• Авторизация


Без заголовка 04-05-2015 17:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ. ЧАСТЬ 47 - МАЙЯ УШЛА В МАЕ... Памяти Великой Балерины.)

Портрет Плисецкой

В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные.
Плисецкая — полюс магии.
Она ввинчивает зал в неистовую воронку своих тридцати двух фуэте, своего темперамента, ворожит, закручивает: не отпускает.
Есть балерины тишины, балерины-снежины — они тают. Эта же какая-то адская искра. Она гибнет — полпланеты спалит! Даже тишина ее — бешеная, орущая тишина ожидания, активно напряженная тишина между молнией и громовым ударом.
Плисецкая — Цветаева балета.
Ее ритм крут, взрывен.

[показать]

Зевин Евгений Моисеевич (род. 1947) Майя Плисецкая из серии Герои нашего времени (Камертон). 2014 г.




[показать]

Луппов Сергей Михайлович (1893-1977) Майя Плисецкая в балете "Дон Кихот". Китри. 1950 г.

[показать]

Марусова Наталия Владимировна (Украина) Узы балета. Майя Плисецкая (рисунок на фольге). 2007 г.

[показать]

Новосельская Нина Николаевна (1926-1985) Портрет балерины Майи Плисецкой. 1950-е гг.

[показать]

Новосельская Нина Николаевна (1926-1985) Портрет Майи Плисецкой. 1950-е гг.

***
Каждый жест Плисецкой — это исступленный вопль, это танец-вопрос, гневный упрек: «Как же?!» Что делать с этой «невесомостью в мире гирь»?
Самой невесомой она родилась. В мире тяжелых, тупых предметов. Самая летящая — в мире неповоротливости.
Мне кажется, декорации «Раймонды», этот душный, паточный реквизит, тяжеловесность постановки кого хочешь разъярит.
Так одиноко отчаян ее танец.
Изумление гения среди ординарности — это ключ к каждой ее партии.
Крутая кровь закручивает ее. Это не обычная эоловая фея —
Другие — с очами и с личиком светлым,
А я-то ночами беседую с ветром.
Не с тем — италийским
Зефиром младым,—
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным!

[показать]

Егорова Любовь Портрет Майи Плисецкой. 2011 г.

[показать]

Ирина Баст Портрет Майи Плисецкой. 2014 г.

[показать]

Лада Родионова (Украина) Балерина Майя Плисецкая.

[показать]

Поспехова Марина Александровна (род. 1967) Кармен Майи Плисецкой.

***
Впервые в балерине прорвалось нечто — не салонно-жеманное, а бабье, нутряной вопль.
В «Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи.
В ней нет полумер, шепотка, компромиссов.
Лукав ее ответ зарубежной корреспондентке. «Что вы ненавидите больше всего?» — «Лапшу!» И здесь не только зареванная обида детства.
Как у художника, у нее все нешуточное. Ну да, конечно, самое отвратное — это лапша, это символ стандартности, разваренной бесхребетности, пошлости, склоненности, антидуховности. Не о «лапше» ли говорит она в своих записках: «Люди должны отстаивать свои убеждения… только силой своего духовного «я». Не уважает лапшу Майя Плисецкая! Она мастер.
Я знаю, что Венера — дело рук,
Ремесленник — я знаю ремесло!

[показать]

Фонвизин Артур Владимирович (1883-1973) Портрет Майи Плисецкой. 1953 г.

[показать]

Шахмейстер Владимир Майя Плисецкая, из цикла рисунков о балерине "Танец в живописи. Полет души". 1981 г.

[показать]

Шахмейстер Владимир Майя Плисецкая, из цикла рисунков о балерине "Танец в живописи. Полет души". 1981 г.

***
Балет рифмуется с полетом. Есть сверхзвуковые полеты. Взбешенная энергия мастера — преодоление рамок тела, когда мускульное движение переходит в духовное. Кто-то договорился до излишнего «техницизма» Плисецкой, до ухода ее «в форму». Формалисты — те, кто не владеет формой. Поэтому форма так заботит их, вызывает зависть в другом. Вечные зубрилы, они пыхтят над единственной рифмишкой своей, потеют в своих двенадцати фуэте. Плисецкая, как и поэт, щедра, перенасыщена мастерством. Она не раб формы. «Я не принадлежу к тем людям, которые видят за густыми лаврами успеха девяносто пять процентов труда и пять процентов таланта».
Это полемично.
Мы забыли слова «дар», «гениальность», «озарение». Без них искусство — нуль. Как показали опыты Колмогорова, не программируется искусство, не выводятся два свойства поэзии. Таланты не выращиваются квадратно-гнездовым способом. Они рождаются. Они национальные богатства — как залежи радия, сентябрь в Сигулде или целебный источник.
Такое чудо, национальное богатство — линия Плисецкой.

[показать]

Савостюк Олег Михайлович (род. 1927) Народная артистка СССР Майя Плисецкая. 2007 г.

[показать]

Богатов Илья Александрович (род. 1973) Портрет Майи Плисецкой. 2010 г.

[показать]

Сафронов Никас (Николай Степанович) (род. 1957) Майя Плисецкая. Балет - это жизнь.

[показать]

Кукрыниксы (Михаил Васильевич Куприянов (1903-1991), Порфирий Никитич Крылов (1902-1990), Николай Александрович Соколов (1903-2000)) Майя Плисецкая (Дружеский шарж).

***
Танец — не только преодоление тяжести.
Балет — преодоление барьера звука.
Звук, воспринимаемый осязанием! В этом балет адекватен любви.
Когда разговаривают предплечья, думают голени, ладони автономно сообщают друг другу что-то без посредников.
Государство звука оккупировано движением. Мы видим звук. Звук — линия. Сообщение — фигура.
Параллель с Цветаевой не случайна.
Как чувствует Плисецкая стихи!
Помню ее в черном на кушетке, как бы оттолкнувшуюся от слушателей. Она сидит вполоборота, склонившись, как царскосельский изгиб с кувшином. Глаза ее выключены. Она слушает шеей. Модильянистой своей шеей, линией позвоночника, кожей слушает. Серьги дрожат, как дрожат ноздри.
Припорхнула к ней как-то посланница элегантного журнала узнать о рационе «примы».
Ах, эти эфирные эльфы, эфемерные сильфиды всех эпох! «Мой пеньюар состоит из одной капли шанели». «Обед балерины — лепесток розы»…
Ответ Плисецкой громоподобен и гомеричен.
Так отвечают художники и олимпийцы.
«Сижу не жрамши!»
Мощь под стать Маяковскому. Какая издевательская полемичность!

[показать]

Морозов Эдуард Николаевич (1938-2000) Майя Плисецкая.

[показать]

Храбров Владимир Леонидович (род. 1953) Портрет Майи Плисецкой с автографом балерины автору. 1975 г.

[показать]

Б.Киран Кумари (Индия) Майя Плисецкая. 2011 г.

***
Она самая современная из наших балерин. Век имеет поэзию, живопись, физику — не имеет балета. Это балерина ритмов XX века. Ей не среди лебедей танцевать, а среди автомашин и лебедок! Я ее вижу на фоне чистых линий Генри Мура и капеллы Роншан.
«Гений чистой красоты» — среди издерганного, суматошного мира.
Красота очищает мир.
Отсюда планетарность ее славы.
Париж, Лондон, Нью-Йорк выстраивались в очередь за красотой, за билетами на Плисецкую.
Как и обычно, мир ошеломляет художник, ошеломивший свою страну.
Дело не только в балете. Красота спасает мир. Художник, создавая прекрасное, преображает мир, создавая очищающую красоту. Она ошеломительно понятна на Кубе и в Париже.
Ее абрис схож с летящими египетскими контурами.
Да и зовут ее кратко, как нашу сверстницу в колготках, и громоподобно, как богиню или языческую жрицу, - Майя.

Андрей Вознесенский
Рассказ "Портрет Плисецкой" из книги "Прорабы духа"

[показать]

Ольга Новик Я - Майя. 2008 г.

[показать]

Шегаль Елена Григорьевна (1924-1979) Портрет балерины Майи Плисецкой. 1952 г. Брянский художественный музей

[показать]

Шегаль Елена Григорьевна (1924-1979) Майя Плисецкая.

[показать]

Сядристый Николай Сергеевич (Украина, род. 1937) Майя Плисецкая. Портрет-барельеф, вырезанный из кусочка вишневой косточки.

Светлая память Великой Балерине!

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)



Серия сообщений "Помню и люблю":

Часть 1 - СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУ АРТИСТУ!
Часть 2 - УТРАТЫ 2008 ГОДА
...
Часть 23 - ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА. НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ ТАЛАНТ...
Часть 24 - О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ (УТРАТЫ 2014 ГОДА).
Часть 25 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ. ЧАСТЬ 47 - МАЙЯ УШЛА В МАЕ... Памяти Великой Балерины.)
Часть 26 - О ФИЛЬМЕ "ОТЕЦ СОЛДАТА". ПАМЯТИ РЕЗО ЧХЕИДЗЕ.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Москва-Хайфа - Дневник Москва-Хайфа | Лента друзей Москва-Хайфа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»