Святые мощи и их отличие от мумий
Мощи святых и мумии фараонов – являются ли они по сути одним и тем же или все-таки имеют разную природу? Постараемся разобраться в чем их сходство и различия на основании научных наблюдений.
Сходство состоит в том, что и те и другие являются неразложившимися останками человеческих тел.Многие из них насчитывают сотни, а то и тысячи лет.
Но есть много различий: 1. Мощи святых не имеют неприятного запаха, в отличии от мумий. 2. У мощей все органы остаются на месте, в отличие от мумий, у которых перед мумификацией обычно удаляют мозг, сердце, легкие, органы пищеварения. 3. Следов мумификации у останков святых не обнаружено. 4. Многие тела усопших святых находятся в неблагоприятном климате. Например мощи Печерских угодников находятся во влажном климате (влажность в пещерах около 100%). Мумии же обычно хранятся в сухом климате, например, мумия Ленина, помимо бальзамирования и отсутствия некоторых органов, охлаждается специально установленной в мавзолее системой кондиционеров. В сухих условиях мертвые тела истлевают примерно за 500 лет, а во влажных – за 200.Поэтому тела Печерских монахов должны были истлеть уже несколько раз. 5. Тела некоторых святых мироточат.В 1988 г. ученые из лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института Ю.В. Хмелевский, И.И. Бабрик и И.В. Концевич провели химический анализ мира, взятого из чаш с мироточивыми главами. Результаты анализа показали, что все образцы являются высоко насыщенными маслами, не имеющими примесей высших жирных кислот. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и не растворялись в воде и метаноле, в них не был выявлен неорганический фосфат. Это свидетельствует об отсутствии процесса распада органических веществ в мире. В образцах обнаружили до 73 мг белка на 100 мг мира. Такой показатель свойственен только живому организму.
Наряду с отсутствием процессов гниения был установлен факт сильного высыхания тканей.В отличие от зловонных египетских мумий, благоухающие останки Печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков: их тысячелетнее сохранение было обусловлено не бальзамированием, а тем, что вода испарялась через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ. Ученые, в том числе академик П. Флоренский, после этих экспериментов в Печерской Лавре не нашли ответа, почему мощи святых не имеют запаха тления, не разлагаются, не благоухают, а высохший труп обычного человека – наоборот. В том же году студенты Киевского мединститута проводили в Лавре гигиенические и микробиологические исследования. Они брали пробы воздуха в пещере и в саркофагах, где находятся мощи. Так вот, в саркофагах количество микробов было в 6 – 7 раз меньше, чем в пещерах, а болезнетворных бактерий и вовсе не было. Хотя саркофаги негерметичны, и по логике пробы воздуха пещер и саркофага не должны отличаться.
В некоторых буддистских монастырях, есть нетленных останки монахов, также со всеми внутренними органами, не забальзамированные после смерти. Им тоже сотни лет. Однако у буддистов процесс мумификации начинается еще до смерти человека и занимает примерно 9 лет. Первой ступенью такой мумификации была очень строгая диета – корешки, семена, иногда ягоды.Параллельно монах выполнял тяжелую физическую работу в виде различных упражнений. Первая ступень длилась 1000 дней. Трудно представить, как был истощен монах скудной пищей и тяжелыми физическими нагрузками. Основной целью этой ступени было избавление от жира.
Вторая ступень тоже длилась 1000 дней. Питание и работа были теми же, но ему давали чай из лакового дерева, сок которого ядовит и содержит дубильные вещества.
После 2000 дней голода, тяжелой работы и постоянного хронического отравления, монах достигал крайней степени истощения. Потом начинался последний этап. Монах запирался в комнате, где было отверстие для вентиляции и колокольчик.Раз в день монах звонил, давая понять, что он еще жив. Если же нет, то комнату замуровывали наглухо на 1000 дней. После открывали и видели либо истлевшее тело, либо мумию. Почему это было популярным? В случае успеха монаха признавали Буддой и относились к нему с почтением. Тело монаха помещалось и хранилось в храме.Но даже в условиях провала он оставался в памяти близких и пользовался уважением.
Их пытаются сравнить с христианскими святыми. Но при некоторых сходствах, между ними есть ряд существенных различий. 1. В отличие от буддийских монахов христиане не употребляли продуктов, содержащих вещества, способствующие бальзамированию. 2. Они никогда даже не помышляли о подобном, считая себя недостойными почитания. И даже по своему смирению не хотели, чтобы Бог сохранил их тела. Достигая настоящий любви, которая «не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13:4), они не хотели быть лучше кого-нибудь, помня слова ап. Павла: «Каждый почитай другого выше себя» (Флп. 2:3). Прп. Антоний, зная, что после смерти его будут почитать как святого, завещал братии никогда не искать его тело после смерти. 3. Тела буддийских монахов не мироточат. 4. В христианстве нетленными сохранялись не только тела святых монахов, но и св. мучеников и исповедников. Жизнь христианских святых была очень разной, но у всех без исключения была общая черта – ни о каком сохранении своего тела никто из святых не помышлял, но Сам Господь прославлял своих угодников (также и ветхозаветных, которые почитались и тогда (4 Цар. 23:18; Сир. 46:14; 49:12 – 17; Исх. 13:19; 4 Цар. 13:214 Сир. 48:14 – 15), не только нетленностью их тел, но и мироточением, благоуханием и исцелением.
Нетление св. мощей убеждает нас, что смерть и дьявол побеждены Крестом и Воскресением Христовым. Чтобы не было никаких сомнений, Бог являет в Церкви Своей это чудо, среди всеобщего тления и смерти. Теперь один взгляд на бренное тело, века пребывающее нетленным, уничтожает все сомнения; здесь не только веруешь, а видишь, что для Бога все возможно. И нет уже места вопросам: возможно ли и как возможно бессмертие тела? Тела таких же людей, по всемогущему слову Божию, пребывают нетленно и по смерти; по тому же слову и наши тела будут нетленны (1 Кор. 15:53 – 54).
Нетление святых мощей поучает нас благочестивой жизни. Наша жизнь ставит нам важные вопросы: кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Как жить и действовать сообразно цели своего бытия? Блаженство Небесное закрыто от нас непроницаемой завесой смерти, а наслаждения и блага мира всегда перед глазами нашими. Праведники чаще всего проводят жизнь в скорбях, слезах и лишениях, а грешники наслаждаются и блаженствуют.Сколько нужно мужества и какая сила воли, чтобы, презрев видимое, всей силой духа устремиться к невидимому!И вот, милосердный Господь, для укрепления нашей немощи и веры в загробную жизнь и воздаяние, благоволит в нетлении тел святых, являть нам видимое доказательство тех наград, которые ожидают по смерти всех, творящих волю Его. Мы видим, что не один конец праведному и грешному, что упование праведных исполнено бессмертия и блаженства, а пути грешников – наоборот. И неразумный скажет, что лучше блаженствовать вечно, нежели вкушать временную сладость греха.
Нетление святых мощей – это непрекращающееся чудо. Однократное чудо обычно мгновенно и потому убедительно только для очевидцев, а это чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле постоянно пребывает сила Божия: «ваши тела суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19). Дух Святой жил не только в их душах, но и в их телах и не только при жизни, но и после смерти живет и действует, и даже через одежду святых (см.: Деян. 19:11 – 12).Это обстоятельство имеет особое значение для людей, которые родившись в другой религии, мало способны оценивать достоинство христианства. Вот почему его проводники, начиная от Самого Христа, в доказательство Божественности христианского учения указывали народу на совершаемые чудеса (Ин. 5:36; Лк. 7:22).
Протоиерей Александр Проченко
магистр богословия