• Авторизация


Без заголовка 23-10-2014 18:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения kakula Оригинальное сообщение

23 октября родились...

[563x700]
1834
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов
русский меценат, фабрикант, дипломат, владелец стекольных заводов, почётный гражданин города Владимира (1901), почётный член Московского археологического общества, почётный член Императорской Академии художеств (1902). Гражданский чин — тайный советник. Ю.С.Нечаев родился в родовой усадьбе Нечаевых в селе Сторожевое (ныне Полибино, Данковского района Липецкой области). Его отец Степан Дмитриевич Нечаев (1792—1860) был обер-прокурором Святейшего Синода, сенатором, действительный тайный советником, историком, археологом, основателем первого Музея Куликовской битвы, поэтом и писателем. Юрий Степанович окончил 1-ю московскую гимназию и юридический факультет Московского университета (1857). Служил в главном архиве Министерства иностранных дел, был переводчиком и ездил с дипломатическими поручениями в Берлин, Париж и другие города Европы. В 1880 году Ю.С.Нечаев получил наследство от дяди Ивана Сергеевича Мальцова (1807-1880), включающее несколько фабрик и заводов в различных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской области. Вступая в права наследования, Ю.С.Нечаев принял также и фамилию дяди (родного брата матери) и стал Нечаевым-Мальцовым. В Санкт-Петербурге с 1880 года Ю.С.Нечаев-Мальцов жил в доме 30 по Сергиевской улице (ныне улица Чайковского). В 1883—1884 годах по заказу Нечаева-Мальцова были выполнены интерьеры этого здания в стиле рококо архитектором Л.Н.Бенуа. В Санкт-Петербурге Юрий Степанович попечительствовал Морскому благотворительному обществу, Николаевской женской больнице, Сергиевскому православному братству, помогал Дому призрения и ремесленного образования бедных детей, с 1910 был попечителем Школы Императорского Женского патриотического общества имени Великой Княгини Екатерины Михайловны. Долгое время был членом Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, на основе которого в 1893 под покровительством принцессы Е. М. Ольденбургской возникла Община сестер милосердия Святой Евгении. Став вице-президентом Общины, пожертвовал деньги на строительство под ее эгидой двух больничных павильонов и здания Убежища для престарелых сестер милосердия имени Императора Александра III. Финансировал деятельность медицинских учреждений. Нечаев-Мальцов был вице-председателем Общества поощрения художеств и субсидировал журнал «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов.
[525x700]
Мемориальная доска Ю.С.Нечаеву-Мальцову на здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве.
В настоящее время в Санкт-Петербургском доме Ю.С.Нечаева-Мальцова расположено ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу. В 1885 году Ю.С.Нечаев-Мальцов основал во Владимире Техническое училище имени И.С.Мальцова, одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж). Затем воздвиг в центре города Гуся, ставшего именоваться при нем Гусь-Хрустальным, величественный храм Святого Георгия по проекту Н.Л.Бенуа, а в селе Березовка — храм Дмитрия Солунского в память воинов, павших в Куликовской битве. Храмы расписывал В. М. Васнецов. Вслед за храмами-памятниками в Гусь-Хрустальном была построена богадельня имени И.С.Мальцова, а в Москве, на Шаболовке 33, в 1906 был построен комплекс дворянской богадельни имени Ю.С.Нечаева-Мальцова (архитектор Роман Клейн). В историю Ю.С.Нечаев-Мальцов вошел как человек, подаривший России Музей изящных искусств (ГМИИ имени А.С.Пушкина) в Москве, пожертвовав на его строительство основную сумму денег (более 2000000 из 2600000 рублей). Вклад Ю.С.Нечаева-Мальцова в музей был колоссален: мраморная и гранитная облицовка, беломраморная колоннада главного фасада, портик, украшенный фризами, работами академика Гуго Залемана. На средства Нечаева-Мальцова из Италии были выписаны искусные каменотёсы; он оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора — серого, желтого, розового, красного, зеленого и «Белого зала», украшенного 36 колоннадами, — голубым фризом с золотым орнаментом и изящной медной дверью. И это не считая первого его пожертвования — двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции. 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости; когда же выяснилось, что десятиметровые колонны для портика сделать в России невозможно, Юрий Степанович заказал их в Норвегии, зафрахтовал пароход для их доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы. На фасаде здания музея, который с 1937 года носит имя А.С.Пушкина, установлена мемориальная доска с барельефом Ю.С.Нечаева-Мальцова. В имении Ю.С.Нечаева-Мальцова в селе Полибино Данковского района Липецкой области до революции находился первый в России музей Куликовской битвы. В усадьбе Полибино у Ю.С.Нечаев-Мальцова гостили и творили Л.Н.Толстой, И.Е.Репин, И.К.Айвазовский, К.А.Коровин, В.Д.Поленов, В.В.Васнецов, И.В.Цветаев, Н.Л.Бенуа, А.Н.Бенуа, Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова. До настоящего времени в Полибино сохранилась стальная ажурная сетчатая башня удивительной красоты, выполненная по проекту выдающегося инженера В.Г.Шухова. Куплена Ю.С.Нечаевым-Мальцовым на Нижегородской промышленной выставке в 1896 года. Это первое в мире сооружение гиперболоидной конструкции. По завещанию бездетного Ю.С.Нечаева его состояние в 1914 перешло к его дальнему родственнику — графу П.Н.Игнатьеву. В 1918 предприятия были национализированы. Умер в 1913 году.

[567x700]
1835
Эдлай Ивинг Стивенсон I (Adlai Ewing Stevenson I)
23-й вице-президент США (1893-1897), дед кандидата в президенты Эдлая Стивенсона. Эдлай Стивенсон родился на ферме в округе Кристиан, Иллинойс, в семье Джона Тёрнера Стивенсона и Элайзы Юинг Стивенсон. Обучался в школе Блю Уотер, Кентукки. В 1852 году сильный мороз уничтожил многие табачные культуры фермы.[1] Его отец освободил нескольких рабов и семья переехала в Блумингтон, Иллинойс. Стивенсон посещал университет Иллинойс Уэслиан, позже он окончил Центральный колледж в Дэнвилле, Кентукки. Из-за смерти отца Эдлай возвращается в Иллинойс, где устраивается на лесопилку. В 1858 году Стивенсон был принят в коллегию адвокатов. Как молодой юрист, он познакомился с такими адвокатами, как Стивен Дуглас и Авраам Линкольн. Неприязнь Линкольна и Стивенсона, возможно, возникла из-за несколько унизительных замечаний Линкольна. В 1864 году Стивенсон был назначен окружным прокурором. В 1868 году он стал заниматься юридической практикой со своим кузеном, Джеймсом Юингом, в Блумингтоне, в результате чего «Stevenson & Ewing» стала одной из самых известных юридических фирм штата. Позже Юинг стал послом США в Бельгии. В 1874 году Эдлай Стивенсон был избран членом палаты представителей от демократической партии. Местные республиканские газеты изобразили его, как «мерзкого сепаратиста», но продолжавшиеся трудности экономического кризиса 1873 года помогли демократам стать большинством в Конгрессе. В 1876 году Стивенсон проигрывает выборы в палату представителей. В 1885 году он становится помощником почмейстера президента Гровера Кливленда. В 1892 году демократы выбрали Стивенсона кандидатом в вице-президенты. Сторонник доллара и бесплатного серебра, он выступал за раздутие валюты с целью облегчения экономических бедствий в сельских районах. В 1893 году Кливленду удалили рак горла, в результате чего у него была удалена вся верхняя челюсть. Об операции вице-президент узнал при встрече с президентом. После проигрыша на выборах 1900 года Стивенсон вернулся к частной практике в Иллинойсе. В 1866 году Эдлай Стивенсон женился на Летиции Грин, в которую влюбился в колледже. У супругов родилось трое детей. Умер 14 июня 1914 года.

[512x699]
1844
Эдуард Юджин Десаир Бранли (Edouard Eugene Desire Branly)
французский изобретатель. Имя Эдуарда Брэнли не особенно известно в мире, но во Франции он считается одним из важнейших вкладчиков в изобретение радиотелеграфной связи. В 1890 году профессор физики парижского Католического университета Эдуард Брэнли стал серьезно интересоваться возможностью применения электричества в терапии. По утрам он направлялся в парижские больницы, где проводил лечебные процедуры электрическим и индукционным токами, а днем исследовал поведение металлических проводников и гальванометров при воздействии электрических зарядов в своей физической лаборатории. Устройство, которое принесло Брэнли известность, была «стеклянная трубка, свободно заполненная металлическими опилками» или «датчик Брэнли». При включении датчика в электрическую схему, содержащую батарею и гальванометр он работал как изолятор. Однако если на некотором расстоянии от схемы возникала электрическая искра, то датчик начинал проводить ток. Когда же трубку слегка встряхивали, то датчик вновь становился изолятором. Реакция датчика Брэнли на искру наблюдалась в пределах помещения лаборатории (до 20 м). Явление было описано Брэнли в 1890 году. Кстати, подобный метод изменения сопротивления опилок, только угольных, при прохождении электрического тока, еще до недавнего времени повсеместно использовался (а в некоторых домах используется и поныне) в микрофонах телефонных аппаратов (так называемые «угольные» микрофоны). По мнению историков Брэнли никогда не задумывался о возможности передачи сигналов. Он интересовался главным образом параллелями между медициной и физикой и стремился предложить медицинскому миру интерпретацию проводимости нерва, смоделированную с помощью заполненных металлическими опилками трубок. Впервые публично продемонстрировал связь между проводимостью датчика Брэнли и электромагнитными волнами британский физик Оливер Лодж. Скончался 24 марта 1940 года.

[470x640]
1844
Вильгельм Мария Хубертус Лейбль (немецкое имя - Вильгельм Мария Хубертус Лейбль, Wilhelm Maria Hubertus Leibl)
немецкий художник, выдающийся представитель немецкого реализма, мастер бытового жанра и типажного портрета, пограничных между романтизмом и символизмом. Родился Кёльне,в семье капельмейстера Кёльнского собора Карла Лейбля. Своё первые уроки Вильгельм получил у Германна Беккера. В 1864 году Лейбль поступил в мюнхенскую Академию изобразительных искусств и обучался у Германна Аншюца, Александра Штреубера и Артура Георга фон Рамберга, а с 1868 года — у Карла Теодора фон Пилоти. В 1869 году у него появляется в Мюнхене мастерская, которую он делит с художниками Теодором Альтом, Рудольфом Хиртом дю Френе и Иоганном Шперлем. Шедевром этого раннего периода творчества Лейбля считается «Портрет госпожи Гедон», благодаря которому он обрёл друга в лице Гюстава Курбе. Француз Курбе привлекал огромное внимание своими реалистическими работами. Лейбль побывал в Париже, где познакомился с творчеством Эдуара Мане. В 1870 году в Мюнхене вокруг Лейбля художники, исповедовавшие схожие с ним взгляды, объединились в так называемый «Кружок Лейбля». Это были Вильгельм Трюбнер, Карл Шух, Теодор Альт, Карл Хайдер, периодами также Ганс Тома. С 1873 года Лейбль отдалился от мюнхенской культурной жизни и проживал с художником Иоганном Шперлем в Берблинге и Бад-Айблинге в Верхней Баварии. В 1892 году Лейбль получил профессорское звание. Вильгельм Лейбль является одним из наиболее известных художников-реалистов в Германии. Его картины, написанные в Верхней Баварии, не имеют ничего общего с идиллией или радостью повествования и изображают человека без прикрас. Его богатая деталями живопись после 1890 года приближается к импрессионизму, однако сохраняет закрытую материальность образов. На своих картинах Лейбль в большинстве своём изображал людей. Умер Лейбль в Вюрцбурге 4 декабря 1900 года. Литература: RцmpIer К., Wilhelm Leibi, Dresden, 1955; Langer A., Wilhelm Leibi Lpz., 1961. Галерея: Портрет госпожи Гедон. 1869. 119,5 Х 95,7 cм, холст, масло Новая пинакотека. Мюнхен; Неравный брак. 1876-77. 75,5 Х 61,5 cм, холст, масло. Штеделевский художественный институт. Франкфурт; Портрет матери Гертруды Лейбль. 1879, 16,5 X 15 cм, бумага, офорт. Мюнхен; Три женщины в церкви. 1881. 113 Х 77 cм, дерево, масло. Кунстхалле. Гамбург; Портрет Иоганна Шперля. Бумага, карандаш, 14 Х 10,7 cм. Мюнхен; В ожидании. 1898. 35 Х 26,5 cм, дерево, масло. Музей изобразительных искусств. Лейпциг.

[572x700]
1844
Луи Риль (Riel)
деятель национально-демократического движения в Канаде. Родился в городе Сент-Бонифейс. В октябре 1869 г. возглавил восстание в долине р. Ред-Ривер и стал секретарём Национального комитета метисов, который руководил борьбой фермеров против посягательств федеральных властей на их земли. В декабре 1869 г. восставшие избрали его президентом временного правительства. В августе 1870 г. карательная экспедиция подавила восстание. Он эмигрировал в США. Население возникшей в 1870 г. в результате восстания провинции Манитоба трижды в 1873-1874 гг. избирало его в парламент Канады, но он не был в него допущен. В марте 1885 г. встал во главе восстания поселенцев-метисов и индейцев долины реки Саскачеван против железнодорожных компаний и представителей федеральных властей. В июле 1885 г. восстание было подавлено. По приговору суда он был повешен в городе Риджайна 16 ноября 1885 года.

[552x700]
1846
Александр Андреевич Архангельский
русский хоровой дирижёр, композитор и педагог. Заслуженный артист РСФСР
Родился в селе Старое Тезиково Пензенской губернии, в семье священника, окончил Пензенскую Духовную Семинарию. Теорией музыки занимался у Н.М.Потулова. С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. жил в Санкт-Петербурге. В 1870-1871 гг. вольнослушатель хирургического отделения Военно-медицинской академии, в 1871-1873 гг. студент химического факультета Технологического института. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента. В 1873-1878 гг. регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно-конюшенной церкви. Преподавал сольное и хоровое пение в женском Патриотическом институте (1885-1908), Александровском лицее (1891-1897), Екатерининском женском училище (1893-1898, 1904-1906), Музыкальном институте (1913-1919) и других учебных заведениях. В 1902-1908 гг. руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения. В 1880 г. Архангельский создал смешанный хор (вначале из 20, впоследствии до 90 человек) и возглавлял его до 1923 г. (с 1917 Трудовой коммунальный хор). В 1887 г. Архангельский реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. Первые программы хора (1883-1885) включали русские, славянские и западноевропейские народные песни. С 1886 г. репертуар хора пополнила русская церковная и светская музыка XVII-XIX вв., западноевропейская музыка различных эпох и стилей; многие произведения хор исполнял в России впервые. Исполнительский уровень хора был чрезвычайно высок. В 1897-1901 гг. хор совершал гастрольные поездки по России (более 50 городов), Польше, Финляндии, в 1907 и 1913 гг. выступал в Германии, участвовал в концертах Русского Музыкального Общества, Русских симфонических концертах М.П.Беляева, в общедоступных симфонических концертах А.Д.Шереметева, в частных антрепризах А.И.Зилоти, С.А.Кусевицкого, в спектаклях Мариинского театра и др. В 1901 г. Архангельский создал Санкт-Петербургское певческое благотворительное общество (существовало до 1918), объединившее все хоры Санкт-Петербурга. В 62 концертах объединенного хора в составе до 600 человек было исполнено 125 сочинений. С 1906 г. Архангельский - главный инспектор Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров, в 1923 г. возглавил Общестуденческий русский хор в Праге, который впоследствии носил его имя. В сочинениях Архангельского проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды. Архангельский один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармонические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних распевов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов. Некоторые циклы Архангельского были рекомендованы для церковноприходских школ и духовных учебных заведений. Умер в Праге 16 ноября 1924 года.
[700x525]
Барельеф на здании Центра русской хоровой и вокальной культуры в Пензе.
Музыкальные сочинения: № 1: Пение Божественной литургии. Санкт-Петербург, 1886; № 2: Всенощное бдение. [Б. г.]; № 3-13: «Господи, помилуй» и «Иже херувимы» № 1, «Иже херувимы» № 2, «Иже херувимы» № 3, «К Богородице прилежно», «Утоли болезни», «Крест хранитель», «Милость мира» № 1, «Милость мира» № 2, «Милость мира» № 3, «Милость мира» № 4, Гимн в память чудесного избавления от опасности, угрожавшей Государю Императору и Его Августейшей Семье при крушении поезда 17 октября 1888 г. 1888; № 14: «Господи, помилуй» и «Ныне силы небесныя». 1889; № 15-16: Литургия святого Иоанна Златоуста (заупокойная), Панихида. 1891; № 17: Пение церковных служб во дни святого Великого Пятка, Святой Пасхи и двунадесятых праздников. 1892; № 18-19: «Милость мира» № 5, Великое славословие. 1893; № 20-29: Многолетие, «Молитву пролию», «Вскую мя отринул еси», «К кому возопию, Владычице», «Иже херувимы» № 4, «Иже херувимы» № 5, «Иже херувимы» № 6, «Господи, услыши молитву мою», «Тебе Бога хвалим», Подражание песнопениям Православной церкви (канты) для однородных голосов. 1894; № 30-33: «Помилуй нас, Господи», «Милосердия двери», «Хвалите Господа с небес», Пение литургии святого Иоанна Златоуста в духе древних напевов Православной церкви. 1895; № 34-39: «Внуши, Боже», «Гласом моим ко Господу воззвах», «Не имамы иныя помощи», «Милость мира» № 6, «Достойно есть» № 1, Пение всенощного бдения. 1896; [№ 40 пропущен]; № 41-47:«Боже, во имя Твое спаси мя», «О, Всепетая Мати», «Помышляю день страшный», «Милость мира» № 7, «Иже херувимы» № 7, «Достойно есть» № 2, «Ныне отпущаеши». 1898; № 48-51: «Бог нам прибежище и сила», «Милость мира» № 8, «Иже херувимы» № 8, «Достойно есть» № 3 и «Многая лета» № 2. 1900; № 52-54: Пение литургии преждеосвященных Даров, «Иже херувимы» № 9, «Иже херувимы» № 10. 1905; № 55: Пение из литургии святого Иоанна Златоуста: «Господи, помилуй» и «Единородный Сыне». 1905; № 56: «Приидите, поклонимся», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое; № 57-59: «Иже херувимы» № 11, «Верую», «Милость мира» № 9. 1905; № 60: «Достойно есть» № 4, «Отче наш» и «Един свят». 1905; № 61: «С вышних призирая», «Благословен Грядый», «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», «Буди имя Господне». 1905; № 62-66: «Внегда скорбети ми», «Высшую небес», «О пресладкий и всещедрый Иисусе», «На реках вавилонских», «Житейское море». 1905; № 67: «Господи, помилуй» на Великой ектении, «Единородный Сыне», «Приидите, поклонимся», Трисвятое, «Господи, помилуй», «Подай, Господи». 1905; № 68-70: «Милость мира» № 10, «Достойно есть» № 5, «Хвалите Господа с небес» № 2. 1905; № 71: «Хвалите имя Господне». 1905; № 72: «Блажен муж» (тенор соло). 1909; № 73-76: «Благослови, душе моя, Господа» (предначительный псалом), «Блажен муж» № 2 (тенор соло), «Свете тихий», «Ныне отпущаеши» (тенор или сопрано соло). 1909; № 77: «Ныне отпущаеши». [Б. г.]; № 78: «Верую» (бас соло). 1911; № 79: «Блажен разумеваяй на нища и убога» (тенор соло). [1913?]; № 80: Служба во Святую и Великую Пасху. Петроград, 1915 (№ 72 - издание Церковно-певческого благотворительного общества (Санкт-Петербург), остальные - издания автора). Литература: Беренский Н.А. Архангельский как духовный композитор // Русская Музыкальная Газета, 1897. Июль/август. Столбцы. 1047-1052; Лисицын. Обзор. Страницы 27-38, 311-313; Компанейский Н.И. Двадцатилетие концертной деятельности А.А.Архангельского // Русская Музыкальная Газета, 1903. № 3. Столбцы 71-74; К 30-летию хора А.А.Архангельского // Хоровое и регентское дело. 1913. № 2. Страницы 33-36; Ткачев Д.В. А.А.Архангельский: Очерк жизни и деятельности. Москва, 1974; Александр Андреевич Архангельский: Воспоминания современников. Духовно-музыкальные сочинения. Москва, 1999; Плотникова Н.Ю. Великий властитель гармонии // Культурно-просветительная работа: (Встреча). 1999. № 1-2.

[491x700]
1849
Сайондзи Киммоти
японский политический деятель. Родился в Киото. Выходец из придворной аристократии, участвовал в незавершенной буржуазной революции 1867—1868. В правительстве, созданном в результате революции, занимал пост советника. В 1885—1888 посланник в Австро-Венгрии, в 1888—1891 — в В 1900—1903 председатель Тайного совета. Был одним из лидеров партии Сэйюкай. В 1901—1902, 1906—1908 и 1911—1912 премьер-министр. С 1912 гэнро. Возглавлял японскую делегацию на Парижской мирной конференции 1919—1920. В качестве гэнро играл важную роль в формировании многих правительств Японии. Умер в Окицу 24 ноября 1940 года.

[509x699]
1852
Жан-Луи Форен (французское имя - Jean-Louis Forain)
французский художник, график, книжный иллюстратор. Родился в Реймсе. Из семьи ткачей. В 1860 приехал c родителями в Париж. Учился в Высшей школе изящных искусств у Карпо и Жерома. Участвовал во Франко-прусской войне. Дружил с Верленом и Рембо, Моне, Мане и Дега. Несколько раз выставлялся с импрессионистами. Первая персональная экспозиция состоялась в 1890 в галерее Тео ван Гога. В 1921 подарил Реймсу большое собрание своих рисунков. Умер в Париже 11 июля 1931 года. Похоронен в городке Ле-Шене под Версалем. Острый карикатурист, наблюдательный критик общественных нравов. По манере наиболее близок к Домье, Дега, Тулуз-Лотреку, у них немало общих мотивов (балет, скачки, суд, цирк, бордель и др.). Член Академии изящных искусств Франции (1923), Британской Королевской академии (1931). В последние годы жизни он обратился к библейским сюжетам и создавал офорты и живописные полотна в манере подражания Рембрандту. Работы Форена представлены во многих крупных музеях мира, три из них — в Эрмитаже. Литература: Browse L. Forain the painter, 1852—1931. London: P. Elek, 1978; Guйrin M. J.-L. Forain, lithographe: catalogue raisonnй de l'uvre lithographiй de l’artiste. San Francisco: Alan Wofsy Fine Arts, 1980; Craig Faxon A. Jean-Louis Forain: a catalogue raisonnй of the prints. New York: Garland Pub., 1982; Jean-Louis Forain, 1852—1931. Avignon: Fondation Angladon-Dubrujeaud, Musйe Angladon; Les Baux-de-Provence: Musйe Yves Brayer, 2003.

[494x700]
1857
Георг Альбрехт Клебс (немецкое имя - Georg Albrecht Klebs)
немецкий ботаник, один из основоположников физиологии растений. Родился в Нейденбурге. Был ассистентом известного ботаника Де-Бари в Страсбурге, с 1887—профессор в Базеле, затем в Галле и в Гейдельберге. Долгое время преподавал в Москве в здании, где сейчас расположена автошкола на Таганке. Автор многих исследований по систематике и морфологии водорослей, грибов, а также по физиологии растительной клетки. Особенно известен Клебс как один из основателей экспериментально-морфологического направления в ботанике (физиологии развития), решительно выступавший против идеи автономности жизненного цикла развития организма от окружающей среды. В разнообразных исследованиях над водорослями, грибами, папоротниками, цветковыми растениями Клебс экспериментально доказывает, что возможно управлять ходом индивидуального развития, сменой фаз вегетативного роста, покоя, вегетативного и полового размножения путем подбора соответствующих комбинаций внешних условий. Основы теоретических концепций Клебса и результаты его экспериментальных исследований до 1903 изложены им в книге «Произвольное изменение растительных форм» (русский перевод с примечаниями К.А.Тимирязева, Москва, 1905). К.А.Тимирязев высоко ценил экспериментальные работы Клебса, но вместе с тем правильно критиковал ряд неверных и эклектических теоретических его положений, как-то: неправильное понимание отношения между неоламаркизмом и дарвинизмом, умаление значения дарвинизма в свете работ Негели и Де-Фриза, недостаточное раскрытие виталистической сущности работ Дриша и т. д. Из других работ Клебса следует особенно отметить капитальную сводку «Die Bedingungen der Fortpllanzung bei einigen Algen una Pilzen» (Jena, 1896) и «крунианскую лекцию», прочитанную им в Лондонском королёвском обществе в 1910,—«Alterations In the development and forms of plants as a result of environment» («Nature», 1910, v. 3). Умер в Гейдельберге 15 октября 1918 года. Сочинения в русском переводе: Произвольное изменение растительных форм, в книге: Тимирязев К.А., Сочинения, том 6, Москва, 1939, страницы 291-454. Литература: Полный список работ и биография Клебса в некрологе: Kьster E., Georg Klebs. (1857-1918), "Berichte der Deutschen Botanischen Gesellschaft", 1918, Bd 36, . 90-116 (библиография).

[529x700]
1857
Хуан Луна-и-Новисио (имя на пилипино - Juan Luna y Novicio)
один из крупнейших филиппинских художников, участник филиппинской революционной антиколониальной войны, брат генерала Антонио Луна. Хуан Луна-и-Новисио родился в Бадоке, в дворянской семье, его родителями были Хоакин Луна де Сан-Педро-и-Посада и Лаурена Новисио-и-Анчета, был третьим из 7 детей. Уже в раннем возрасте Хуан проявляет художественный талант, и после окончания манильского Атенея изучает живопись. В 1874 году Хуан Луна становится бакалавром искусств. После этого он поступает в Маниле в морскую школу, изучает навигацию и участвует в плаваниях в различные страны. После возвращения на Филиппины Луна посещает манильскую академию живописи (Academia de Dibujo y Pintura). В 1877 году Хуан, вместе со своим старшим братом, виолончелистом Мануэлем, уезжает для продолжения образования в Испанию. В Мадриде Луна поступает в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, где его работы вскоре завоёвывают несколько премий. Не удовлетворённый системой обучения в академии, Луна берёт также частные уроки у художника Алехо Вера. Последний, увидев в своём ученике многообещающее дарование, берёт его с собой в учебные поездки в Рим и Париж. В Риме Луна изучает работы старых мастеров эпохи Возрождения. Здесь он пришет картину Дафнис и Хлоя, за которую был награждён серебряной палитрой Художественным лицеем Манилы, а также картину Смерть Клеопатры — за которую получил серебряную медаль. Смерть Клеопатры была позднее приобретена испанским правительством за 5.000 песет. Став известным художником, Хуан Луна получает на протяжении четырёх лет ежегодную стипендию от филиппинского правительства в размере 600 песо. Ещё в Риме Луна работает над своим главным произведением — «Сполиарумом» (Spoliarium). За него он получает в 1884 году первую премию в Мадриде — золотую медаль Национальной выставки изящных искусств. За картину «Битва при Лепанто» он завоёвывает свою вторую золотую медаль - на барселонской выставке 1888 года. В 1885 году Х.Луна приезжает в Париж и открывает здесь свою мастерскую. Это художественное ателье вскоре становится местом встреч проживавших за пределами своей страны филиппинцев. Здесь Хосе Рисаль организует революционную, антиколониальную группу Indios Bravos. В 1886 году Луна женится на Пас Пардо де Тавера. В этом недолгом и несчастливом браке родились сын Андрес и дочь Мария. 23 сентября 1893 года Х.Луна, в припадке ревности, убивает жену и тёщу, а также тяжело ранит своего тестя Феликса. Дело рассматривалось французским судом. 7 февраля 1894 года он был признан невиновным в этом преступлении, и через 5 дней уехал из Парижа вместе с сыном в Мадрид, где закончил некоторые свои недоработанные произведения. В апреле 1894 года Х.Луна возвращается на Филиппины. Здесь он пишет некоторые свои работы на филиппинскую тематику. В начале 1896 года Луна вновь уезжает, на этот раз в Японию. После возвращения он был в сентябре 1896 арестован и провёл длительное время в манильской тюрьме — по обвинению в организации антииспанского Катипунанского восстания, одним из руководителей которого был брат Хуана, Антонио. 27 мая 1897 года он был помилован в связи с днём рождения короля Альфонса XIII и вышел на свободу. Через месяц художник отплыл из Филиппин в Испанию. В 1898 году Х.Луна назначается революционным филиппинским правительством членом делегации на переговорах в Париже по поводу признания независимого Филиппинского государства. После окончания Испано-американской войны в декабре 1898 года он приезжает в Вашингтон с тем, чтобы побудить правительство США к признанию суверенитета Филиппин. Находясь в США, Хуан Луна узнал о гибели своего брата Антонио, после чего бросает все дела и отправляется на родину. По пути, в Гонконге, Х.Луна скончался от инфаркта 7 декабря 1899 года. В 1920 году его тело было перевезено из Гонконга на Филиппины и там захоронено. Имя Хуана Луны носит одна из центральных улиц Манилы.

[510x700]
1858
Мари Жозеф Эрб (французское имя - Marie Joseph Georges Erb)
французский композитор, органист и музыкальный педагог. Родился в Страсбурге, в семье, представители которой с 1789 года были органистами в страсбургской церкви Святого Иоанна. В 1874—1880 гг. учился в Париже в Школе Нидермейера у Гюстава Лефевра и Эжена Жигу, брал также уроки у Камиля Сен-Санса, сдружился со своим соучеником Леоном Боэльманом. По возвращении в Эльзас в 1882 году основал Эльзасское общество церковной музыки, в том же году опубликовал свои первые композиции — которые, однако, несмотря на работу Эрба органистом, на протяжении более чем двух десятилетий носили исключительно светский характер. В 1910—1937 гг. преподавал в Страсбургской консерватории орган и композицию (на позднем этапе также фортепиано и теорию музыки), среди его учеников, в частности, Герман Вольфганг фон Вальтерсхаузен. Мемуарный очерк об Эрбе оставил Альберт Швейцер. Умер в Андлау (Эльзас) 9 июля 1944 года.

[591x700]
1862
Николай Михайлович Филатов
российский и советский военачальник, специалист по стрелковому оружию. Герой Труда (1928). Родился в деревне Каменка Калужской губернии. Образование получил в Нижегородской графа Аракчеева военной гимназии. В 1887 году окончил Михайловскую артиллерийскую академию. В 18871892 преподавал в Московском пехотном юнкерском училище. С 1892 года — учёный секретарь опытной комиссии Офицерской стрелковой школы. С 1896 в Артиллерийском комитете ГАУ. В 19001914 редактор «Вестника Офицерской стрелковой школы».В 1902 пожалован чином полковника. С 1904 года — начальник Ружейного полигона офицерской стрелковой школы. Активно содействовал работам первых отечественных изобретателей и конструкторов автоматического оружия (В.Г.Фёдоров, Ф.В.Токарев, Я.У.Рощепей, В.А.Дегтярев, И.Н.Колесников и др.). В 1909 пожалован чином генерал-майора. С 1911 одновременно сотрудник редакции «Военной энциклопедии». В 1914 состоял при ГАУ для особых поручений. С октября 1914 года — начальник Офицерской стрелковой школы, затем начальник Запасной пулемётной бригады. Осенью 1914 году разработал проект пушечно-пулемётного бронеавтомобиля «Гарфорд-Путилов», а в 1915 году — проект лёгкой трёхколёсной бронемашины, известной, как «трёхколёска» или бронеавтомобиль Филатова. Впоследствии руководил работами по серийной постройке и тех, и других бронемашин. Генерал-лейтенант (1917). С 1918 года — в РККА. Начальник Высшей стрелковой школы командного состава РККА (19181922), начальник оружейно-патронного отдела ГАУ. С 1 ноября 1922 — председатель стрелкового комитета РККА, затем в инспекции пехоты. Награжден орденом Красного Знамени, пожизненно оставлен в рядах РККА. Умер в Москве 24 февраля 1935 года. На Даниловском кладбище в Москве, где покоится прах Н.М.Филатова, решением Моссовета была установлена мемориальная доска с надписью: "Герою Труда, первому начальнику Высшей стрелковой школы Советской Армии Н.М.Филатову". Один из его сыновей, офицер, погиб в первых боях Добровольческой армии против большевиков под Таганрогом в начале 1918 года. Награды Российской империи: Орден Святого Станислава 3-й степени (1893); Орден Святой Анны 3-й степени (1895); Орден Святого Станислава 2-й степени (1903); Орден Святого Владимира 4-й степени (1906); Орден Святого Владимира 3-й степени (1912). Труды: Записки по теории стрельбы. Издание 2-е. — Санкт-Петербург, 1903; Стрельба станковых пулеметов. — Москва, 1925; Определение расстояний до целей в стрелковом бою. Издание 3-е. — Москва— Ленинград, 1930; Пулеметная стрельба поверх своих войск и в промежутках между ними. — Москва, 1931; Командирские пулеметные линейки. — Москва, 1937; Командирская стрелковая линейка для пули образца 1908 г. — Москва, 1937; Краткие сведения об основаниях стрельбы из винтовок и пулеметов. Издание 8-е. — Москва, 1944. Литература: Гусаров А.Ю. Ораниенбаум. Три века истории. — Санкт-Петербург, 2011. — ISBN 978-5-93437-329-1. Литература: Глотов И.А., Николай Михайлович Филатов (К 100-летию со дня рождения), "Военный вестник", 1962, № 10.

1865
Пирс Георгиевич Боль
латвийский математик. Родился в Валке (ныне Латвия). Окончил Дерптский университет (1887). В 1895-1918 работал в Рижском (профессор), в 1918-1921- в Ивановском политехническом институтах. Работал в тесном научном контакте с А.Кнезер. Ряд исследований относится к теории функций действительного переменного, теории дифференциальных уравнений и механике. Боль — один из создателей качественных методов математического анализа. В магистерской диссертации (1893) заложил основы теории почти периодических функций, изучив так называемые квазипериодические функции, то есть конечные суммы периодических функций с несоизмеримыми между собой периодами. Докторская диссертация посвящена нелинейной механике. Болю принадлежит приоритет в открытии теоремы о неподвижной точке и применении этой теоремы к теории дифференциальных уравнений. В функциональном анализе известна теорема Боля. Предложил (1900) применение топологических методов в теории дифференциальных уравнений. Заложил основы теории почти периодических функций (1887) и теории квазипериодических функций (1893). Доказал теорему о разложимости квазипериодических функций в ряд Фурье (1893), а также существование и гладкость устойчивого и неустойчивого многообразий для линейной системы дифференциальных уравнений (1900). Доказал (1906) теорему о квазипериодической функции; ввел (1913) понятие устойчивости решения при постоянно действующих возмущениях и понятие индекса. Умер в Риге 25 декабря 1921 года. В 1974 в Риге вышло "Собрание трудов" Боля. Литература: Kneser A., Meder A., Piers Bohl zum Gedдchtnis, "Jahresbericht der Deutschen Mathematiker-Vereinigung", 1925, Bd 33 (имеется список работ Боля в тексте).

[615x700]
1868
Фредерик Уильям Ланчестер (Lanchester)
английский эрудит и инженер, внесший значительный вклад в автомобилестроение, аэродинамику, был одним из основателей исследования операций. Фредерик Уильям Ланчестер родился в Льюишам, в районе на юго-востоке Лондона, у Генри Джонса Ланчестер, архитектора, и его жены Октавии, репетитора. Он был четвертым из восьми детей, его старший брат Генри Воган Ланчестер также стал архитектором. Когда ему было лет, его отец перевёз семью в Брайтон, и молодой Фридрих посещал занятия в подготовительной школе и около школы-интерната, где он ничем не отличился. Впоследствии вспоминая, отметил, что, «казалось, что Природа была сохраняет свою энергию». Тем не менее, он успешно получил стипендию для обучения в Институте Хартли, в Саутгемптон, и через три года добился ещё одной стипендии, в Кенсингтононский колледж, который сейчас является частью Имперского колледжа Лондона. Так же Ланчестер дополнил свои познания в инженерном деле, посещая вечерние занятия в техникума в Финсборо. К сожалению, он закончил свое образование, так и не получив диплома. После окончания обучения в 1988 году, уже в 20 лет, он начал работать чертежником в Патентном Бюро на ставке в Ј3 в неделю. Именно тогда ему удалось запатентовать свое первое, из более чем четырехсот, изобретение — так называемый изометрограф, помогающий дизайнерам при проведении чертежных работ. Эта деталь характеризует Ланчестера как крайне педантичного человека, технические разработки которого всегда отличались высоким качеством и тщательностью исполнения. В 1919 году, в возрасте пятидесяти одного, Фредерик Ланчестер женился на Доротея Купер, дочь Томаса Купера, викарий церкви Святого Петра в Ланкашире. Супруги переехали по адресу 41 Bedford Square в Лондоне, но в 1924 году Ланчестер построил дом своей собственной конструкции — Dyott End, Мозли. Пара осталась там на всю их совместную жизнь, у них не было детей. Он был избран членом Королевского общества в 1922 году, а в 1926 году Королевского авиационного общества присудил ему стипендию и золотую медаль. Ланчестер, который никогда не был коммерчески успешными, жил до конца своей жизни в стесненных обстоятельствах, поддерживаемый лишь заботой и любовью преданной жены, на руках которой он и скончался в своем доме, Dyott End, в 8 марта 1946 года. В 1890 Ланчестер запатентовал устройство самозапуска для газовых двигателей. Впоследствии, он очень выгодно продаёт права на это изобретение Crossley Gas Engine Company. Заработав, таким образом, свой первый капитал, Фредерик арендует небольшую мастерскую, где занимается экспериментальной работой уже на свое усмотрение. Он понимает, что наконец-то имеет возможность полностью себя реализовать. В то же время, работа на компанию по производству газовых двигателей становится ему крайне утомительной и надоевшей, что вынуждает его уйти в отставку. Такой шаг дает свои положительные результаты: вскоре Ланчестеру удается построить первый бензиновый двигатель, важной частью которого стал революционный карбюратор для правильной подготовки горючей смеси из топлива и воздуха. Конструктор успешно устанавливает мотор на лодку, становясь, таким образом, первым в Англии изобретателем моторной лодки. Установив двигатель на плавсредство, следующим логическим шагом должно было бы стать приведение в движение наземного транспортного средства. Однако следует заметить, что до 1895 года с «самодвижущимися экипажами» в Англии было очень плохо. Виной тому — печально известный «Закон о локомотивах», значительно ограничивавший скорость и условия передвижения паромобилей. Соответственно, когда во всей континентальной Европе энтузиасты уже вовсю бросились воспроизводить творение Карла Бенца и Готлиба Даймлера, в Англии об «автомобильном процессе» еще и речи быть не могло. И лишь после смягчения упомянутого закона наконец-то появился первый британский автомобиль, творцом которого стал, конечно же, Фредерик Ланчестер. К процессу автомобилестроения изобретатель подходил со свойственным ему новаторством и желанием всегда идти своим путем. Первый автомобиль Ланчестера появился в 1895 году и пока ничем особо оригинальным не выделялся. Разве что в однолитровом 5-сильном двигателе два коленчатых вала вращались в противоположные стороны, что позволяло в значительной степени избегать вибраций, возникавших от работы мотора. Однако шаг за шагом Фредерик внедрял новые разработки и самостоятельно конструировал узлы и агрегаты. Он настолько хорошо «чувствовал» свои творения, что уже через несколько лет его автомобиль смог завоевать золотую медаль за дизайн и производительность на Автомобильной выставке в Ричмонде, а также принять участие в знаменитой 1000-мильной гонке Королевского автомобильного клуба, придя к финишу лишь с одной незначительной поломкой. В свете такого подъема, мастерскую пришлось реорганизовать в предприятие Lanchester Engine Company, а в компаньоны пригласить своих братьев Георга и Фрэнка, которые взяли на себя ответственность за продвижение продукта на рынок. В автомобилях Lanchester было прекрасно все, что дало возможность современным историкам говорить о Фредерике, как о зачинателе концепции машин представительского класса и дерзком разрушителе существовавших в те времена принципов автомобилестроения. Как позже напишет один из британских журналистов, «это были первые автомобили, которые создавались на научной основе». Чего стоит один только горизонтальный двигатель, устанавливавшийся в центре шасси. Мотор имел два противоположно расположенных цилиндра. Два синхронно вращавшихся в разных направлениях коленчатых вала, соединенных шестернями со спиральными зубьями, позволяли добиваться недостижимой в то время уравновешенности силового агрегата. Кроме того, мотор включал в себя оригинальный клапанный механизм и полностью автоматическую систему смазки. Верхом технической мысли была также планетарная коробка передач, которая передавала крутящий момент червячной передаче заднего моста, оснащенного шарикоподшипниками и шлицованными полуосями. Удивляло в те времена и зажигание от магнето низкого напряжения. При этом дополнительную жесткость конструкции придавало то, что все узлы монтировались на раме стационарно. Подвеска автомобиля представляла собой невероятное соединение всех известных на то время типов — рессорного, пружинного и других. Отдельно следует сказать и о тормозах. Именно Фредерик Ланчестер в 1902 году запатентовал дисковые тормоза, которые стал устанавливать на некоторых своих моделях. Как и на современных автомобилях, дисковые тормоза Ланчестера имели зажимы, которые прижимались и фиксировали с двух сторон барабан колеса. Повсеместно используемые тормозные колодки постоянно портились из-за перегрева, однако вследствие отсутствия подходящих материалов запатентованное изобретение еще долгое время не находило широкого применения. Да еще и привычка сказывалась, ведь телеги также останавливали прижатием палки к рабочей поверхности колеса. А вот управление было рычажным, как на тракторах, хотя другие производители уже давно перешли на рулевое управление. Такую вот интересную смесь новаторского и устаревшего предлагал покупателям Ланчестер.
[700x558]
Одной из самых характерных для изобретателя моделей считается Lanchester с 4-литровым 12-сильным двигателем и с кузовом под названием «тонно», который был очень популярным в начале ХХ века. Уже одним своим внешним видом с удлиненными, более широкими и приземистыми формами, а также с отсутствующим выступающим капотом этот автомобиль отличался от конкурентов. Колеса же украшали мотоциклетные спицы. Из-за центрального расположения двигателя сиденье водителя было установлено впереди мотора. Позади же силового агрегата размещался отсек для пассажиров с двумя продольными диванами, а входная дверь располагалась в задней стенке кузова. В роли лобового стекла выступал особый фирменный щиток с установленной на нем единственной фарой. Кроме того, Фредерик не устает постоянно что-то либо придумывать, либо усовершенствовать. Он экспериментирует с впрыском топлива, турбонагнетателями, полыми шатунами, поршневыми кольцами, подшипниками скольжения, глушителями и многими другими элементами, без которых невозможно себе представить современный автомобиль. Тем не менее, даже несмотря на разработку достаточно сложных с технической точки зрения конструкций, у него находится время и для того, чтобы впервые в мире установить на своих автомобилях тонированные стекла. По своей надежности, хорошим ходовым характеристикам и мягкости хода, а также простоте эксплуатации автомобилям Ланчестера в Англии не было равных. Однако трудоемкая оригинальность исполнения и штучность производства диктовали высокую цену, что не могло не отпугивать покупателей. К примеру, за первую пятилетку ХХ столетия было продано всего 350 автомобилей. Компания постоянно испытывала финансовые трудности, а Фредерик, который никогда не мог похвастать деловой хваткой, постоянно подозревал в махинациях управляющего компанией. Однако проблема была, скорее, в другом. Несмотря на расцвет оригинальных конструкций, который продолжался вплоть до 1920-х годов, это не могло способствовать возможностям компании противостоять набирающим обороты автогигантам и вместе с ними постепенно насаждаемым штампам в автомобилестроении. Ланчестер пытался отказаться от нетрадиционного духа своих первых автомобилей и начать выпуск машин только классической конструкции — он даже стал устанавливать обыкновенный руль и… две фары, однако это никак не улучшало ситуацию. Фредерик приходит к печальному выводу: по причине того, что его оригинальность больше никому не нужна, с каждым годом ему и самому становится все менее интересно заниматься автомобилями — как говорится, пропал кураж…В 1920-х годах, параллельно с ведением уже малозначащего для него автобизнеса, Ланчестер полностью посвящает себя увлечению детства — аэронавтике. Еще бегая мальчишкой с невиданными воздушными змеями в руках, он кричал зевакам, что когда-нибудь поднимется на одном из них в воздух. Он открывает исследовательскую компанию, где занимается промышленными разработками и проводит научную работу. За свои исследования в области воздушного движения, аэродинамических свойств крыла, теории планеризма, а также предсказаний исхода воздушных битв во время войны на основе дифференциальных уравнений, известных сегодня как «Законы силы Ланчестера», Фредерик был избран членом совета Королевского научного общества, а также получил множество наград и медалей от ведущих институтов страны. Однако самое парадоксальное заключается в том, что большинство его исследований часто отвергались научными кругами или ложились в долгий ящик, потому что значительно обгоняли свое время и казались тогда чересчур фантастическими…Лишь считанные исследователи на Земле внесли такой бесценный вклад сразу во множество различных областей знаний. Фредерик Ланчестер за свою жизнь получил более 400 авторских свидетельств, написал около ста научных работ, но, не имея деловой хватки, он так и не смог превратить свое мастерство и знания в денежные купюры. Постоянная нехватка средств часто не давала возможности проводить исследования так, как он считал необходимым, а потому многое осталось за кадром.

1868
Александр Михайлович Настюков
советский химик. Родился в Москве. Окончил Московский университет (1890). Работал там же (с 1908 г. - профессор), с 1933 г. - в Московском химико-технологическом институте. Основные научные работы посвящены исследованию целлюлозы и ее производных, нефти и пластмасс. Отмечая высокую молекулярную массу целлюлозы, предположил (1900) рассматривать ее молекулу состоящей из 40 остатков глюкозы. Изучал оксицеллюлозу. Открыл (1903) так называемую реакцию (взаимодействие формалина с ароматическими углеводами нефти в присутствии концентрированной серной кислоты), которая в дальнейшем послужила основой для создания отечественных фенолформальдегидных смол и пластмассы на их основе (неоформалит). Эту же реакцию применил для исследования нефтей (качественная формалиновая проба на присутствие ароматических углеводородов). Разработал (1914-1919) способы получения сернистых красителей - черного и хаки. Автор учебников и руководств по технической химии. Умер в Москве 16 февраля 1941 года. Сочинения: Примеры технического анализа, Москва, 1910 (совместно с В.М.Шалфеевым); Примеры технических препаратов, Москва, 1911 (совместно с В.М.Шалфеевым); Техническая химия, 3-е издание, Москва, 1924 (совместно с другими); Введение в курс технической химии пластических масс, Москва—Ленинград, 1934. Литература: Рутковский Б.Н., Профессор А.М.Настюков, "Журнал химической промышленности", 1941, том 18, № 11; Александр Михайлович Настюков, "Технико-экономический вестник", 1926, том 6, № 3 (имеется библиография трудов Настюкова).

[440x698]
1870
Иван Иванович Лапшин
русский философ. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова. Его учителем в университете был известный кантианец А.И.Введенский, оказавший на Лапшина определяющее влияние. По предложению Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1897 – приват-доцент Санкт-Петербургского университета. В 1898–1899 находился в научной командировке в Англии, опубликовал статью Судьба критической философии в Англии до 1830 г. В университете Лапшин преподавал историю философии, историю педагогики, теорию познания, психологию. Вел занятия (с 1900) по логике в Александровском лицее, по психологии на Высших женских курсах. В 1906 опубликовал свой основной философский труд – Законы мышления и формы познания. За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 он – экстраординарный профессор Санкт-Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 была опубликована его книга Философия изобретения и изобретение в философии (тома 1–2, 2-е издание Прага, 1924). В том же году Лапшин вместе с другими известными русскими философами был выслан из России. В последующие годы занимал должность профессора Русского юридического факультета в Праге. Умер Лапшин в Праге 17 ноября 1952. Основные положения философской системы Лапшина нашли отражение в его диссертации. Отстаивая принципы кантовского критицизма, он утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления и необоснованность любых апелляций к логике, не учитывающих такого рода связи («те, кто отвергает значение критической теории познания, тем самым лишают себя права ссылаться на законы формальной логики»). В то же время, критикуя разнообразные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и «вещей в себе». Существование последних не может быть доказано (впрочем, как и обратное), т.к. к ним в принципе не могут быть применены законы логики (в первую очередь закон противоречия). Обратившись к проблеме «чужого Я», Лапшин, по существу, развивал идеи своего учителя А.И.Введенского, которые тот сформулировал в книге О пределах и признаках одушевленности (1892). Реальность «чужого я» лишь гипотетична («трансцендентная реальность чужого я недоказуема»), соответственно – представление о «чужой» одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, однако, необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут, согласно Лапшину, играть продуктивную роль. Понимание Лапшиным специфики философского знания получило последовательное обоснование в его сочинении Философия изобретения. Включая философию в сферу научного знания, он одновременно доказывал принципиальную несводимость философского опыта к методам и содержанию конкретных наук. Философию роднит с наукой познавательная функция, последовательная рациональность. В этом отношении философский опыт существенным образом отличается отличается от религиозного и художественного (сфера «эмоционального мышления»). «Изобретательность» в философии – это, по Лапшину, творческий элемент, который постоянно присутствует в философском познании. «Философская страсть удивления» перед самим фактом бытия становится первоначальным творческим импульсом метафизического самоопределения человека. Лапшин выстраивает систему принципов философского творчества – изобретения, включая в их число «комбинаторику фактов», «комбинаторику мыслей», «комбинаторику точек зрения», «комбинаторику форм выражения». Все эти моменты образуют творческое единство философского опыта и при этом совершенно рациональны, поскольку находятся под «непрестанным контролем мысли».

[490x700]
1871
Григорий Васильевич Покровский
генерал-майор, герой Первой мировой войны, военачальник Белого движения в Гражданской войне в России. Православный. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус (1890) и 3-е военное Александровское училище (1892), откуда был выпущен подпоручиком в 1-й Туркестанский линейный батальон. Позднее был переведен в лейб-гвардии Волынский полк с тем же чином и старшинством. Чины: поручик (1896), штабс-капитан гвардии с переименованием в капитаны ГШ (1899), подполковник (1903), полковник (1907), генерал-майор (за боевые отличия, 1915). В 1899 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. По окончании академии состоял старшим адъютантом штаба 36-й пехотной дивизии (1900—1901). В 1901—1904 годах состоял в прикомандировании к Александровскому военному училищу для преподавания военных наук. Затем состоял штаб-офицером для особых поручений при штабе Гренадерского корпуса (1904—1905) и штаб-офицером для поручений при штабе Московского военного округа (1905—1911). В 1911—1913 годах занимал должность начальника штаба 3-й гренадерской дивизии. 2 ноября 1913 года назначен командиром 129-го пехотного Бессарабского полка, с которым вступил в Первую мировую войну. Был награждён Георгиевским оружием. «За то, что в бою 31 августа 1914 г., командуя авангардом в составе 129-го пехотного Бессарабского полка с 2 батареями, несмотря на губительный огонь противника, захватил село и командующие высоты, удержал их и тем дал возможность главным силам дебушировать из леса.» и орденом Святого Георгия 4-й степени «За то, что 26 ноября 1914 г., начальствуя авангардом 33-й пехотной дивизии, атаковал противника, занявшего позицию у деревень Бржеско Старе и Смиловице, заставил его очистить позицию и, благодаря решительным и искусным распоряжениям, окружил его на берегах реки Вислы и заставил положить оружие, чем способствовал дальнейшему победоносному движению вперед нашей армии. Трофеями были: весь 31-й пехотный гонведный полк со знаменем, в составе 22 офицеров, 1311 нижних чинов и 4 пулеметов.» 22 августа 1915 года произведен в генерал-майоры с назначением начальником штаба 1-го Туркестанского армейского корпуса. 8 октября 1916 года переведен генерал-квартирмейстером штаба в 8-ю армию генерала Каледина. В 1917 году состоял начальником штаба 8-й армии, когда ею командовал генерал Корнилов. Во время Корниловского выступления был отчислен от должности в резерв чинов при штабе Киевского военного округа. В августе 1918 года прибыл в Добровольческую армию. Находился в распоряжении помощника начальника Военного управления генерала Вязьмитинова, в Русской армии генерала Врангеля состоял в резерве чинов Генерального штаба, выполняя различные поручения. В 1920 году был эвакуирован из Крыма в Константинополь. В эмиграции во Франции. Принимал деятельное участие в жизни военной эмиграции. Состоял членом РОВСа, председателем Объединения лейб-гвардии Волынского полка и Общества офицеров Генерального штаба во Франции, почетным председателем Союза российских кадетских корпусов. До 85 лет работал кулинаром в парижском ресторане. Выйдя на пенсию, жил в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Скончался 16 января 1968 года. Похоронен на Кадетском участке кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. Награды: Орден Святого Станислава 3-й степени (1903); Орден Святой Анны 3-й степени (1905); Орден Святого Станислава 2-й степени (1910); Орден Святой Анны 2-й степени (1913); Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (Высочайший Приказ февраль1915); Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (Высочайший Приказ 12 марта 1915); Георгиевское оружие (Высочайший Приказ 22 марта 1915); Орден Святого Георгия 4-й степени (Высочайший Приказ 1 июня 1915).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Москва-Хайфа - Дневник Москва-Хайфа | Лента друзей Москва-Хайфа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»