Раньше люди веровали не потому, что они были глупые, или необразованные, или квантовой механики не знали. Современный человек тоже, как правило, не знает квантовой механики, и такой же простой, и так же неразвит, но почему-то в Бога не верит. Чем отличается современный простой человек от простого человека шестнадцатого века? Ничем. Набор знаний такой же скудный, даже хуже, потому что средний человек шестнадцатого века знал гораздо больше из того, что ему необходимо для жизни. Или сравним какого-нибудь профессора прошлого века и теперешнего. По большинству дисциплин профессор прошлого века будет гораздо более разносторонне развитым человеком, чем современный. Общее количество знаний человечества, безусловно, увеличилось, но на единицу, на одного человека оно уменьшилось. Значит, не знания, оказывается, удаляют от Бога, а грех. Это грех лишает человека видения Бога. Поэтому каждый из нас, если хочет узреть Бога, если хочет войти в Царствие Небесное, должен откликнуться на этот призыв: покайтеся! тогда узнаете Бога, тогда услышите ангельский глас, тогда войдете в Царствие Небесное.
Некоторые говорят: я не верую в Бога, потому что меня родители так воспитали. Нет, человек не верует не потому, что ему папа, мама или бабушка веру не внушили. Веру внушить нельзя. Сколько ни воспитывай, ни внедряй, из-под палки веровать не заставишь, это невозможно. Человек сам всегда выбирает, и это зависит только от чистоты его жизни: чем чище человек, тем больше в нем способность познать Бога, почувствовать Его, увидеть, как Господь руководит им в его жизни. Чем менее чист человек, чем он более грязен, порочен – тем меньше. Причем порок – это не обязательно убийство, воровство, блуд, наркомания. Пороки бывают гораздо хуже, чем блуд и наркомания, – например, гордость, тщеславие, зависть, превозношение, честолюбие. Хотя это вещи социально и менее опасны, но уводят человека от Бога гораздо дальше, чем какое-нибудь простое пьянство. Гордец перед Богом гораздо хуже, чем отпетый пьяница, хотя для общества пьяница вроде бы более вреден. Но конечно, и с гордецом общаться тоже крайне неприятно. Или человек тщеславный, который все время себя восхваляет, все время хочет подчеркнуть свои какие-то мнимые достоинства, – часто он нам противен и смешон, он нас раздражает, хотя сам этого и не видит. Всем тошно и противно, как он себя превозносит: вот я, вот я, я, я, я, – а почему же он этого не видит? Да потому, что грех ослепляет человека, от греха человек делается духовно слепым, и все ему представляется в искаженном свете, ему действительно начинает казаться, что он обладает массой достоинств. Все вокруг потешаются, пальцем показывают, а ему кажется, что им восхищаются, и лицемерные кивки он воспринимает как воздаяние чести.
И если мы хотим стать людьми полноценными, если мы хотим исправить свою жизнь по воле Божией, если мы хотим, чтобы в нашей жизни было хоть какое-то подобие элементарного порядка, гармонии и красоты, нам нужно вернуться к Богу. Это можно сделать только единственным путем. Наш путь к Богу очень извилист, но есть путь прямой. Как сделать прямыми стези Господни в наше сердце? Только покаянием. А для этого нужно обратиться к Богу из глубины души: Господи, Ты мне открой мои грехи. Потому что покаяться можно только в том, что видишь. Миллионы своих грехов мы просто не видим, ко многим настолько привыкли, что, если нам сказать, что это грех, мы даже удивимся: как грех? это же наша обычная жизнь!
Протоиерей Димитрий Смирнов