли охранения, гидрометеорологической службы, радиационного контроля, авиация, вспомогательные суда и плавсредства СФ ВМФ России.
Все морские подготовительные работы, подъем, транспортировка, заведение понтонов дополнительной плавучести и постановка АПЛ в док проводились при техническом сопровождении работ специалистами предприятия и непосредственном их участии в решении всех возникавших при этом технических и организационных вопросов.
Замеры фактических значений подъемных усилий и пространственного положения АПЛ в процессе ее отрыва от грунта и подъема, которые фиксировались специальной аппаратурой, подтвердили высокую точность инженерно-технических расчетов, выполненных в ЦКБ МТ “Рубин” и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова при разработке проекта.
Обеспечение работ по подъему АПЛ Курск осуществлялось специально созданной по приказу Главнокомандующего ВМФ из сил и средств Северного флота Экспедицией особого назначения (ЭОН). Командиром ЭОН был назначен начальник штаба Северного флота вице-адмирал М.В. Моцак.
В состав ЭОН входило ок. 3000 человек, 12 боевых кораблей, 16 судов обеспечения, 8 вертолетов. Боевое дежурство по охране района при осуществлении подъема АПЛ нес крейсер "Петр Великий".
На место проведения операции докования баржа “Giant 4” с АПЛ прибыла вечером 10 октября 2001 г.
Поскольку осадка системы “баржа – АПЛ” превышала 22 метра, ее заведение в плавучий док ПД-50 обеспечивалось за счет использования двух спроектированных голландской компанией Smit Engineering и изготовленных ПО "Севмаш" понтонов дополнительной плавучести.
21-23 октября Северным флотом была произведена операция докования системы “баржа – АПЛ – понтоны” в плавучий док ПД-50 на СРЗ-82 в поселке Росляково Мурманской области, и после вывода из дока баржи и понтонов операция по подъему АПЛ Курск была завершена.
Всего за 5 месяцев с момента подписания контракта с компанией Mammoet голландской и российской сторонами - многонациональным разноязычным коллективом участников проекта была выполнена уникальная, чрезвычайно сложная, масштабная и достаточно эмоционально-напряженная работа как по разработке проекта подъема, так и по осуществлению подготовительных работ и самой операции подъема, транспортировки и постановки АПЛ Курск в док.