• Авторизация


Матрас в Федосьино. 27-05-2011 11:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Маршрут:Ушаки-Тарасово-Федосьино-Гришкино-Лисино-Корпус-Тосно.

80 км,асфальт,грейдер,грунт.

26 мая 2011

Учавствовали:alvic,Ивашка.

Итак,стартовали на матрасной эл-ке на10 утра,около 11-ти были в Ушаках.

Заценили церковку,что усамой станции.

[700x525]

Каменная Казанская церковь в с. Ушаки строится приблизительно с 2002г. на месте одноименной деревянной (построенной в 1902-1903гг. и сгоревшей в 1950-е годы).

[700x525]

Часовня у храма.

Проехали пару км по М-10 до поворота на Усадище и просто охренели от плотности потока офтопиков.Тем приятнее было свернуть на тихое,пустынное шоссе.Сначала ехали по средне- разбитому асфальту,но примерно через три километра встретили дорожников,за которыми начался мега-гламурный участок-мечта шоссейника.Так и доехали до Марьино.

Усадьба в Марьино переоборудована в гостинницу,однако внешний вид её практически не изменён,в парке ведутся работы по восстановлению прежнего облика.Вход на территорию свободный.Общее впечатление от сегодняшнего положния дел осталось положительное.Соблюдается некий разумный баланс между старым и новым.Да вобщем,смотрите сами.

[700x525]

Парк в усадьбе.

[700x525]

Вид на усадьбу.

[700x525]

Из многочисленных дворянских усадеб, находившихся на территории Тосненского района Ленобласти, внешне сохранилась только усадьба Марьино.

Родовое гнездо Строгановых-Голицыных (одной из ветвей старинного рода Строгановых), возведенное у реки Тосны, было названо в честь баронессы Марьи Строгановой – кумы Петра I. В 1726 году баронесса купила 10 деревень и две пустоши на берегах извилистой реки, в том числе, Авати, Острецово и  Гутцово.

С 1801 года, управление имением берет на себя жена графа П.А Строганова, Софья Владимировна, урожденная княгиня Голицына (1775 – 1845г.г.). За четыре десятка лет она превращает имение в уникальный хорошо организованный комплекс построек, умело вписанный в окружающий ландшафт.

[700x525]

Усадьба с селом Адриановым, раскинувшаяся на возвышенном участке, напоминала остров, так с севера ее омывала река Тосна, а с востока - тосненский приток речка Пялья. На юге находилось Жаровское озеро.

Загородный дворец Строгановых-Голицыных не раз перестраивался, взяв за свое ядро двухэтажный каменный особняк, построенный в конце XVIII в. В разные годы строительством в усадьбе ведали бывшие графские  крепостные – архитекторы И. Колодин, П. Кузнецов, П. Иванов, А. Никитин.

Барский дом, строительство которого началось в 1813 году, изначально планировался, как своеобразный памятник Отечественной войне 1812 г. Позднее здесь, в шикарной, одной из лучших по тем временам, библиотеке, хранились мундир и футляр от жезла французского маршала Даву: трофеи, взятые в бою хозяином Марьина - Павлом Александровичем Строгановым.

[700x525]

При Павле Александровиче и Софье Владимировне были присоединены  и откуплены земли у соседних помещиков - Мусиных-Пушкиных, Рахмановых, Ильиных, Фока, Волковых.

С 1816 г. в Марьине работал талантливый планировщик садов и парков, в том числе в Царском Селе и Петергофе, архитектор А. А. Менелас (1753 - 1831). За два года он преобразил прилегающую к дворцу территорию: отвел шоссе Петербург - Москва за Поваренный ручей, на ручье устроил систему прудов и мосты, разбил сады и парк, упиравшийся на юге в Крутой ручей, построил парадные въездные ворота из землебитного кирпича по технологии архитектора Н.Львова (Приоратский замок в Гатчине).

Начиная с 1823 г., в Марьино плодотворно работал архитектор (также из крепостных крестьян) Петр Семенович Садовников (1796 - 1877). Здесь он построил 15 каменных и деревянных зданий, внес изменения в интерьеры усадебного дома. В письмах графини С. В. Строгановой к управляющему имением Ф.С.Мельникову отражено ее доверительное и уважительное отношение к Садовникову.

[700x525]

Петр Семенович помогал владелице Марьино в организации "практической школы земледелия и ремесел", составляя проекты и сметы на строительство самой школы, мельницы, птичьего двора.

В центре парадного двора усадьбы был устроен газон и цветочный сад с прудом, обсаженный померанцевыми, лимонными, апельсиновыми и редкими хвойными деревьями. В середине круглой клумбы возвышался обвитый растениями пьедестал, а на нем - вертикальные часы, показывавшие время с четырех сторон и венчавшиеся флюгером.

Садовников выстроил также новые каменные здания: ригу, черепичный завод, скотный и конный дворы, шале (небольшую загородную дачу), деревянный "лесной" домик для лесника в русском стиле.

[700x525]

Самым значительным памятником творчества П. С. Садовникова в Марьинской усадьбе является перестроенная им в 1828 - 1831 гг. в формах ложной английской готики старая церковь, освященная 7 октября 1831 г. в честь Святой Троицы (ныне превратившаяся в руины).

В результате неустанных забот просвещенной хозяйки заурядное марьинское поместье приобрело завершенность и превратилось в уникальный дворцово-парковый ансамбль с образцовым хозяйством.

Виды Марьинской усадьбы запечатлены в акварелях Е. Есакова и картинах А. Рубцова.  Ермолай Иванович Есаков (1790 - 1840), выпускник ландшафтного класса Академии художеств, академик, был приглашен графиней С. В. Строгановой в качестве домашнего учителя живописи. За 14 лет работы у Строгановых (1810 - 1824 гг.) Есаков создал серию видов дачи П. А. Строганова на Выборгской стороне Петербурга, а также Марьино.

[700x525]

На рисунках Есакова представлены, в частности, прогулка хозяек, Софьи Владимировны и ее матери Натальи Петровны Голицыной, высоким гостем - императором Александром I, ужение рыбы при луне, сад с дамами в длинных белых платьях и оранжевых шалях, экипажи с форейторами и лакеями на запятках. Всего альбом  № 5 "Марьинские виды" включал 12 акварелей.

Семейство Строгановых  дружило с семьей Олениных (Приютино). Алексей Николаевич Оленин унаследовал от Александра Сергеевича Строганова посты директора императорской публичной библиотеки (с 1811г.) и президента Академии художеств (с 1817г.).

В своем послании из Марьина А.Н. Оленин писал своему сыну Петру, который в 1814 г. был адъютантом у Павла Александровича Строганова. "Местоположение похоже на наше Приютино - так же тихо и скромно, так же близко от города верстами и временем. Марьино и Приютино - настоящие оазисы, окруженные не песками ливийскими, а лесами и болотами финскими… Горизонт Марьинский и Приютинский окружен со всех сторон высоким лесом. Когда же мы дойдем до Марьинского дома, то тут уже другое. Дом не дом, а прелестный замок… Большому кораблю большое и плавание, говорит пословица! Но что никакими богатствами купить нельзя, так это приветливость почтенной владелицы замка. Надобно так родиться и надобно, чтоб этот дар был получен от Бога!".

[700x525]

По отзывам современников, жизнь в Марьино текла весело: «отличные музыканты и песенники, оживленные балы, многочисленные кавалькады, катанья на воде, фейерверки, иллюминации, всевозможные увеселения разнообразили ее постоянно».

В "Записках" композитора М. И. Глинки есть рассказ о поездке в Марьино (1828 г.) и постановке там сцен из "Севильского цирюльника" Россини, где автор пел партию Фигаро, С. Голицын - Бартоло, Ф. Толстой - Альмавивы.

По сведениям департамента земледелия к 1897 г. в Марьинском имении состояло 9304,5 десятин земли, из них пашни 75 десятин. Хозяйство велось управляющим. Здесь использовалась десятипольная система севооборота, сеялись травы, выращивались кормовая свекла, рожь, овес, ежегодно продавались семена овса и ржи хорошего качества. В имении культивировались различные сорта роз и множество других цветов для продажи в Петербурге.

[700x525]

После революции, в 20 - 30-х годах XX века, в усадьбе размещались Дом отдыха ученых и Опытная станция Геологоразведочно-геофизического института.

Марьинский дом отдыха посещали писатель А. Н. Толстой, академик С.Ф. Ольденбург, искусствовед В.Е.Левинсон-Лессинг и художники З.Серебрякова и А.А. Рылов, на своих картинах изобразивший несколько поэтических пейзажей усадьбы: "В Марьино", "Деревня Марьино", "Деревня на берегу р.Тосны, Марьино", "Река Тосна, Марьино".

В Великую Отечественную войну (1941 - 1945) усадьбе был нанесен оргомный ущерб - сгорела гостиная, было взорвано восточное крыло дома, разрушены церковь, парковые и служебные постройки, мосты и гидротехнические сооружения, погибло множество деревьев.

[700x525]

В настоящее время Усадьба "Марьино" является частной собственностью и используется как база отдыха. С наружи барский дом не производит впечатления ухоженного. Внутренние интерьеры  дворца Строгановых – Голицыных и садово-парковый ансамбль, на сегодняшний день, восстановить не удалось. Въезд на территорию свободный.

[700x525]

...

[700x458]

Вид на усадьбу.

Рядом с усадьбой расположена церковь Троицы Живоначальной.

[700x646]

Год постройки: Между 1828 и 1831.
Архитектор: И.Ф. Колодин, П.С.Садовников

[525x700]

...

[700x525]

...

Проехали Рублёво и дальше начался грейдер км на 15 до Гришкино.Сначала каменистый и с гребёнкой,однако потом плавно перешедший в полне терпимый и даже приятный для вело-езды.Грейдер петляет по небольшим холмам всё время вдоль реки Тосны.Пейзажи вокруг радовали глаз,чуть всхолмленные поля вокруг были густо покрыты красиым ярким ковром жёлтых одуванчиков.Где-то за Гутчево дорога нырнула в красивый сосновый лес и тут нас накрыло лёгким дождичком.Внезапно по шлему забарабнили крупные градины,одна больно прилетела в нос,было очень забавно.Вскоре тучка ушла в сторону и мы даже не промокли,выглянуло солнце,засверкав лучами в каплях воды на листьях.

Наконец доехали до Гришкино.Остановились на мосту и пока решали как дальше ехать снова набежали тучи,уже посуровее,загремел гром.Решили переждать непогоду под очень кстати подвернувшимся мостом.Только успели спрятаться,как пошёл мощный ливень,разразилась гроза.Пока буйсвовала стихия успели перекусить.Через пол часа снова засветило солнце,да ещё как!

[700x525]

Река Тосна,вид с моста.Перед дождём.

[700x525]

Заскочили под мост в последние секунды до грозовой атаки.

Переждав дождь двинулись в сторону Федосьино по правому берегу р.Тосны.Дорожка встретила нас кучей сюрпризов в виде глинистого покрытия в считанные минуты залепившего байки толстым слоем грязи.Также встретилось много луж и колейность.)Ехали-шли примерно в равных пропорциях.

[700x525]

Обход очередной лужи.

[700x525]

Вот такая дорожка.

[700x525]

Местами всё же ехали.

[700x525]

Река Тосна.

[700x525]

В полях перед Федосьино.

[700x525]

Пейзаж.

[700x480]

Р.Тосна в Федосьино.

[700x525]

В Федосьино был замечен навесной мостик через Тосну и стоящая на том берегу машина.Мы резонно решили,что на том берегу дорога должна быть лучше и посчитали разумным возвращаться по лвому берегу.

Однако,мы уже в деревне,а церкви всё не видно.Тут я посмотрел карту-оказывается,церковь находится До деревни и мы её банально проехали,не заметив.В очередной раз,пожурив себя за невнимательность,скомандовал разворот.Поехали обратно.

Надо сказать,что места вокруг поражали своей мистической отстранённостью от цивилизованного мира.Создавалось ощущение,что попал в прошлое и не дымит,не шумит в каких-то 70 км пыльный и многолюдный мегаполис,так здесь было тихо,свежо и благостно.

[700x525]

Возвращаемся обратно,к пропущенной церкви.

[700x525]

А вот и купол её показался.

[700x525]

Я не знаю,как мы могли её проехать,видимо непростая дорога отняла всё наше внимание.Вид с дороги.

[525x700]

Федосьино.Церковь Параскевы Пятницы.Между 1904-1910.

[525x700]

Церковь впечатляет,причём находится в крайне плачевном состоянии.Как говорится,держится на честном слове.(

[525x700]

...

[700x525]

От погоста вокруг церкви тоже мало что осталось.

[525x700]

...

[525x700]

Прощальный взгляд на храм.Увидимся ли снова?

После осмотра церкви вновь возвратились в Федосьино и по узкому мосточку перебрались на др.берег.

[700x525]

Мост также неимоверно доставил,тк я такой вижу впервые.

[525x700]

...

[700x525]

...

Дорожка на этом берегу,оказалась не в пример лучше,чем на том.По крайне мере от езды по засохшим грунтовым и травянистым колеям я получил большое удовольствие.

[700x525]

Дорожка на этом берегу.

Доехали до Гришкино,чуть передохнули и отправились дальше в Лисино-Корпус.До Лисино шоссе хоть и идеальное в плане асфальта,но донельзя скучное и прямое-чуть не сдох от скуки.Спасибо alvicу за подброс на колесе(ветер нереально мешел всю дорогу,кроме финишного участка Лисино-Тосно).

[525x700]

Военный монумент перед Лисино-Корпус.

[700x525]

«Нам нужны корабельные леса, полноводные реки, океаны целебного воздуха, сады, цветущие и сочные луга. Нам нужны обильные росы, прозрачные закаты, звонкие родники, птичьи стаи, тянущиеся в туманном небе над золотеющими осенними рощами, пересвист птиц, сияние ночных созвездии в бездымном небе и широкие яркие радуги — предвестницы солнца после дождя. Нам нужна великолепная земля, единственный приемлемый приют для человеческой жизни и деятельности».  

Смысл этих проникновенных, принадлежащих Константину Паустовскому, слов по-новому воспринимаешь, попадая в колыбель отечественного лесоводства, чудесным образом сохранившую свой  первоначальный ансамблевый вид, сотворенный великим зодчим Бенуа. Лисино-Корпус есть яркий пример преемственности поколений, а также  государственного отношения к сохранению как природных богатств, так и культурного наследия.

О лесе, как о стратегическом запасе империи, стали  говорить при Петре Первом, потребовавшим от своих вельмож тщательного сбережения лесных угодий на переданных им в управление земльных наделах – царских «дачах».

Молодой России требовался флот. Указами (1701 г., 1703 г., 1705 г. и др.) достигались «обеспечение государству достаточного количества корабельного леса» и «установление правильного лесохозяйства». Леса, расположенные на расстоянии 50 верст от больших рек и 20 верст от маленьких сплавных, объявлялись заповедными и подлежали описанию. Рубка таких пород как дуб, клен, вяз, лиственница и сосна «в 12 аршин и толще» запрещалась под страхом наказания даже собственникам леса. Самовольная рубка дуба, например, каралась смертной казнью.

Корабельные леса находились в ведении Вальдмейстерской конторы, одной из 13 контор в составе созданной в 1718 г. адмиралтейств-коллегии, вошедшей с 1802 г. в состав Морского министерства.

[700x525]

После победы в Северной войне леса Лисинского массива, «составлявшие прежде достояние шведской короны», поступили в число земель, отошедших во владение императорского дома, а впоследствии, перешли высочайшим пожалованием в частные владения. Однако 18 января 1805 г., по императорскому указу, Лисинская дача была вновь отдана в ведение Лесного департамента. С этого же времени Лисино становится местом «для практического обучения молодых людей, посвятивших себя лесной службе». Речь шла о воспитанниках Царскосельского лесного института, учрежденного при императоре Александре I в 1803 году. На тот момент обучающихся было всего 20 человек: 10 на первом году обучения и 10 на втором.

В 1837—1863 гг. институт приобрел военное устройство по образцу кадетских корпусов. Обучавшиеся здесь носили форму, имели звания соответственно трем ротам — лесной, межевой, роте лесной стражи.

Форма выпускников лесной роты представляла собой мундир темно-зеленого сукна и брюки того же цвета со светло-зеленым коптом. По воротнику и обшлагам светло-зеленого цвета шло серебряное шитье в виде дубовых листьев и желудей; дополняли костюм гладкие серебряные пуговицы, серебряные эполеты с серебряным же полем, шарф поясной серебряный с кистями, шпага с серебряным темляком, треугольная шляпа с черным султаном из перьев и сапоги со шпорами.

Так как для «практического ознакомления с приемами лесного хозяйства» зеленых насаждений в столице не хватало, по инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина указом от 7 декабря 1834 года Лисинская дача была преобразована в Лисинское учебное лесничество. В штате лесничества состояли: директор, ученый лесничий, лесничий в помощь директору «при разных занятиях, особенно по части полицейской и хозяйственной», письмоводитель, обер-егерь, еще двое лесничих, объездчики и постоянная лесная стража для охраны дачи.

Директору и чиновникам лесничества позволялось иметь огороды, сады и домашний скот.

Интересно, что выпускники лесной роты обучались 6 лет и, получив звание «кондуктора», отправлялись на год в учебное лесничество в звании «лесных практикантов». Лесничество обеспечивало их жильем и учебными пособиями.

Время нахождения в лесничестве засчитывалось практикантам в действительную службу.

[525x700]

Первым директором Лисинского учебного лесничества был назначен Фрейрейс Балтазар Балтазарович, проработавший здесь до ухода в отставку в 1842 г. Фрейрейс «лесное дело практически знал твердо», был приветливым, сдержанным человеком, увлекался охотой и изготовлением чучел. Знакомя с усадьбой первых практикантов, он обращал их внимание на то, что «все это возникло в глубоком лесу, меж смрадных болот, в безлюдной местности в результате тяжелого неутомимого труда».

В 1884 г. Лисинское учебное лесничество отпраздновало свой 50-летний юбилей и одновременно «…открытие памятника императору Александру II от чинов Корпуса лесничих и Лисинского учебного лесничества в память благоволения Его Величества к Лисину и многократных посещений по случаю охот».

Александр II был страстным охотником. Лисино он любил и часто приезжал сюда (86 раз) в свой охотничий дом, выстроенный Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813—1898) родоначальником блестящей плеяды талантливых художников, архитекторов, и искусствоведов.

В 1853 г. Бенуа составил генеральный план строений лесничества, содержащий 23 объекта: главный каменный дом для 40 практикантов, каменный дом на случай приезда Высоких гостей, флигель для служащих при лесничестве, егерское училище, дом священника, дом для мастеровых и кучерскую, лазарет, флигели для чиновников, кузница, баня и др.

В современном поселке планировочная система и сеть улиц учебного комплекса в основном сохранились в первоначальном виде.

10 июня 1853 г. Бенуа собственноручно сделал разбивку территории под будущие строения, а 26 июня того же года состоялась их закладка, во время которой в фундамент были положены медные позолоченные доски с гравированными надписями, золотые и серебряные монеты.

Лисинский охотничий дворец относят к особенным удачам архитектора: в нем появились элементы будущего стиля «модерн».

[525x700]

Представить внутренний облик охотничьего дома дает возможность журнал «Нива» за 1885 год: «Убранство комнат зимнего павильона чрезвычайно просто. На стенах висят картины, оленьи головы с огромными ветвистыми рогами, барельефы, оружие и прочие украшения. В комнатах расставлены чучела разных диких зверей, убитых на высочайших охотах. Между этими чучелами особенно бросается в глаза чучело большого медведя, убитого покойным императором близ ст. Белой.
В одной из комнат дворца находится небольшая оранжерейка, убранная, как и прочие комнаты, в охотничьем вкусе. Вообще внутреннее убранство дворцовых комнат не походит на роскошное убранство санкт-петербургских дворцов: в лисинском дворце все дышит деревенской простотою».

По существующей версии, Лисино получило свое название в честь обитавших здесь в большом количестве лис. Слово же «Корпус» обозначает егерский корпус, как в строительном смысле, так и в служебном.

Как писал журнал «Нива»: «Лисинский лес может очаровать охотника своей девственной прелестью, да и для медведя он — чистая находка: только здесь медведь пользуется некоторым покровительством закона, запрещающего жителям окрестных сел и деревень охотиться на него в казенном лесу».

[700x525]

Представить внутренний облик охотничьего дома дает возможность журнал «Нива» за 1885 год: «Убранство комнат зимнего павильона чрезвычайно просто. На стенах висят картины, оленьи головы с огромными ветвистыми рогами, барельефы, оружие и прочие украшения. В комнатах расставлены чучела разных диких зверей, убитых на высочайших охотах. Между этими чучелами особенно бросается в глаза чучело большого медведя, убитого покойным императором близ ст. Белой.
В одной из комнат дворца находится небольшая оранжерейка, убранная, как и прочие комнаты, в охотничьем вкусе. Вообще внутреннее убранство дворцовых комнат не походит на роскошное убранство санкт-петербургских дворцов: в лисинском дворце все дышит деревенской простотою».

По существующей версии, Лисино получило свое название в честь обитавших здесь в большом количестве лис. Слово же «Корпус» обозначает егерский корпус, как в строительном смысле, так и в служебном.

Как писал журнал «Нива»: «Лисинский лес может очаровать охотника своей девственной прелестью, да и для медведя он — чистая находка: только здесь медведь пользуется некоторым покровительством закона, запрещающего жителям окрестных сел и деревень охотиться на него в казенном лесу».

[525x700]

С превращением в 1860 г. Лисинского лесничества в «заказ» для царских охот, в нем прокладывались дороги к местам охоты, строились мостики через канавы, благоустраивались тропы, оборудовались площадки для глухариных токов.

Появились «зверинцы» для ланей, косуль и кабанов, а также ремиз (место для дичи) для серых куропаток.

В местные леса завозились из Курляндии косули, лани, фазаны; из Минской губернии — кабаны; из Ковенской губернии — куропатки; из Архангельской губернии — северные олени. Сам же лисинский лес богат был лосями, медведями, лисицами, зайцами, волками, глухарями, тетеревами и вальдшнепами. За 8 лет (1838—1846) здесь было добыто 12 медведей и 43 лося. В штате служащих состояли обер-егерь, егери, псари.

Для царских охот и содержания охотничьего персонала отпускались средства, которые составляли треть всех расходов на лесничество.

[700x525]

Кроме охотничьего дворца в Лисино-Корпус находится еще одно уникальное творение Н. Л. Бенуа — церковь, воздвигнутая в 1862 г. на средства министерства государственных имуществ. На эскизе церкви, датированном 10 октября 1858 г., сохранилась авторская пометка: «Во время присутствия Государя Императора в Лисинском учебном лесничестве, вечером 20 октября 1858 г. Его Величеству по рассмотрении сего проекта благоугодно было сказать мне: «Церковь мне очень нравится». Арх. Бенуа».

Строительство церкви в честь Происхождения Честных Древ Честного и Животворящего Креста началось в 1860 г. Освящение церкви состоялось 14 октября 1862 года при большом количестве высоких чинов и народа.

По проекту церковь имеет в плане вид римского креста, высота каменной кладки до основания купола 18 сажен, длина 16 сажен, ширина 5-7 сажен. Вместимость 600 человек, имеет 3 входа.

За заслуги по возведению Лисинского архитектурного ансамбля  архитектор Н. Л. Бенуа получил второй орден Станислава 2-й степени.

На средства, собранные от прихожан, в 1866 г. при участии директора лесничества П. Е. Петрова и священника И. М. Тяжелова при церкви устроена богадельня для призрения неимущих вдов.

В 30-е годы XX столетия церковь была разграблена, а приход ликвидирован. Во время оккупации фашисты использовали церковь под конюшню. А после войны наши саперы разряжали и взрывали в ней мины и снаряды, найденные в округе. Но церковь, на удивление, выстояла. Ее ремонт, начался по инициативе местного краеведа С. А. Соловьева в еще 50-х годах, что, само по себе, почти чудо.

[700x525]

В 1991 году верующие жители поселка объединились в общину, избрали приходской совет. Лисинский лесной колледж предоставил квартиру для священника. Освящены и установлены на купола позолоченные кресты. На колокольне храма появились семь колоколов.

Ровно через три дня после воздвижения крестов в церкви замироточила икона преподобного Серафима Саровского.  

В сентябре 1999 года по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Лисинский храм был передан Воскресенскому Новодевичьему монастырю для создания при нем монастырского подворья.

Повторное освящение храма совершено 18 ноября 2001 года.

----------------------------------------------------------------------------------------------

От Лисино-Корпус с ветерком долетели до Тосно,сели на эл-ку и окло 8-ми вечера уже были в городе.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
15-05-2013-15:08 удалить
"и сгоревшей в 1950-е годы"-на самом деле Ушакинский дом культуры ,который располагался в бывшем здании церкви сгорел в 1984 году в ноябре .


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Матрас в Федосьино. | Ивашко - Дневник Ивашко | Лента друзей Ивашко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»