[640x480]
Чистое гладкоокрашенное или украшенное узорами яйцо приобрело символическое религиозно-обрядовое значение еще задолго до принятия христианства. У многих народов сохранились легенды, в которых яйцо выступает источником жизни, света и тепла, даже зародышем всей Вселенной. Существуют также многочисленные варианты легенд, связывающих возникновение традиций писанкарства с евангельскими событиями (страстями Христа). Своеобразные местные отличия писанок существовали и в начале XX ст. Различают писанки Поднипровъя, Слобожанщины, Полесья, Подолья, Бойкивщини, Гуцульщини, Лемкивщини и тому подобное. На Слобожанщине и Покутье распространены крапанки, на Бойкивщине и Лемковщине — так называемые булавочные и крапанки. Самая большая филигранность орнаментальных мотивов присуща гуцульським писанкам, выполненным писачком с конусообразной трубочкой.
[600x450]
Писанки изготовляли весной, перед Паской, сельские девушки и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни пекари и др. Поэтому и техника декорирования отличалась. На селе яйца красили в один цвет, иногда процарапывали узоры, орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе прибегали к разным искусственным способам — наклеивали куски цветной бумаги, фольги, ткани, нити и тому подобное. Писанки преимущественно изготовляли для себя и только изредка для продажи на ярмарке.
[450x300]
Превращать обычное куриное яйцо в волшебное молодильное яблочко - писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки.
Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев. Узор мастерицы не придумывали, а списывали с прошлогодних писанок. А к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право даже прикасаться.
Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 8 тыс. лет. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок - специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить.
[400x533]
Когда-то с писанками делали магические действия. Для обеспечения урожая их на весеннего Юрия катили по зеленой пшенице и закапывали в землю. Пасхальным утром молодежь умывалась водой, в которую перед тем клали пасхальные яйца и серебряные монеты, они должны были придать силы и красоты. Свяченые писанки были оберегом для жилья от грома и огня, а людей и животных — от «дурного глаза», их использовали в качестве лекарств от некоторых заболеваний. Писанки служили объектом забавы для детей и молодежи. С ними устраивали игры «невбитки», «навкатки» и др. Из пустых писанок, добавляя к ним из цветной бумаги хвост, крылья и головку из теста, изготовляли так называемые голубей. Их, а также писанки, нанизанные на шнурочек (по большей части по три), подвешивали вблизи икон, украшая таким образом жилье.
[600x423]
На рубеже 19-20 веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок (правда, во время войны многие коллекции были утрачены). Также сейчас восстанавливаются коллекции известных русских мастериц буквально по описанию писанок.
Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо, либо за крашенку к Пасхе. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Новый цикл писания мастерица начинала с чистого четверга. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимое движения в рисунке.
Ее орнаменты - священные письмена: молитвы, колядки, законы Божий, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов. Писанка - один из таких оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику.
Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище.
Девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка. Писанка - символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это выражено в узорах писанок. Узоры эти возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой.
[600x400]
В 60-х годах XX ст. в связи с усилением интереса к народному искусству и национальной культуре возобновилось и писанкарство. В Косове, Коломые и Вижнице весной, перед Пасхальными праздниками, народные мастера продавали писанки на ярмарках. Так стихийно возник писанкарский промысел, однако сначала он не выходил за пределы Прикарпатья. В 70—80-х годах писанки как произведения народного искусства экспонировались на выставках. Появились частные коллекции писанок. Сегодня писанкарство сохранилось и развивается благодаря мастерам старшего поколения. Писанки продаются на ярмарках, в художественных салонах. Оригинальный орнамент писанок не только очаровывает своей изысканностью, миниатюрностью, гармонией колорита, он несет древнейшие символы миропонимания и природы, соединяет с традицией прошлого. Украинская писанка в мире является символом народа.
[386x34]
КАЖДЫЙ ГОД В КОЛОМЫЕ ПРОХОДИТ ФЕСТИВАЛЬ ПИСАНКИ
В 2000 году в Украине проходил Международный фольклорно-этнографический фестиваль гуцулов, центром проведения которого стала Коломыя. К его открытию в центре города появилось оригинальное новое здание музея писанковой росписи (архитектор И. Шуман). Центральная часть музея имеет форму писанки высотой 14 метров. Помещение изготовлено полностью из цветного стекла, общая площадь витража составляет свыше 600 квадратных метров.
Архитектурное сооружение в форме самого большого в мире писанкового яйца стало визиткой не только Коломыи, но и всей Ивано-Франковщины. За тридцать лет существования музея (раньше музей работал в другом помещении) его сотрудники собрали 12-тысячную коллекцию писанок не только из Украины, России и Беларуси, где это традиционное занятие, но и из Китая, Индии, Египта и других стран.
[700x525]
Традиция росписи яиц на Гуцульщине и Покутье уходит своими корнями в глубину веков, поэтому не удивительно, что именно это искусство здесь достигло самого высокого уровня. Сама по себе писанка – это по большей части куриное (гусиное) яйцо, расписанное по специфической технологии воском и закрашенное натуральными или анилиновыми красителями.
Писанка довольно быстро вписалась в христианский пасхальный ритуал. На многих гуцульских писанках можно увидеть изображения крестов, церквей, колоколен, надписи с пасхальными приветствиями. Коломыйские музейщики изобрели особый метод хранения и реставрации писанок, который на протяжении нескольких лет хранили в строжайшем секрете. Благодаря этому, теперь все заинтересованные имеют возможность полюбоваться филигранностью гуцульских писанок.
[700x335]
Музей писанок в Коломые уникален еще и потому, что он выполнен в форме яйца, высота которого составляет 14 метров, диаметр – 10 м. Помещение изготовлено полностью из цветного стекла, общая площадь витража составляет свыше 600 квадратных метров. Кстати, оно не имеет крыши! Внешняя отделка выполнена в трехмерном пространстве. Музей имеет три этажа, верх расписан звездами и главной звездой – Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.
Коллекцию для Музея начали собирать более ста лет назад, когда по инициативе местного духовенства был создан музей народного искусства Гуцульщины – этнографического горного региона, расположенного на территории современных Ивано-Франковской, Черновицкой, Закарпатской областей, а также прилегающих украинских селений соседней Румынии.
Позже он стал называться музеем народного искусства Гуцульщины и Покутья, поскольку экспозиция пополнилась также материалами со здешнего предгорного региона Покутье. Коллекция пасхальных яиц послужила поводом для создания отдельного музея «Писанка».
Архитектурное сооружение в форме самого большого расписного яйца в мире стало визитной карточкой г. Коломыи. Торжественное открытие музея «Писанка» состоялось 23 сентября 2000 года, во время Х Международного Гуцульского фестиваля. Концепцию экспозиции музея разработала директор Я. Ткачук, а воплотили в жизнь – коломыйские художники В. Андрушко и М. Ясинский. В 2007 году Музей был номинантом в конкурсе «7 чудес Украины».
В настоящее время музей владеет коллекцией свыше 6000 писанок, представленных не только из различных областей Украины: Тернопольской, Львовской, Винницкой, Черкасской, Кировоградской, Одесской, но также из таких стран как Пакистан, Шри-ланка, Беларусь, Польша, Чехия, Швеция, США, Канада, Франция и Индия. Некоторые экспонаты были изготовлены еще на границе ХIХ-ХХ веков.
Самые красивые украинские пысанки – космацкие – от названия села – Космач. Здешние народные художники пользуются восковой техникой. Сложнейший метод, сродни ювелирной работе. Воск на яйцо наносится тонкой палочкой, на конце которой – миниатюрная металлическая леечка. В нее закапывают растопленный воск, который наносят на яйцо, создавая узоры. Стоит такая писанка около двадцати пяти гривень.
Среди экспонатов есть и особенная коллекция – писанки с автографами почетных посетителей музея: художников, политиков, дипломатов. В музее существует традиция – первые лица страны во время посещения музея получают белое яйцо, растопленный воск и «писачек», которым оставляют свой автограф на поверхности яйца, а потом и вовсе расписуют писанку. Таких писанок уже больше 70.
А 26 июня 2007 года музей пополнился еще одним экспонатом – писанкой с автографом эрцгерцога и наследного принца Австро-Венгерской империи, Международного президента Паневропейского союза Отто фон Габсбурга, который побывал на Прикарпатье.
А ЭТО МОЙ КОЛЛЕГА--ОЛЕГ ИОСИФОВИЧ БОЙКЕВИЧ.
Итервью на украинском языке...
Олег Бойкевич со своими воспитанниками на мастер-классе в Коломые.
[700x525]
Другие участники фестиваля и их работы:
[700x525]
[525x700]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[525x700]
[700x525]
[525x700]
[700x525]
[500x338]
[700x525]
[700x466]
[560x373]
[386x34]