13 июня 2012
Кингисепп-Кингисеппский-Александровская Горка-Калмотка-ручей Верховской-Первое Мая-Пулково-р.Нотика-Пулково-Первое Мая-жд ст.Сала-Кингисепп.
50 км
Участники-Alvic,Ивашка.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511673/
Целью данной покатушки было проникнуть в Ивангород минуя пограничные посты,а так же знакомство с прилегающей местностью.
Оговорюсь сразу,что основная цель не была достигнута,в силу обстоятельств непреодолимой силы,впрочем обо всём по порядку.
Летним утром 13 июня я прибыл в Гатчину,где уже ждал Alvic-организатор и идейный вдохновитель данной авантюры.
Погрузка байков в авто заняла несколько минут и вскоре мы уже бодро катили по Таллинской трассе по направлению к Кингисеппу.
Прибыв в город мы собрали велики и выдвинулись на маршрут.
Стартовое фото.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511596/
Поскольку я ещё не был в Ямбурге,некоторое время мы уделили осмотру основных достопримечательностей.
Первое и одно из сильнейших впечатлений за поездку на меня произвёл собор Екатерины,1782 г. постройки.
Архитектор-Ринальди.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511597/
На крутом берегу реки Луги сохранились остатки бывшей когда-то здесь могучей крепости Ямбург.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511598/
На крутых берегах реки Луги расположен старинный русский город Кингисепп, называвшийся до XVIII века Ям, а до 1922 года - Ямбург, История города насчитывает более 600 лет. Первые сведения о нем в русских летописях относятся к 1384 году.
Однако известно, что еще в VIII-XI веках здесь существовало большое славянское поселение. Издавна эта местность входила в состав новгородских земель. Для защиты своих владений от немецких и шведских захватчиков новгородцы стремились укрепить линию обороны по реке Луге. Летопись повествует: "... поставиша новгородцы город камен не реце не Луге, на Яме...". Сооруженная в 1384 году "в тридцать и три дни" на высоком восточном берегу реки, крепость Ям имела сплошную каменную стену с несколькими башнями и воротами. Вокруг шел глубокий ров, остатки которого видны и поныне. В те времена это было довольно мощное военное укрепление. В XVII веке проезжавший через Ям известный путешественник А.Олеарий отметил, что "...крепость не велика, но окружена крепкими каменными стенами с 8-ю бастионами...", У стен крепости не раз происходили ожесточенные битвы. В 1395-1397 годах безуспешно пытались захватить город шведы, а в 1444-1448 годах город выдержал сильную осаду немецких рыцарей. К XV веку город становится не только военным, но и крупным ремесленно-торговым и административным центром.
После строительства в 1492 году Ивангородской крепости военное значение Яма уменьшилось. Укрепленный рубеж между Русью и Ливонией переместился на запад к реке Нарве. Тяготы длительной Ливонской войны 1558-1583 годов привели к разорению и запустению земель возле Яма. Воспользовавшись ослаблением России, шведы начали боевые действия. После захвата Нарвы и Ивангорода в 1581 году крепость впервые сдана шведам, но в 1590 году снова отвоевана русскими.
Трагическая судьба постигла крепость в 1617 году. По условиям Столбовского мира 1617 года Ям отошел Швеции. И только в ходе Северной войны России со Швецией весной 1703 года город вновь был освобожден и возвращен в состав Российского государства. По указу Петра I в 1703 году город Ям переименован в Ямбург, затем был подарен светлейшему князю А. Д. Меньшикову. Во второй половине XVIII века Ямбург стал уездным городом. По приказу Екатерины II многие крепостные сооружения были срыты.
До наших дней частично сохранился старый крепостной вал протяженностью около 600 метров с каменной кладкой, которая видна в нескольких местах на восточном берегу реки Луги. Благодаря археологическим раскопкам под руководством профессора А.Н. Кирничникова современные посетители могут увидеть остатки стен и башен древней крепости.
Вид с крепостной стены на реку Лугу.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511600/
Вид на автомобильный мост через Лугу.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511599/
Тут же находится краеведческий музей Кингисеппа.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511601/
Здание построено по проекту инженера Ямбургского земства К.К.Васильева. Строительство началось в 1909 году, а 29 августа 1910 года состоялось его открытие.
До революции в этом здании находилось Коммерческое училище, которое было открыто благодаря доктору Пётру Николаевичу Прохорову. В восьми классах Коммерческого училища учились 118 мальчиков и 95 девочек. Их обучали 17 учителей.
После революции в здание Коммерческого училища было отдано под Единую трудовую школу, где стали учиться и крестьянские дети.
Затем здесь располагалась Кингисеппская школа №1, в которой учился Герой Советского Союза Иванов Алексей Александрович, который во время Великой Отечественной войны был стрелком-бомбардировщиком. Об этом напоминает мемориальная доска.
Некоторое время здесь находилась вечерняя школа - школа рабочей молодёжи.
Переехав мост через Лугу,поворачиваем в парк,что тянется вдоль западного берега.
Сразу за мостом-памятник.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511602/
Памятник с установленной на нем 122-мм гаубицей образца 1910/30 г. и надписью: "Это орудие участвовало в оборонительных боях за Кингисепп в июле-августе 1941 г." Раньше гаубица стояла на противоположном берегу реки, где сейчас крест в память Северной войны.
В парке находится детский санаторий,такое ощущение,что попал в какой-то город детства-ребятня повсюда.
Вот группа детворы поют песню "Пучть всегда будет Солнце" на могиле генерала Бистрома.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511603/
Мы же едем далее вдоль реки,не забывая время от временя запечатлевать живописнейшие виды Луги.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511605/
Родник на берегу.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511606/
Тропками-дорожками добираемся до пос.Кингисеппский,откуда поворачиваем на Александровскую Горку.
Усадьба эта когда-то принадлежала Веймарнам,единственное более-менее сохранившееся здание-конюшня,да и та без крыши, парк с прудом загажен и покрыт совхозными постройками.
В усадьбе.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511607/
По всей видимости-это и есть остатки конюшни.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511608/
А это остатки мельницы.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511609/
Тут же в Александровской Горке находится братская могила воинов РККА.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511611/
Братское захоронение воинов Красной Армии 1919 г. и советских воинов 1941-1945 гг. 6 братских могил. На мемориальных досках увековечено 219 человек. По данным ОБД "Мемориал", в братской могиле захоронено 217 человек, 212 из них известны, 5 неизвестны.
Едем далее,дорога весьма живописна.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511613/
Проезжаем довольно искусно устроенный каскад прудов и руины земской школы,построенной в 1910 г.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511614/
Далее на нашем пути возникает ДОТ.
Это ДОТ Кингисеппского укрепрайона за номером 18,во как.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511616/
Дот неплохо сохранился,как снаружи...
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511620/
Так и внутри.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511621/
Особенно хорошо сохранилась железная дверь ДОТа.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511622/
Удивительна мне показалась разница пейзажей-пасторальный вид в сторону Луги...
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511617/
...и сугубо индустриальный пейзаж с другой стороны.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511618/
Едем дальше по отличной грунтовке с немногочисленными лужами.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511623/
Проезжаем урочище Калмотка.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511624/
От Калмотки изначально планировалось двигаться вдоль Луги до нас.пункта Сала,однако в итоге проехали отличными грунтовками,идущими вдоль каких-то водных артерий непонятного назначения и затем по невнятному пунктиру,протяжённостью около 1 км выехали прямо к посёлку Первое Мая.
Какое-то водохранилище.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511625/
Дорожка вдоль канала непонятного назначения.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511627/
Выходим на пунктир.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511629/
В одном месте пришлось пройти через заросли борщевика,впрочем прорыв дался малой кровью,только пришлось одеть верхнюю одежду,чтобы не обжечься.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511630/
И ещё был один маленький завал из одного дерева.)
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511631/
Ну и до полного комплекта-перепрапа через ручей Верховской-маленький но с очень крутыми склонами.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511632/
Переправа через ручей.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511633/
И вот наконец выходим в поля у пос.Первое Мая.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511634/
Здесь когда-то располагалась усадьба Анненгоф.
Почти в конце посёлка с правой стороны возле магазина можно увидеть остатки барской роскоши: руины фольварков, дико изуродованный надстройкой из пенобетона дом, а за околицей, тоже справа прекрасно сохранившаяся ветряная мельница – у нее не хватает только деревянных частей. Сложенная из бута, она напоминает собой перевернутую крынку. Принадлежало все это великолепие некогда Корфам – это был полумызок Анненгоф, а основная усадьба находилась дальше, в Сале (бывшая Старая Сала)
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511641/
Мельница эта оказалась для меня сюрпризом-тем более,что такую штуку я видел в первый раз.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511637/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511638/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511640/
А мы едем дальше.Проезжаем деревню Пулково.Сразу за деревней у дороги находится артиллерийский полукапонир,поражающий воображение своими размерами.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511642/
АПК №4.
Артиллерийский полукапонир. 1938 г. Нештатное вооружение: 76-мм пушки Лендера вместо 76-мм казематных. Разрушен - передняя стенка и внутренние перегородки уничтожены взрывом, амбразуры частично замурованы, наполовину затоплен.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511643/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511644/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511645/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511646/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511647/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511648/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511649/
Сразу за мостом через речку Нотика поворачиваем на нашу дорожку к Ивангороду.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511650/
И только мы отъехали по этой дорожке метров 500 как сзади грозно завыла сирена!
Оказалось,что нас преследуют пограничники на брутального вида машине.
Вобщем задержали они нас,проверили документы-пропусков у нас,естественно не оказалось,т.е. мы автоматом становились нарушителями пограничного режима.
Впрочем разговаривали с нами они очень вежливо и дружелюбно.)
Пока они по телефону выяняли что с нами делать,я успел перекусить,тк с утра ничего не ел.)
Наконец,наша судьба определилаь-добряки-погранцы решили,что возни и хлопот с нами слишком много и объявили,что отпускают нас с миром,только с тем условием,что мы по основной трассе вернёмся в Кингисепп.
Мы естественно согласились.
Распрощались пограничники с нами,напоследок посоветовав в следующий раз озаботиться изготовлением пропусков и приезжать снова уже желанными гостями.)
Едем обратно,проезжаем снова Первое Мая,пересекаем трассу Кингисепп-Ивангород и выезжаем на дорожку идущую с юга от жд.
Это-настоящий хайвей,четырёхполосный и абсолютно лишённый автотрафика,тк все въезды-выезды на эту дорогу перекрыты естественными препятствиями.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511652/
Выходим на эту дорогу.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511653/
Вдоль дороги какие-то карьеры,иногда попадаются вот такие образчики промышленной техники.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511654/
Вид на ПГ "Фосфорит"
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511657/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511656/
От нашей магистрали на юг отходит множество дорожек,которые местами переходят в такие живописные озёрки-выглядит очень необычно!
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511658/
10 км по этой замечательной дорожке и мы снова в Ямбурге.
Перед отъездом я не удержался и продолжил,начатую с утра фотосессию собора.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511660/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511664/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511667/
Напоследок заехали взлянуть на Кингисеппскую ГЭС.
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511668/
Станция является "динозавром" современной энергетики - начало ее строительства 1911 год, а запуск - 1915. Добротное сооружение, возведенное немецкими специалистами. Станция успешно проработала более 50 лет, в течение которых не раз модернизировалась.
Кингисеппская мини-ГЭС имеет высокую мощность для малых гидроэлектростанций. Она составляет 700 кВт, среднегодовая выработка электроэнергии с помощью двух турбин была 6 млн. кВтч в год. ГЭС, расположена в частном владении. При этом до сих пор присоединена к городским и областным сетям. Электроэнергия в Кингисепп и его пригород поступает пока транзитом - через подстанцию, стоящую на участке этой электростанции.
Сооружение более 35 лет находится в техническом простое, хотя так и не выработала свой ресурс. Малую ГЭС можно было бы восстановить и запустить.
В этих корпусах впоследствии располагался кожзавод "Победа".
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511669/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511670/
[показать]
http://fotki.yandex.ru/users/sergudarnik/view/511671/
Так закончилась эта поездка.
Спасибо Alvic-у за поездку,хоть в Ивангород и не попали,но посмотрели много интересных,новых мест,а так же приобрели неоценимый опыт.
А сюда неперменно нужно буде ещё вернуться.